насекомые
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Белова Татьяна Юрьевна

Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Насекомые».

Цель: Обобщить и закрепить знания детей по теме «Насекомые».

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Развивающие:

  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
  • Развивать связную речь.
  •  Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
  • Развивать общую моторику, координацию.

Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей,  божья коровка, стрекоза,).  Дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», цветок, стол, покрытый зеленой тканью, на котором расположены цветы, письмо, картинки с изображением волка, мухомора, ромашки, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Заиграла музыка из мультфильма Лунтик.

 - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. На нем присутствуют гости. Поздороваемся с гостями. Подарите им свои улыбки. А теперь улыбнитесь еще одному гостю. Кто это?

Лунтик

- Посмотрите он пришел с каким то письмом. Давайте посмотрим, что в нем.

Здравствуйте ребята! У меня случилась беда. Пока мы играли, я растерял всех своих друзей. Помогите мне их найти. Для этого нужно выполнить задания, мне одному не справиться. Лунтик.

 -Ребята, поможем Лунтику?

- Давайте вспомним, кто был другом Лунтику?

-Как их можно назвать одним словом?

- И вот первое задание. Вам нужно отгадать загадки и найти картинки отгадки.

2.Загадки.

  • У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

  • Сок цветов душистых пьет,

 Дарит нам и воск, и мед.

 Людям всем она мила

 А зовут ее... (пчела).

- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

  • Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом… (муравей).

- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

  • Она ярка, красива,

 Изящна, легкокрыла.

 Сама похожа на цветок

  И любит пить цветочный сок…(бабочка).

- Какие слова  вам подсказали, что это бабочка?

  • Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки… (божья коровка).

- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

-  Что объединяет всех насекомых?

Почти у всех насекомых по 6 лапок, есть крылышки и усики.

Ребята, вы справились с первым заданием. Молодцы!

-Следующее второе задание.

 3. Дидактическая  игра «Разложи по группам».

Давайте прочитаем. Ребята, скажите, а какие бывают насекомые?

Насекомые бывают хищными, полезными и вредными.

Вот вам три значка (волк, мухомор, ромашка), какой вы выберите для обозначения хищных насекомых… (волк) Какие насекомые являются хищными?

Стрекоза, кузнечик, божья коровка.

Почему их называют хищниками?

Потому что они охотятся на других насекомых.

Возьмите картинки хищных насекомых и прикрепите их на доску под картинкой с изображением волка. (Дети выбирают картинки хищных насекомых и прикрепляют на доску).

 Полезные насекомые. Выберите подходящий значок. Назовите полезных насекомых

Бабочка, пчела, муравей.

Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравьи?

Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений, собирают мусор. Бабочки опыляют цветы.

Возьмите картинки полезных насекомых и прикрепите на доску под картинкой с изображением цветка-ромашки.

(Дети выбирают картинки полезных насекомых и прикрепляют на доску).

Назовите, каких вредных насекомых вы знаете? Последний значок будет обозначать вредных насекомых. Почему они вредные?

Муха –разносит микробы, комар- кусает людей. 

Возьмите картинки вредных насекомых и прикрепите их   на доску под картинкой с изображением гриба – мухомора.

(Дети выбирают картинки вредных насекомых и прикрепляют на доску).

Молодцы! Вот вы и со вторым заданием справились.

4. Физминутка.

Ребята давайте немного отдохнем и выполним физминутку «Кузнечик»

Поднимайте плечики раз, два, раз, два              (дети поднимают плечи)
Прыгайте кузнечики                                            (
выполняются прыжки на двух ногах)
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушали                                  (
дети приседают, имитируют прием пищи)
Тишину послушали
Тише, тише высоко                                              (
поднимаются на ноги)
Прыгай на носках легко.                                      (
прыгают легко на носках)   

5. Игра «4 лишний». Составление предложений  с союзом «потому что».

- Молодцы! Пойдем дальше. Вам нужно выполнить задания на экране.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Четвертый лишний»

Какие вы молодцы! И с этим заданием вы справились.

Возьмите каждый себе картинку с насекомым и никому не показывайте. Я вас превращу в этих насекомых.

6.Составление описательного рассказа.

- Закройте глаза и повторяйте за мной:

-  Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами и превратились в насекомых и прилетели на лесную полянку. Я предлагаю вам   описать насекомое, в которое он превратился. А ребята попробуют отгадать, в какого насекомого каждый из вас превратился.

(Дети по очереди составляют описательный рассказ о насекомом, в которого они превратились.)

8. Итог занятия.

Вот мы и справились со всеми заданиями. Ребята смотрите вот они друзья Лунтика. Кто это? (дети называют насекомых) Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке, они сами вернутся к Лунтику.

(Дети берут насекомых-картинки и размещают их на полянке возле цветов.)

Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей.

Закройте глаза и повторяйте за мной:

-  Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

- Вам понравилось быть насекомыми? Кому мы сегодня помогали? Мы справились с заданиями?

- Вы все сегодня были молодцы! Ребята, смотрите, что нам оставил Лунтик. В благодарность Лунтик оставил раскраски. И говорит вам спасибо.

9. Релаксация «Порхание бабочки»

Ребята, мы сегодня с вами много заданий и немного устали. Давайте отдохнем.

Положите руки на столы,  голову склоните на руки, закройте глаза и вспомните.

Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки... (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. Занятие окончено.


1.Организационный момент. Заиграла музыка из мультфильма Лунтик.

 - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. На нем присутствуют гости.

Поздороваемся с гостями. Подарите им свои улыбки.

А теперь улыбнитесь еще одному гостю. Кто это?

Лунтик

- Посмотрите он пришел с каким то письмом. Давайте посмотрим, что в нем.

-Ребята, поможем Лунтику?

- Давайте вспомним, кто был другом Лунтику?

-Как их можно назвать одним словом?

- И вот первое задание. Вам нужно отгадать загадки и найти картинки отгадки.

2.Загадки.

  • У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

  • Сок цветов душистых пьет,

 Дарит нам и воск, и мед.

 Людям всем она мила

 А зовут ее... (пчела).

- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

  • Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом… (муравей).

- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

  • Она ярка, красива,

 Изящна, легкокрыла.

 Сама похожа на цветок

  И любит пить цветочный сок…(бабочка).

- Какие слова  вам подсказали, что это бабочка?

  • Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки… (божья коровка).

- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

-  Что объединяет всех насекомых?

Почти у всех насекомых по 6 лапок, есть крылышки и усики.

Ребята, вы справились с первым заданием. Молодцы!

-Следующее второе задание.

 3. Дидактическая  игра «Разложи по группам».

Давайте прочитаем. Ребята, скажите, а какие бывают насекомые?

Насекомые бывают хищными, полезными и вредными.

Вот вам три значка (волк, мухомор, ромашка), какой вы выберите

для обозначения хищных насекомых… (волк) 

Какие насекомые являются хищными?

Стрекоза, кузнечик, божья коровка.

Почему их называют хищниками?

Потому что они охотятся на других насекомых.

Возьмите картинки хищных насекомых и прикрепите их

на доску под картинкой с изображением волка. 

(Дети выбирают картинки хищных насекомых

 и прикрепляют на доску).

 Полезные насекомые. Выберите подходящий значок.

Назовите полезных насекомых

Бабочка, пчела, муравей.

Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравьи?

Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск.

Муравьи разносят по лесу семена многих растений,

собирают мусор. Бабочки опыляют цветы.

Возьмите картинки полезных насекомых и

прикрепите на доску под картинкой с изображением цветка-ромашки.

(Дети выбирают картинки полезных насекомых и прикрепляют на доску).

Назовите, каких вредных насекомых вы знаете?

Последний значок будет обозначать вредных насекомых.

Почему они вредные?

Муха –разносит микробы, комар- кусает людей. 

Возьмите картинки вредных насекомых и прикрепите их  

на доску под картинкой с изображением гриба – мухомора.

(Дети выбирают картинки вредных насекомых и прикрепляют на доску).

Молодцы! Вот вы и со вторым заданием справились.

4. Физминутка.

Ребята давайте немного отдохнем и выполним физминутку «Кузнечик»

Поднимайте плечики раз, два, раз, два              (дети поднимают плечи)
Прыгайте кузнечики                                            (
выполняются прыжки на двух ногах)
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушали                                  (
дети приседают, имитируют прием пищи)
Тишину послушали
Тише, тише высоко                                              (
поднимаются на ноги)
Прыгай на носках легко.                                      (
прыгают легко на носках)   

5. Игра «4 лишний». Составление предложений  с союзом «потому что».

- Молодцы! Пойдем дальше. Вам нужно выполнить задания на экране.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Четвертый лишний»

Какие вы молодцы! И с 3 заданием вы справились.

Возьмите каждый себе картинку с насекомым и никому не показывайте.

Я вас превращу в этих насекомых.

6.Составление описательного рассказа.

- Закройте глаза и повторяйте за мной:

-  Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с

вами и превратились в насекомых и прилетели на лесную полянку. 

Я предлагаю вам   описать насекомое, в которое он превратился.

А ребята попробуют отгадать, в какого насекомого каждый из вас превратился.

(Дети по очереди составляют описательный рассказ о насекомом,

в которого они превратились.)

8. Итог занятия.

Вот мы и справились со всеми заданиями.

Ребята смотрите вот они друзья Лунтика. Кто это?

(дети называют насекомых) Возьмите насекомых и

поселите их на нашей лесной полянке, они сами вернутся к Лунтику.

(Дети берут насекомых-картинки и размещают

их на полянке возле цветов.)

Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают

по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и

пусть мир, в котором мы живем, всегда остается

голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад.

Но сначала нам опять нужно превратиться в детей.

Закройте глаза и повторяйте за мной:

-  Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

- Вам понравилось быть насекомыми?

Кому мы сегодня помогали? Мы справились с заданиями?

- Вы все сегодня были молодцы!

Ребята, смотрите, что нам оставил Лунтик.

В благодарность Лунтик оставил раскраски.

И говорит вам спасибо.

9. Релаксация «Порхание бабочки»

Ребята, мы сегодня с вами много заданий и немного устали.

Давайте отдохнем.

Положите руки на столы,  голову склоните на руки,

закройте глаза и вспомните.

Представьте себе прекрасный летний день.

Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо.

Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно.

Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими

и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие

— это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое,

взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и

выдохом вы все выше и выше парите в воздухе.

Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки...

(пауза — поглаживание детей).

Гладит, нежно прикасается к... (имя).

Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время

возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три»

откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. Занятие окончено.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»

НОД  с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...