Методическая разработка занятия по экспериментированию (познавательное развитие): ВУЛКАН
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Козлова Ирина Валентиновна

Занятие приурочено к Всемирному дню науки за мир и развитие (10 ноября).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vulkan._zanyatie.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО участника

 (полностью)

Козлова Ирина Валентиновна

№ ГБДОУ

ГБДОУ

детский сад № 55 Центрального района СПб

Тема мероприятия

Занятие «Вулкан» (познавательная область развития)

(Занятие приурочено к дате 10 ноября, Всемирному дню науки за мир и развитие.)

возрастная группа

Младшая группа (3 – 4 года)

Цель мероприятия

Формирование познавательно-исследовательского интереса, радости открытий  ребенка через различные виды деятельности.

Задачи, которые Вы будете решать для достижения цели

Обучающие задачи:

  • Познакомить детей с природным объектом «вулкан»,
  • Расширять и активизировать словарный запас детей: гора, вулкан, огонь, спящий, яркий и т.д.;

Воспитательные задачи:

  • Побуждать детей к умению решать проблему через различные виды деятельности, доводя до определенного результата,
  • Воспитывать аккуратность при различных видах деятельности;

Развивающие задачи:

  • Стимулировать развитие таких качеств, как мышление, воображение, внимание, наблюдательность,     коммуникативные способности;
  • Развивать умение слушать и слышать, реагировать на обращение, уважать окружающих, работать в коллективе;
  • Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка на протяжении всего времени занятия;
  • Способствовать укреплению здоровья детей (психическое и физическое), используя игру на музыкальных инструментах и упражнения на динамической паузе (физкультминутке).

Результаты, которые вы планируете получить в ходе проведения мероприятия

Образовательные области

Планируемый результат

Познавательная область развития

Социально-коммуникативная область развития

Речевая область развития

Художественно-эстетическая область развития

Физическая область развития

  • Интерес к познавательно-исследовательской деятельности, используя разные варианты решения проблемы.
  • Интерес к совместным действиям, сотрудничеству со сверстниками.
  • Умение отвечать на вопросы взрослого.
  • Отражение полученных впечатлений в речи.
  • Умение различать и узнавать детские музыкальные инструменты, уметь подыгрывать на них.
  • Умение имитировать движения под музыку (театрализация).
  • Самостоятельное рисование по собственному замыслу.
  • Снятие усталости и эмоционального напряжения.

Образовательные технологии, которые Вы используете при проектировании мероприятия

Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные, игровые технологии, технология исследовательской деятельности, технология «ТРИЗ».

Опишите содержательные этапы мероприятия с указанием используемых приёмов и методов

Введение

Основная часть

Заключительная

  • Эмоциональное вхождение: «Ты мой друг» (организация детского внимания и снятие эмоционального напряжения, метод педагогической поддержки);
  • Знакомство с легендой о Вулкане (словесный, наглядный метод);
  • 1-й сюрпризный момент (наглядный метод);
  • Подводящий диалог (словесный метод);
  • Проблемная ситуация (привлекательная цель).

Решение проблемной ситуации:

  • Метод мозгового штурма (словесный метод);
  • Эмоционально-психологическая разрядка «Похлопаем-потопаем» (практический метод);
  • 2-ой сюрпризный момент (наглядно-практический метод);
  • Музыка (практический метод);
  • 3-й сюрпризный момент (фантастическая добавка (наглядно-практический метод));
  • Экспериментирование (практический метод, индивидуальный подход, метод педагогической поддержки);
  • Звукоподражание и имитация (театрализация (практический метод)).
  • Пальчиковая гимнастика (практический метод);
  • Продуктивная деятельность (художественно-эстетическая область развития: рисование) «Мой вулкан» (метод педагогической поддержки, индивидуальный подход, практический метод, словесный метод);
  • Опрос-итог (смогли ли решить проблему, как и т.д. (словесный метод));
  • Рефлексия настроения и эмоционального восприятия (использование эмоциональных маркеров (словесный, наглядный метод)).

Перечислите оборудование, которое Вам необходимо для проведения мероприятия

  • Магнитная доска,
  • стулья по количеству детей,
  • музыкальные инструменты (игровое оборудование): бубны – 3 шт., 4 - бубенцы, 3 -  маракасы (погремушки),
  • 1 стол для макета вулкана (макет изготавливается педагогом),
  • столы (2 шт.) для итоговой продуктивной деятельности (рисование).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в группу.

Воспитатель предлагает всем встать в круг и поиграть.

Ребята, давайте познакомимся (перечислить всех детей по именам на бейджиках). Меня зовут Ирина Валентиновна. Доброе утро!

  1. Игра – приветствие «Мой друг»

Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Я передаю свое хорошее настроение вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

  1. Легенда о вулкане (по наглядным картинкам на магнитной доске).

Ребята, присаживайтесь на стульчики. Я расскажу вам сказку.

Жил на свете бог по имени Вулкан. Он умел делать разные предметы из железа. Профессия его была кузнец. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят, с тех пор все огнедышащие горы стали называть вулканами. Вот такая сказка.

Ребята, эта огнедышащая гора называется вулкан. Какой вулкан на этой картинке? (Ответы детей) Какие вы молодцы, так много рассказали мне о вулкане.

  1. 1-й Сюрпризный момент.

Ой, посмотрите сюда! (Обращает внимание на макет вулкана, который накрыт платком и стоит на столике за магнитной доской для сюрприза.)

Что же это? Давайте посмотрим! (Снимает платок, под платком макет вулкана.)

  1. Подводящий диалог.

Ребята, на что это похоже? (Ответы) Посмотрите, в сказке вулкан огненный, яркий, а у нас он спит. Мы можем его разбудить? (Ответы)

  1. Проблемная ситуация  (привлекательная цель).

Что же мы можем сделать? Как же разбудить наш вулкан? (Ответы, варианты)

  1. Метод мозгового штурма (технология ТРИЗ)

Дети предлагаю свои варианты для того, чтобы разбудить вулкан.

Воспитатель выслушивает все варианты, хвалит каждого за идею. Предлагает свои.

  1. Динамическая пауза «Похлопаем-потопаем».

Ребята, давайте похлопаем, потопаем, вдруг у нас получится разбудить вулкан? (Не получилось…)

Что-то не получается ничего.

  1. 2-й сюрпризный момент.

Мы можем пошуметь, погреметь? Ребята, у меня есть волшебный мешочек. (Достает волшебный мешочек. Дает детям пощупать, потрогать, потрясти.) Как вы думаете, что в нем? (Варианты ответов детей.) Давайте каждый наощупь вытащит по одному предмету. (Вытаскивают музыкальные инструменты, называют, педагог помогает.) Давайте поиграем на этих музыкальных инструментах, вдруг наш вулкан проснется? (Под народную музыку играют, педагог помогает на фортепиано. Смотрят на макет, ничего не происходит.)

Ну, опять ничего не получается.

  1. 3-й сюрпризный момент.

Ой, ребята, у меня же есть помощницы! Волшебные палочки! Давайте каждый из вас возьмет в руки волшебную палочку и представит себя волшебником! (Взяли в руки.) Но чтобы волшебство случилось, и наш вулкан проснулся, нам нужно очень постараться! Вам нужно нажать сильно-сильно, чтобы волшебная сила палочки оживила вулкан! Постарайтесь, все вместе!

Раз-два-три!

Вулкан, оживи!!!

 (Одновременно нажимают на поршни, выливается жидкость, вулкан оживает.)

Ребята, какие вы молодцы! Оживили вулкан, он проснулся!

  1. Имитация «Вулкан».

Давайте изобразим, как закипает и оживает вулкан.

Ребята, вы смогли оживить вулкан, вы молодцы.

Посмотрите, здесь на столах лежат картинки  с изображением разных вулканов. Какие вы видите вулканы (спит или нет)? (Ответы детей). А теперь я предлагаю вам выбрать картинку и оживить вулкан.

Подходите к столам, выбирайте, какой вулкан вам нравится, рассаживайтесь. Но перед рисованием потренируем пальчики.

  1. Пальчиковая гимнастика «Вулкан» и рисование.

После пальчиковой гимнастики дети рисуют, воспитатель помогает, хвалит.

  1. Опрос-итог. Ребята, сегодня я рассказала вам сказку. Про что была эта сказка? Что же такое

вулкан? (Огненная гора) Что мы сегодня делали, чтобы разбудить вулкан? Что нам помогло? Вы отлично справились! Вы настоящие волшебники!

  1. Рефлексия настроения.

Вам было сегодня интересно? Что же вам понравилось? Все ли у нас получилось? Какое у вас сейчас настроение? Выберите свое настроение! (Каждый выбирает смайлик – веселый или грустный.) Эти смайлики вам на память о сегодняшних приключениях. А рисунки дорисуете дома и покажете своим маме или папе, бабушке или дедушке, расскажете о том, что вы сегодня делали, увидели и услышали. Спасибо!

ВУЛКАН:

В емкость: 2 столовые ложки соды, 1 чайная ложка жидкости для мытья детской (для безопасности) посуды, краска гуашь столовая ложка, все размешать.

Жидкость в волшебные палочки (украшенные шприцы, иголки снять!): две столовые ложки лимонной кислоты, вода 200 мл, перемешать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми младшего возраста «Клоун в гостях у ребят»

Продолжать учить различать по цвету и правильно называть цвета, группировать предметы по форме, размеру и цвету. Закреплять умения изображать простые предметы (воздушные шары). Продолжать учить ...

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми младшего возраста "Знакомимся с ягодами"

Продолжать знакомить детей с ягодами леса: малина, черникой, брусникой, волчьи лыком. Учить по внешнему виду отличать съедобных ягоды от несъедобных. Расширять словарный запас: съедобный, несъед...

Методическая разработка совместная деятельность по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе "Идем на помощь героям сказки "Гуси-лебеди"

Интересный материал по познавательному развитию, объединенный единым сюжетом, с использованием здоровьесберегающих технологий: дыхательная гимнастика, глазная гимнастика, пальчиковая гимнастика, самом...

Методическая разработка по образовательной области: Познавательное развитие

Обеспечение грамотного психологического сопровождения естественного развития детей, их коммуникабельных качеств....

Методическая разработка конспекта НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Свойства перьев" (экспериментирование)

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе. Область: познавательное развитие.Тема: Свойства перьев...

Методическая разработка по образовательной области «Познавательное развитие» для детей с задержкой психического развития подготовительного к школе возраста

Методическая разработка по образовательной области «Познавательное развитие» для детей с задержкой психического развития подготовительного к школе возраста1. Сенсорное развитие...

Методическая разработка. Занятие по экспериментированию "Магнит-волшебный камень"

ПРОСМОТРРЕДАКТИРОВАТ Задачи:1. Познакомить детей с явлением земного магнетизма, с полюсами магнита, со свойствами и классификацией магнитов, с изготовлением электромагнита.2.Развивать у детей вни...