Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Свойства воздуха».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тергалинская Анна Витальевна

Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Свойства воздуха».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Свойства воздуха».

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать речевую и познавательную активность, в процессе экспериментирования.

Задачи:

  • Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
  • Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
  • Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
  • Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.
  • Закреплять и расширять словарный запас детей.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Ход занятия

Воспитатель:

—Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно — это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов. Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя. Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

Правило№5. Помни — некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Воспитатель: что мы сегодня будем исследовать вы узнаете, отгадав загадку.

Для дыхания он нужен,

с ветром, вьюгой очень дружен.

Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой! (Воздух)

Правильно воздух. Сегодня я как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники изучили свойства воздуха и сделали вывод. Ребята, скажите, вы когда-нибудь видели воздух? Какой он? Почему мы называем его невидимкой?

Воспитатель: как можно проверить, есть ли здесь воздух? (руками обводит зал).

Воспитатель: а я предлагаю поймать его с помощью пакетов (подходим к столу, где лежат пакеты. Дети берут их и одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками). Воспитатель: что произошло с пакетами?

Воспитатель: что в них находится?

Воспитатель: а как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Давайте возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете?

Воспитатель: вот мы и открыли один из секретов воздуха. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А имеет ли форму воздух? Да действительно формы он не имеет. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

Воспитатель: а давайте проверим! Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт. Воспитатель: ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети: выходят пузырьки.

Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

Воспитатель: Пузырьки — это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать? Дети: Мыльные.

Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем. Ф/м «Мыльные пузыри» (под музыку)

Воспитатель: Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель: конечно! Все люди дышат через нос А растения как дышат? У них ведь нет носа?

Воспитатель: у растений на листочках есть маленькие отверстия: их трудно увидеть, вот через них и дышат все растения. Ребята, а что нужно делать, чтобы в комнате был чистый, свежий воздух (ответы детей), правильно проветривать помещения.

Воспитатель: ну вот, а кому еще воздух необходим? (детям, животным, растениям) А кому (чему) воздух не нужен? (ответы детей). Давайте поиграем в игру «Кому воздух необходим, а кому нет» (дети выполняют задание). Правильно, молодцы, вы все справились с заданием. (Показываю предметные картинки)

Воспитатель: у меня есть маленький сюрприз (достает аквариум с рыбкой). К нам из тропической страны приплыла рыбка. Она хочет услышать от вас, знаете ли вы ответ на вопрос, — чем дышат рыбы? (ответы детей — водой, воздухом). Рыбы дышат воздухом, хотя мы его не видим, он находится в воде.

Воспитатель: а как мы с вами докажем, что в воде есть воздух (ответы детей). Давайте проведем с вами такой эксперимент.  Воспитатель при детях переливает из стакана в другой стакан воду.

Воспитатель: внимательно посмотрите на стенки банки, что это за пузырьки? (дети — воздух). Правильно. Воздух есть и в воде, только мы его не видим, он растворяется в воде. И таким воздухом дышат рыбы.

Воспитатель: как вы думаете, что произойдет с салфеткой, если ее положить в стакан, а стакан опустить в воду? (Ответы детей.) Кто же прав? Давайте проверим. Потрогайте салфетку. Какая она: мокрая или сухая? (Салфетка сухая). (Стакан с салфеткой помещаю в банку с водой кверху дном).

Воспитатель: есть ли в стакане вода, как вы думаете? Да.

Воспитатель: если так, то салфетка должна намокнуть? (Вынимает салфетку). Потрогайте салфетку. Намокла ли она? Салфетка сухая.

Воспитатель: если так, то значит, воды в стакане не было? Так что же помешало воде попасть в стакан? Воздух, который был в стакане.

Воспитатель: Давайте проверим. (Опыт повторяется, только стакан наклоняется, чтобы вышел воздух). Так что же мешало воде попасть в стакан?

Дети: Воздух, который был в стакане

Воспитатель: из опытов мы узнали, что воздух невидим, но его можно обнаружить и почувствовать. А хотите узнать, имеет ли воздух вес? Попробуем взвесить воздух? (Беру палку с шарами — имитация весов) Воспитатель: Представьте, что это весы. Что вы заметили? Почему палка весит ровно?

Воспитатель: а что произойдет, если один из шаров проткнуть? (Дети высказывают предположения)

Воспитатель: Давайте проверим (протыкает). Почему изменилось положение весов?

Дети: Шарик без воздуха стал более лёгким.

Воспитатель: что произойдет, когда мы проткём и второй шарик?

Дети: Палка выровняется (проверяем на практике предположения детей)

Воспитатель: что же произошло?

- Воздух имеет вес, поэтому надутый шарик весит больше, чем не надутый, когда из шарика выходит воздух, он становится легче. Понравился вам опыт? Подведение итогов:

Воспитатель: Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?

Воспитатель: что мы сегодня узнали про воздух? Но оказывается в воздух ещё можно и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри.

- В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем, она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.

Дети дуют мыльные пузыри.