Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Амурский тигр – как ему живется в тайге?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лунева Александра Борисовна

Конспект ОД в старшей группе "Амурский тигр - как ему живется в тайге?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_amurskiy_tigr.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

в старшей группе                                                                                      «Амурский тигр – как ему живется в тайге?»

Автор: Лунева Александра Борисовна 


Цель: расширение знаний об уссурийском тигре, как о животном, занесенном в Красную книгу, формирование любви и гордости к родному краю.

Задачи:

Образовательные:                                                                                                               - Систематизировать знания о символике края — гербе и флаге Приморского края.

- Пополнить и закрепить знания детей об уссурийском тигре: повадках, питании, способах охоты.

- Дать детям знания об опасностях, с которыми сталкивается тигр в тайге: глубокий снег, проливные дожди, нехватка корма, ранения.

Развивающие:                                                                                                                          - Формировать познавательный интерес.                                                                                                    - Развивать логическое мышление, память, речь.

Воспитательные:                                                                                                                     - Сформировать убеждение о бесценности природы и обитателей края, и подвести к выводу о необходимости ее сохранять.

Речевое развитие:                                                                                                                  - Учить отвечать на вопросы полным ответом.                                                                    - Закрепить навык правильного произношения звука «р».                                                  - Поощрять речевую активность, желание вступать в диалог, делиться своими знаниями и впечатлениями, использовать в речи описания.

Оборудование: телевизор, ноутбук, видео и звуковые файлы, иллюстрации с изображением герба и флага Приморского края, карта Дальнего востока с отметками Приморского и Хабаровского края,  шапочки тигра и козлят для подвижной игры, рулетка.

Предварительная работа: беседы с детьми о Приморском крае; чтение художественной литературы о тиграх и жителях тайги; прослушивание звуковых файлов «Голоса леса»; загадывание загадок; рассматривание: дидактического материала, книжных иллюстраций; подбор стихов, создание презентации.

Интеграция образовательных областей: познавательная, социально-коммуникативная, речевая, физическая.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.

Ход:

Воспитатель читает стихотворение на фоне красивой заставки природы Дальнего востока:

Есть в России край такой

С необычной красотой.

Здесь и море и тайга,

Лотос смотрит в облака,

В сопках тигр и олень,

Есть лимонник и женьшень.

Постарайся, угадай,

Что это за край?  (Приморский край)

(Дети подходят к карте)

- Почему называется Приморский край? (расположен у моря)

- У нашего края есть свои символы. (Показ изображений герба и флага.)

- Кто знает — что это такое? (герб, флаг)

- Внимательно посмотрите, и запомните, что на них изображено. На гербе и на флаге – золотое изображение идущего уссурийского тигра. Это означает, что Приморский край гордится, что на его территории обитает такое редкое и красивое животное.

- Но вы, наверное, уже слышали, что тигра называют по- разному: уссурийский и амурский. Как вы думаете, почему?

- Посмотрите на карту: здесь протекает река Амур, рядом с которой растет густая тайга; а здесь протекает река Уссурка, поэтому тайгу здесь называют уссурийской, рядом расположен город Уссурийск. По всей этой тайге обитает наш тигр, поэтому его называют и амурским, и уссурийским.

 (На экране слайд с видами тайги)

- Ребята, вот мы оказались в лесу - этот лес необычный, его люди называют тайгой, (Уссурийской тайгой). Тайга - удивительное создание природы.

- Чем отличается тайга от обычного леса? Каких деревьев в тайге больше? Почему деревья называются хвойными? Кто живёт в тайге? (Дети перечисляют животных, на экране появляются их изображения)

Это что за зверь лесной,

Встал недвижно под сосной?

Ему выжить помоги,

Он король нашей тайги.

(Рассматривание слайдов с изображением тигра)

- Здесь, в знаменитой уссурийской тайге, живёт тигр. Его любимые места обитания - горные кедрово-широколиственные леса. Особенно любит тигр леса со скалами, пещерами. Здесь он охотится, с высоких точек обозревая свои владения. Тигра называют хозяином уссурийской тайги. 

- Расскажите, какой он? (тигр большой, полосатый, у него есть глаза, уши, хвост, лапы.)

С помощью рулетки мы сейчас представим размер тигра. Длина его вместе с хвостом примерно 3 метра, высота чуть больше метра, а прыгает он на 5 метров в длину. (Дети с помощью рулетки обозначают размеры тигра)

- Да, верно. Тигр - очень большая дикая кошка, свирепая, сильная, быстрая, неустрашимая. Это крупное животное ударом лапы может свалить с ног лошадь. Посмотрите, какие у него сильные лапы. А знаете, что тигру полоски помогают в охоте, маскируют его. Его движения плавные, ловкие, быстрые, он умеет двигаться бесшумно и аккуратно. Как у истинного хищника у него тонкий слух, отличное зрение, высокая прыгучесть, он хороший скалолаз и пловец.

- Тигр может прыгать.

- Кошки умеют мурлыкать, мурлычет и тигр, когда он сыт и спокоен. Но если что-то не по нему – глухо рычит, и издаёт угрожающие звуки.

- Давайте порычим, как тигры, сначала тихо. Потом громче.

(Дети произносят звук «р»)

- Днем тигр прячется, а ночью выходит на охоту. На охоте тигр полагается на замечательное острое зрение и слух. Он подкрадывается к добыче неслышно и прыгает. Ему помогает умение ходить очень, очень осторожно, так, чтобы другие звери не услышали

- А давайте, и мы попробуем пройти по «тигриной тропе».

(Небольшая часть пола длиной 2-3 метра и шириной 40-50см, демонстрируя мягкую, крадущуюся походку, дети по очереди проходят по этой тропе.)

- И пришли мы с вами по тигриной тропе на полянку, пора бы, и поразмяться нам немного.

 - Предлагаю поиграть в подвижную игру «Козлята и тигрята»

(Выбираются 3 тигрёнка, остальные - козлята.  Дети надевают шапочки.)

Козлята:

Мы весёлые козлята

Любим прыгать и скакать.

Тигрята:

А, мы ловкие тигрята

Очень любим догонять.

- А вот интересное наблюдение: если у тигра уши вверх торчат - то тигр спокоен, если уши в стороны – значит, прислушивается, а если уши прижаты к затылку – тигр готовится к прыжку.

- Несмотря на то, что тигр такой большой и сильный, у него тоже случаются неприятности. Поразмышляйте, какие проблемы могут быть у тигра в дикой природе?

(Если выпало много снега, трудно бежать за добычей;

 у тигра нет норы и в сильный дождь он может промокнуть и замерзнуть;

 в дождь сложно охотиться;

когда у тигрицы малыши, ей нужно следить, чтобы с малышами ничего не случилось и регулярно приносить им еду;

лесные пожары могут погубить и тигров, и животных, на которых он охотится;

если люди срубят много дубов и хвойных – кабанам будет мало пищи, а на кабанов охотится тигр)

- Молодцы, вы очень внимательны!

- Кроме опасностей в дикой природе существует опасность от охотников и браконьеров. Поэтому тигров в природе остается все меньше.

- Что же делать?

(Предложения детей)

- Посмотрите, я хочу показать вам Красную книгу.

- Это особая книга, в неё заносят животных, которых осталось очень мало. Они могут скоро исчезнуть с земли, если о них не позаботиться сейчас. 

- Тигр тоже занесён в эту книгу охраны природы. Численность тигров увеличиться, если мы будем охранять, защищать их. И не только тигров, но и всех животных.

Физкультминутка «Шел тигриный детский сад»

– Ребята, давайте на несколько минут превратимся в шаловливых тигрят.

Шёл тигриный детский сад,

Много маленьких тигрят,

Тигрята не кусаются,

Тигрята все стараются.

Раз, два, три –

За тигрёнком Машей повтори!

(Ребёнок показывает движение,  дети повторяют. Затем движения показывает другой ребёнок)

- И, конечно же, мы с вами знаем как нужно вести себя в лесу. Давайте вспомним правила поведения в лесу. (Нельзя в лесу шуметь, разрушать гнёзда, рвать, топтать цветы).

- Правильно. Природу надо любить, беречь её и по возможности помогать птицам и животным. Послушайте, как надо себя вести в лесу.

Дети слушают стихотворение на фоне слайдов о животных, тайге, природе.

Лесные правила.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки –

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай.

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать

Зря цветы не надо рвать

Из рогатки не стрелять

В лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Рефлексия

- Понравилось вам наше путешествие? Что нового вы узнали?

 Что запомнилось и больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке Гуси-лебеди» Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений

Тема: «Путешествие по сказке Гуси - лебеди»Образовательная область: «Познавательное развитие»Тип: ИнтегрированноеИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникатив...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по теме «Раскрась планету» нетрадиционные техники рисования Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Представляю подробный конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе на тему "Раскрась планету". Дети окунуться в увлекательное незабываемое к...

Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»

Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...

Конспект Образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Автобус» Приоритетная образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Развивать конструктивные способности детей в аппликации.Обучающие задачи:Учить детей, передавать характерные особенности формы автобуса и его частей.Закреплять приемы вырезывания и аккуратного н...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: Путешествие в цветочный город. Образовательная область: Познавательное развитие(ФЭМП)

Конспект образовательной деятельности в старшей группе.Тема: Путешествие в цветочный город.Образовательная область: Познавательное развитие(ФЭМП)Интеграция образовательных областей  «Социал...