Проект "Удивительный космос"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Папилова Надежда Николаевна

Проект для детей старшего дошкольного возраста, о представлении космического пространства, освоении космоса людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_udivitelnyy_kosmos.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

 «Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и

пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем

завоюет себе все околосолнечное пространство»

К. Циолковский

Актуальность проекта:

Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Тем не менее современные дошкольники задают много вопросов о космосе, космическом пространстве, космонавтах, так как всё неведомое, непонятное, недоступное будоражит детскую фантазию. Космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

Данный проект направлен на обогащение познавательно-эстетической компетентности старших дошкольников, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки.

Целевая группа – дети старшего дошкольного возраста и их родители.

Тип проекта:

По доминирующему методу: познавательно – творческий

По характеру содержания: включает в себя ребёнка, семью, общество и его культурные ценности.

По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с семьёй.

По продолжительности: средней продолжительности.

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и освоение космоса людьми. 

Задачи проекта:

  1. Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о космических полетах, о космонавтах.
  2. Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, их творческий потенциал.
  3. Воспитывать патриотические чувства, чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов.
  4. Повысить мотивацию родителей к участию в семейных проектах со своими детьми.

Основное содержание проекта включает в себя мероприятия, направленные на поддержку инициативы и самостоятельности творческой художественно-эстетической деятельности детей с участием семей воспитанников.

Временные: в течении 1 недели

Методические: 

1. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве.  М.: Просвещение, 2002

2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. М.: Просвещение, 2004.

3. Доронова Т.Н. Художественное творчество детей 2-8 лет - М.: Просвещение, 2016

4. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». - М.: Просвещение, 2003

Материально-технические:

1.Альбом «Удивительный космос»  

    2. Дидактические игры:

  1. «Найди лишнее»,
  2. «Подбери созвездие»,
  3. «Найди недостающую ракету»,
  4. «Добавь словечко»,
  5. «Куда летят ракеты».

Осуществление проекта: в рамках педагогической системы детского сада, в соответствии с образовательной программой дошкольного образования ДОУ.

Методы проекта: 

- интерактивные словесные (беседа на основе модели трёх вопросов):

Что мы знаем? Что хотим узнать? Что узнали? Совместное планирование проектной деятельности с учётом интересов ребёнка, обсуждение результатов-продуктов проектной деятельности;

- активные наглядные (рассматривание репродукций картин; показ способов изображения и способов действий).

План реализации проекта:

1.Подготовительный этап. 

1.1. Беседа с детьми «Что за праздник «День космонавтики»? И как мы будем готовиться к этому празднику?»

1.2. Просмотр видеофильма из архива группы, в течение которого у детей возникли высказывания и вопросы о предстоящем празднике.

А что же мы знаем?

- Первые живые существа в космосе были – собаки (Снежанна Ш.)

- Первый космонавт, который полетел в космос–Юрий Гагарин (Лиза З.)

- Наша планета называется – Земля (Коля Х.)         

Что хотим узнать?

- Какие планеты ещё существуют?

- Что такое Луна?

- На чём люди сейчас летают и работают в космосе?

Как можем найти ответ?

- Спросить у мамы (Женя Ч.)

- В интернете (Максим Х.)

- Посмотреть мультики про космос (Андрей П)

1.3. Консультация для родителей: «Рекомендация для родителей по

лексической теме - «КОСМОС»;

1.4. Планирование практической деятельности

Выбор детьми и родителями с учётом интересов ребёнка совместной деятельности в семье по созданию:

- поделки на тему «Космический корабль»;

- тематического мини-альбома;

- персональной выставки ребёнка «Космос глазами ребёнка»;            

- видеоролика «Дети о картинах художников».

2.  Практический этап

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность ребёнка

Взаимодействие с семьями воспитанников

Занятия по теме:

1.Рисование «Удивительный космос».

2.Лепка «Солнечная система»

3.Аппликация «Полет в космос».

4. «Худ. творчество»

(конструирование) «Космодром».

Коллективные работы группы: Рисование по трафаретам.

Раскрашивание раскрасок.

Чтение художественной литературы: 

- О.А. Скоролупова «Покорение космоса»,

- Н. Носов «Незнайка на луне»,

-Ю. Нагибин «Рассказы о Гагарине»

- П.О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,

- стихотворения о космосе: Е. Новичихина «Космонавты»

Ю. Макарова «Неудачный полет»,

- загадки о космосе.

Рассматривание альбома «Удивительный космос»  

Дидактические игры:

«Добавь словечко», «Куда летят ракеты».

Подвижные игры: 

«Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость», «Космическая Эстафета», «Солнышко и дождик», «Солнце-чемпион», «Ракетодром», «Космонавты».

Просмотр мультфильмов

Тайна третьей планеты, 1981, СССР, Союзмультфильм.

Незнайка на Луне, 1997, Союзмультфильм

Звёздные собаки: Белка и стрелка, 2010, Россия

Индивидуальные беседы по запросу родителей:

- по созданию персональной выставки «Чудеса космоса»;

- изготовление дидактических игр, пособий, раскрасок, трафаретов.

- подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов, атрибутов.

Сбор материала для создания альбома

- по созданию дидактических игр «Найди лишнее», «Подбери созвездие», «Найди недостающую ракету»

3.Заключительный этап.  

В течение недели оформление семейных выставочных экспозиций на тему космоса, созданных своими руками и рассказы детей о них.

Оформление персональной выставки «Чудеса космоса» и рассказы ребёнка о своих творческих работах.

Достижения ожидаемых результатов:

 Результаты – эффекты:

Что мы узнали?

Дети расширили и обогатили свои представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси, узнали имя первого космонавта Земли, а также других космонавтов и конструкторов. Данный проект позволил развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у дошкольников. У детей повысился интерес к теме космоса посредством чтения художественной литературы и игр.

Дети научились правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказывании, старательно создавать фантастические работы в различных видах продуктивной деятельности.

Родители мотивированы на участие в создании дидактических игр и организации персональных выставок детей «Чудеса космоса».

Результаты-продукты:

Пополнение РППС группы

Внесение дидактических игр, созданных совместно с родителями и детьми: «Добавь словечко», «Куда летят ракеты». «Найди лишнее», «Подбери созвездие», «Найди недостающую ракету» в уголок дидактических игр.

Внесение альбома «Удивительный космос», созданный родителями и воспитателем группы, размещённый в уголке художественного творчества.

Оформление семейных выставочных экспозиций: персональной

выставки «Чудеса космоса».

Поделка: «Космическая ракета».

Перспективы дальнейшего развития проекта

Продолжать привлекать родителей к активному взаимодействию в организации совместной художественно-продуктивной и творческой деятельности по желанию детей. Проект предоставит большие возможности для творчества, позволит приблизить обучение к жизни, к развитию активности, инициативы и самостоятельности, умение планировать, работать в коллективе.

Таким образом, развивая творческий потенциал в детях, мы развиваем духовную жизнь ребёнка, наполняя её звуками, красками, впечатлениями, сказкой, игрой. Родителям, даём возможность, окунутся в мир своего детства.  

Так пусть проект «Удивительный космос» останется одним из ярких моментов в жизни каждого ребёнка, и оставят они в своей душе навсегда частичку добра и красоты.

Список литературы и интернет – источников

1.     Ельцова О. М. Технология познавательной деятельности -С-Петербург, 2020.

2.     Г. Юрмин, А. Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия - Москва, 1999.

3.     Калашников В. О звездах и планетах.

4.     Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.

5.     Леонов А. Я выхожу в космос - Москва,1985.

6.     Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах - Москва,1981.

7.     Почемучка. Под редакцией А. Алексина - Москва, 1992.

8.     Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007

9.     Голицына Н.С. Конспекты комп.-тематических занятий. Старщая группа-М., изд-во Скрипторий. 2020

10.   Сочеванова. Е.А. Подвижные игры для старщих дошкольников- С-Пб, Детство-пресс. 2019

11.   Леонова Н.Н. Художественно - эстетическое развитие детей в старщей группе. Перспективное планирование -С-Пб, Детство-пресс. 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи "Космос, космос - это интересно"

Эти конспекты занятий по развитию речи адресованы воспитателям дошкольных образовательных учреждений, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы, представленные вашему вн...

Космос - Вселенная. Загадочный мир космоса

интегрированное занятие по окружающему миру...

Познавательная беседа о космосе "Первооткрыватели космоса"

Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосо...

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...