Дидактическая игра «Игра-путешествие в мир природы»
учебно-методическое пособие по окружающему миру

Дмитриенко Юлия Александровна

Ухудшение экологической обстановки на земном шаре стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Задача педагога и родителя – научить детей относиться к каждому живому организму, природе как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь.

Актуальность данной экологической игры в том, что в процессе игры у детей формируются желание  и умение  беречь и защищать природу, воспитывается эмоциональная отзывчивость, наступает понимание важности выполнения нормы поведения в природе и создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости.

 Новизна  проявляется в изменении подхода к ознакомлению детей с природой от биологического к экологическому, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, доступные дошкольникам. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, обычное раскрывается через необычное.  Цель игры-путешествия - придать познавательному содержанию необычности, усилить  впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

Данную дидактическую игру целесообразно использовать вариативно, в зависимости от уровня экологической воспитанности детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_24.docx843.48 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Игра - путешествие в мир природы» 

Цель. Развивать познавательный и экологический интерес детей, формировать ценностные ориентации и навыки экологически грамотного поведения в природе. Способствовать осознанию дошкольниками взаимосвязи компонентов природы, взаимодействия человека и природы.  Обогащать поведенческий, личностный и оценочный опыт детей дошкольного возраста.

Материал: картинки с изображением людей бережно и заботливо относящихся к природе и картинки, свидетельствующие о жестоком отношении людей к природе, изображение «шахматное поле», 1 лист белый бумаги и 1 лист черный, кубик для жребия.

Игровые правила: Не мешать друг другу «путешествовать». В соответствии с содержанием картинки дети должны дать оценку поступкам людей словами «хорошо» и «плохо», объяснить, почему они так думают, внимательно выслушивают ответы других игроков.

Краткое описание ресурса: игра предназначена для детей дошкольного возраста, направлена на развитие нравственных представлений дошкольников о деятельности людей в природе. И обогащения личностного, поведенческого и оценочного опыта детей дошкольного возраста.

Описание - представление практики работы с дидактической игрой

Игра может быть проведена на территории леса, парка, игровой площадке, а также в групповой комнате.

На игровом поле раскладываются картинки. Дети «путешествуют» по игровому полю от картинки к картинке (очередность определяется с помощью жребия) и рассказывают, что на них нарисовано. В соответствии с содержанием картинок дети дают характеристики поступкам людей словами «хорошо» и «плохо». Картинки под названием «хорошо» размещаются на белом листе бумаги, а «плохо» - на черном листе бумаги. (Фото 1).    

C:\Users\м\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2011-10-14-057.jpg

В соответствии с содержанием картинок дети дают характеристики поступкам людей словами «хорошо» и «плохо». Картинки под названием «хорошо» размещаются на белом листе бумаги, а «плохо» - на черном листе бумаги. (Фото 2).

C:\Users\м\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2011-10-14-073.jpg

В дальнейшем убедившись в знаниях детей, предлагаем детям самостоятельно выбрать из множества карточек те, с изображением полезных дел, которые приносят радость людям и природе и расположить на листах белой бумаги, а на черной бумаге разложить карточки, свидетельствующие о жестоком отношении людей к природе.  (Фото 3).

C:\Users\м\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2011-10-14-059.jpg

Для проверки знаний детей предлагаем самостоятельно или в соревновательной форме выбрать, и расположить на шахматной доске карточки, оценивая поступки людей по отношению к природе.  (Фото 4).

C:\Users\м\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2011-10-14-047.jpg

Список литературы:

  1. С.А. Козлова «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», М: «Academ»А, 2012 г. 
  2. Сборник дидактических игр по экологическому образованию «Весёлая экология» 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в воспитание интереса к природе и окружающему миру детей младшего возраста

Сообщение на тему: «Дидактические игрыв воспитание интереса к природе и окружающему мирудетей младшего возраста»2012 год...

Дидактические игры для дошкольников на восприятие природы

Дидактические игры на эстетическое восприятие природы...

Консультация для воспитателей "Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с природой родного края"

Консультация для воспитателей "Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с природой родного края"                          ...

«Дидактические игры в воспитание интереса к природе и окружающему миру детей младшего возраста»

Дошкольное детство – это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому психолог Л.С.Выгодский назвал её ведущей деятельностью дошкольного детства....

Дидактические игры на тему: «ВОЛШЕБНЫЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ»

Сборник дидактических игр по здоровью сбережению для старших дошкольников...

Дидактическая игра экологического содержания «Окно в природу: Птицы Волгоградской области» (авторская игра)

Данная игра предназначена для реализации образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель игры: Формиро...