Исследовательский проект "Почва - чудесная кладовая"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Голобокова Алла Владимировна

Цель проекта: Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с почвой и ее значением для растительного и животного мира.

Задачи проекта:

1) Обогащать и систематизировать знания детей о почве и ее структуре.

2) Обогащать представления детей знаниями об особенностях почвы (водопроницаемость, плодородность, рыхлость, пластичность).

3) Расширять и закреплять знания детей о роли почвы в жизни человека, растений и животных.

4) Продолжать знакомить детей с подземной средой обитания животных (крота, полевой мыши, дождевого червя, медведки).

5) Развивать стремление к экспериментированию и интерес к результатам эксперимента, воспитывать желание работать с почвой.

6) Познакомить детей со свойствами песка и глины, формировать представление об использовании человеком песка (строительство, песочные часы) и глины (производство посуды, игрушек, строительство).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt.docx355.1 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

«Почва – чудесная кладовая»

https://token.cryptmix.org/wp-content/uploads/2018/05/organicco.jpg

                                                        Подготовила и провела воспитатель:  

                                                        Голобокова А.В.                                                                                                                

Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители.

Вид: познавательно-исследовательский, краткосрочный.

Срок реализации: 2 недели

Актуальность проекта

Экологическое воспитание – относительно новая тенденция в дошкольной педагогике. Но уже с полной уверенностью можно сказать, что именно в дошкольном возрасте путём целенаправленного педагогического воздействия, при условии системного ознакомления дошкольника с разнообразием природы, а также вовлечения его в практическую деятельность, у ребенка можно заложить основы экологической культуры в целом.

Так как дошкольное детство в данном случае является самым благоприятным возрастом для решения задач экологического воспитания, необходимо, в первую очередь, организовать педагогический процесс в дошкольных учреждениях с опорой на основополагающие понятия о природе в целом, а также соответствующим образом организовать эколого-развивающую среду детей.

Одной из наиболее эффективных форм организации знакомства детей с окружающим миром является детское экспериментирование с компонентами неживой природы, так как именно эксперименты составляют основу всякого знания.

Экспериментирование в дошкольном возрасте является тем методом обучения, который позволяет малышу моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях при решении проблемных ситуаций; совершенствовать умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск их решения, делать выводы и аргументировать их, видеть и понимать взаимосвязи и взаимозависимости окружающего мира.

Цель проекта: Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с почвой и ее значением для растительного и животного мира.

Задачи проекта:

1) Обогащать и систематизировать знания детей о почве и ее структуре.

2) Обогащать представления детей знаниями об особенностях почвы (водопроницаемость, плодородность, рыхлость, пластичность).

3) Расширять и закреплять знания детей о роли почвы в жизни человека, растений и животных.

4) Продолжать знакомить детей с подземной средой обитания животных (крота, полевой мыши, дождевого червя, медведки).

5) Развивать стремление к экспериментированию и интерес к результатам эксперимента, воспитывать желание работать с почвой.

6) Познакомить детей со свойствами песка и глины, формировать представление об использовании человеком песка (строительство, песочные часы) и глины (производство посуды, игрушек, строительство).

Предполагаемый результат:

1) Дети узнают, что почва – верхний плодородный слой Земли; состав и свойства почвы; значение почвы для роста растений, для жизни людей.

2) Дети научатся определять проблему, которую необходимо разрешить; предполагать возможные решения; осуществлять эксперимент, опыт; делать выводы, обобщения; понимать необходимость бережного отношения к природе.

1 этап. Подготовительный

1.Составление плана работы

2.Подбор методической литературы

3.Изготовление наглядного и дидактического материала. Подбор художественной литературы.

2 этап. Содержательный.

  1.Познавательная беседа «Кладовая Земли».

Цели: Познакомить детей с почвой. Пробудить интерес к окружающему миру.

  2. Экспериментальная деятельность «Что у нас под ногами?»

      Цель: Формировать у детей познавательный интерес к природе, учить видеть и понимать причинно-следственные связи в природе. Продолжать развивать у детей интерес к общению с взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое взаимодействие, развивать наблюдательность, мыслительную активность.

3. Экспериментальная деятельность «Влияние состава почвы на жизнь растений».

Цель: выяснить скорость прорастания семян и процент их всхожести в разных средах обитания, влияние света и влаги на прорастание семян и развитие проростков.

3 этап. Заключительный.

  1. Консультация для родителей «Проведите с детьми дома».
  2. Изготовления макета подземной жизни.

     

Познавательная беседа для детей старшей группы

«Кладовая Земли»

Цели: Познакомить детей с почвой. Пробудить интерес к окружающему миру. Изготовление макета земли.

Задачи: 
1. Обучающие: Дать детям понятие, что такое почва, слои земли.


2. Развивающие: Развивать у детей наблюдательность
, смекалку, внимательность, коммуникативные качества.


3. Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к неживой природе, трудолюбие и аккуратность.

-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна - а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как оно называется?!? (Ответы детей)

-Сегодня мы будем говорить о земле! Нашу обычную землю называют волшебной. Как вы думаете почему? (Земля кормит и поит растения).

 - Как она нас кормит? (Выращиваем овощи, фрукты, хлеб)
       - А как радует нас земля ? (Цветами, зеленой травой)
      - Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Ребята, где мы встречаем почву?  
(Ответы детей.) 

- А хотите узнать, как образовалась почва? (Ответы детей.) 

- Когда-то давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.

Ветер же приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, они разрастались, а отмирая, увеличивали слой чернозёма. Все опавшие листья также превращаются в почву. Она становится богатой, в ней появляется новая «пища» для растений. Так происходит всегда: земля-почва кормит растения, а потом они её.

Теперь вы знаете, как образовалась почва. На это ушло тысячи лет, но, к сожалению, разрушить это очень легко.

       - Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Но вот почему в одних местах летом вырастает сочная ярко-зеленая трава до пояса, а в других – только редкие сероватые травинки? (Ответы детей.) 

 -  Почва везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины. Как называется такая почва? (Глинистая)

 - Почву богатую на перегной называют чернозем, потому что она черного (темного) цвета. Торф тоже богат перегноем, его привозят на больших самосвалах и разбрасывают по огородам и клумбам, чтобы лучше росли растения.

 - Посмотрим таблицу “Почва в разрезе”.

- Какого цвета верхний слой земли? (Темного.)

-Это плодородный слой земли. Какого цвета следующий слой земли? (Желтого.)

- Как вы думаете, что это? (Песок.)

- Дальше мы видим изображение подземных вод. Каким цветом изображена вода? (Голубым.)

- Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина? (Рыжим.)

      -Ребята, предлагаю вам сделать макет земли. Для этого на дно стеклянной банки положим мелкие камешки, на них глину, сверху – песок. На самый верх – почву. Это она вместе с водой и воздухом обеспечивает нормальные условия для жизни растений. Попадая в нее, семена прорастают и становятся деревьями до самого синего неба, цветами, которые спорят красотой с бабочками, шелковистой травой… пищей для всего живущего на Земле.

     

Экспериментальная деятельность для детей старшей группы

«Что у нас под ногами?»

Цель: Формировать у детей познавательный интерес к природе, учить видеть и понимать причинно-следственные связи в природе. Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое взаимодействие, развивать наблюдательность, мыслительную активность.

- Ребята, сейчас я познакомлю вас с приключениями знаменитого барона Мюнхгаузена – героя книги Э.Распе.

Воспитатель читает рассказ «Необыкновенный олень» из книги Э.Распе « Приключения барона Мюнхаузена».

- Как вы думаете, всели правдоподобно в рассказе «самого правдивого человека на свете»? (ответы детей)

- А что вам кажется неправдоподобным? Почему? (ответы детей)

- Верно. На голове оленя не могло появиться дерево. Там нет условий для роста растения… Так что же это за вещество – почва?  Как образуется? Из чего состоит? Какими свойствами обладает? Это нам предстоит узнать.

Опыт №1. Что спрятано в комочке? 

Воспитатель дает каждому ребенку по два комочка земли, раскладывая ее на белые листы.

– Один комочек пусть лежит не тронутым. Другой комочек осторожно потрогайте.  Какая земля в комочке?

- Сухая, черная.

- Посмотрите на комочек через увеличительное стекло. Скажите, что вы увидели?

- В комочке есть трещинки.

– Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке?

- Корешки, камешки и т.д

Вывод: Почва состоит из чернозема, песка, глины, камешков, тоненьких, как ниточки корешков, обломков сухих травинок, полусгнивших листьев, крылышек животных и т.д. 

- А не спрятался ли здесь воздух-невидимка? (ответы детей)

- Призовем на помощь опыт.

Опыт № 2. В земле есть воздух.

- В почве обитает много жильцов. Чем они дышат? (ответы детей) 

- Как и все животные — воздухом. Возьмите в руки комочек земли так, чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в банку с водой и пронаблюдайте. Что вы видите?

- Из комочка побежали маленькие пузырьки. Воздух поднимается из воды.
- Да воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытиснула его, и он всплыл, так как он легче воды, затем смешался с окружающим нас воздухом

Вывод: В почве есть воздух.

Опыт № 3. В почве содержится вода.

- Ребята, для проведения этого опыта возьмите стаканчики и насыпьте в них земли. Теперь сделаем парник: поместим стаканчики с землей в целлофановый пакет, завяжем и поставим на солнышко. Остается наблюдать.

Вывод: вода, которая содержалась в почве, от нагревания превратилась в пар, осела на пакете и снова превратилась в воду – стала росой.

        

Опыт №4. В почве есть соли и минералы.

- Ребята, а как вы думаете, что еще содержится в почве? (ответы детей) 

- Давайте посмотрим на поддон цветочного горшка. Что вы там видите?

- На поддоне белый налет.

- А что может быть белым налетом? (ответы детей) 

- Белый налет – это соли и минералы, которые были в почве и со временем вымылись из нее.

Вывод: В почве содержатся соли и минералы.


Опыт №5. Сравнение глины и песка.

- Ребята, возьмите в руки щепотку сухой глины и потрите ее между пальцами. Что вы видите?

- Глина превратилась в пыль.

- Теперь потрите между пальцами немного песка. Что вы видите?

- Песок состоит из песчинок.

Вывод: Песок состоит из песчинок, а глина из пылинок.

Опыт №6.  Что лучше пропускает воду: песок или глина?
- Ребята, а вы обращали внимание на то, что после дождя почва в разных местах просыхает по-разному. На песчаной через полчаса сухо, а на глинистой даже после небольшого дождя до вечера грязь. Как вы думаете, почему?
(ответы детей)

- Давайте проведем еще один опыт. Прольем воду по очереди на песок и глину. Где быстрее впиталась вода?

- В песок.        
- А почему в песок быстрее впиталась вода?
- Потому что частички песка не прилипают друг другу, а частички глины прилипают, поэтому  плохо пропускают воду.
- Возьмите палочки и размешайте ими песок и глину (дети выполняют поручение).

- Какой песок при размешивании? Рассыпчатый, мокрый. А какая глина, Вязкая,слипшаяся.

Вывод:  Песок рассыпчатый, хорошо пропускает воду, а глина плохо пропускает воду, потому что становится вязкой.

Опыт №8. Мокрый песок принимает любую нужную форму.

- Наберите в кулачок горсть песка и выпустите его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком?

- Он сыплется

- Давайте попробуем построить что-нибудь из сухого песка. Получаются фигурки? (ответы детей)

- Попробуем намочить сухой песок. Возьмите его в кулачок и попробуйте высыпать. Он также легко сыплется?

- Нет.

- Насыпьте его в формочки. Сделайте фигурки. Получается? (ответы детей)

- Какие фигурки получились? (ответы детей)

- Из какого песка удалось сделать фигурки?

- Из мокрого.

Вывод: Сухой песок сыплется, он не принимает желаемой формы. Мокрый песок не сыпется как сухой, из него можно сделать фигурки.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что вам запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Чудесная кладовая"

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных рукам...

"Чудесная кладовая" - энциклопедия

Рассказ для детей о почве и её обитатаелях...

"Чудесная кладовая" часть 2

Рассказ для детей о воздухе...

Научно-исследовательский проект "Подземная кладовая"

                                                      ...

Презентация к научно-исследовательскому проекту "Подземная кладовая"

Презентация к научно-исследовательскому проекту "Подземная кладовая"...

Конспект НОД " Чудесная кладовая- Земля" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект поможет расширить представления детей о почве как компоненте природы, ее составе и круговороте веществ,  закрепить знания о подземных обитателях и свойствах почвы в процессе опытнической...