Проект "Покормите птиц зимой"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Основная идея проекта:

Обогатить и расширить знания и представления участников проекта о птицах, особенностях образа их жизни, повадках птиц, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pokormite_ptits_zimoy.docx179.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 п.Новоорск» Новоорского района Оренбургской области

Проект : «Покормите птиц зимой

для детей  средней группы

Образовательная область:

                                             информационно – творческий    

Руководитель проекта:

                                                                          Сунчакова Ирина Викторовна                                                                          

                                                                         Воспитатель высшей категории

                                                                           

МДОУ «Детский сад №4 п.Новоорск»

                                   2021год

Направление проекта: информационно – творческий

Участники проекта: воспитатели, дети  средней группы и их родители.

Основная идея проекта:

Обогатить и расширить знания и представления участников проекта о птицах, особенностях образа их жизни, повадках птиц, о роли человека в жизни зимующих птиц. Изготовление кормушек  для поддержания жизнедеятельности зимующих птиц. Формировать полученные знания  о зимующих  птиц России, через экологическое образование детей среднего дошкольного возраста.

Автор проекта: Сунчакова Ирина Викторовна

Срок реализации проекта:1 месяц

Методы исследования:

- сбор информации;

- собственные наблюдения;

- беседы;

- обобщение результатов.

Продукт проекта: Альбом «Зимующие птицы»

Цель :

Обогатить и расширить знания и представления участников проекта о птицах, особенностях образа их жизни, повадках птиц, о роли человека в жизни зимующих птиц. Изготовление кормушек  для поддержания жизнедеятельности зимующих птиц.

Задачи :

- Воспитание у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.

-Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время.

-Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом.

-Формирование экологически грамотного поведения детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях.

- формирование знаний экологической культуры, о зимующих птицах.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- Создание необходимых условий  по формированию у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.

-Обогащать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время.

- Активное участие  родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.

-сформирование экологически грамотного поведения детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях.

- повышение уровня  знаний экологической культуры, о зимующих птицах.

Актуальность:

Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно.. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода. Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди. Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопереживание, сочувствие.

В рамках проекта«Покормите птиц зимой!», были  созданы условия для общения ребенка с миром природы, развитию умения обобщать наблюдаемые явления, делать выводы, анализировать, классифицировать, аргументировать свою точку зрения. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители). Кроме того, старший дошкольный возраст является благоприятным для организации проектной деятельности. Таким образом, включение в содержание образовательной деятельности в подготовительной группе проекта «Покормите птиц зимой!» можно считать своевременным и актуальным.

Этапы

Цель

Метод

1 этап

подготовительный

- Создать условия для формирования расширения знаний о зимующих птицах

Составить план совместной деятельности по уходу и кормлению птиц зимой.

Привлечь родителей к участию данного проекта (корм, кормушки)

Подбор литературы, картинок, энциклопедий  о зимующих птицах. Создание игр «Зимующие и перелетные птицы», "Покормим птиц зимой"

2 этап

основной

формирование представлений и знаний о зимующих птицах и навыка оказания помощи им зимой.

ООД «Как помочь птицам?»»

 Заучивание стихов о птицах (Александр Яшин «Покормите птиц»)

Чтение рассказов, стихов, пословиц, поговорок о птицах.

 Д/игра «Зимующие и перелетные птицы»

Д/игра «Корм для птиц»

Экскурсии:

Наблюдение,  «Какие птицы прилетают на кормушку?»

Информация в уголке для родителей «Покормите птиц зимой»

Памятка “Как подкармливать птиц”.

 Правила поведения возле кормушек.

3 этап

Заключительный

подвести итоги и оформить продукт проекта , принять участие в конкурсе.

Выставка кормушек «Столовая для пернатых».

Распределение кормушек для птиц на территории детского сада.

Создание  альбома: « Зимующие птицы»

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей  группе

Тема : «Как помочь птицам?»

Цель:

Систематизировать знания детей о птицах, воспитывать бережное отношение к ним. Помочь птицам на территории детского сада и в округе пережить морозную зиму.

Задачи:

Образовательные:

-Формировать экологическую культуру у детей.

- Расширить знания детей о зимующих птицах, об условиях их жизни.

-Формировать представление о том, что человек - это часть природы, который должен беречь, охранять и защищать ее.

-Закреплять представление о том, что в природе всё взаимосвязано- едино, если убрать один объект природы исчезнут и другие.

-Расширять знания детей о птицах занесенных в Красную книгу.

-Дать представление о том, с какой целью была создана Красная книга.

Развивающие:

-Развивать познавательный интерес, мышление, внимание.

-Активизировать словарь детей.

-Воспитательные:

-Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам в трудное для них время.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение книг и рассказов, заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой», загадывание загадок, наблюдения, беседы, рисование птиц, д/и лото «Птицы нашего края»

Работа с семьёй:изготовление съедобных кормушек, создаём Красную книгу. Доклад детей о птицах занесённых в Красную книгу (по выбору детей).

Оборудование к занятию: кормушка деревянная, съедобные кормушки; презентация «Как помочь птицам?», корм для птиц (хлеб, семечки, сало, ягоды рябины)

Организационный момент (Дети стоят в кругу)

Воспитатель: Ребята, предлагаю всем поприветствовать друг друга, пожелать хорошего дня и прекрасного настроения.

Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Стук в дверь…

В группу входит почтальон и отдаёт письмо воспитателю.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, от кого это письмо?(ответы детей)

Предлагаю его открыть и прочитать.

Здравствуйте ребята! К вам обращаются за помощью ваши друзья Эколята- молодые защитники природы (Ёлочка, Умница, Шалун и Тихоня). Мы с вами знаем, что зима- самое холодное и суровое время года. Птицам бывает очень сложно найти себе корм, поэтому  нужно помогать им в этом. Ведь птицы наши меньшие братья, которые нуждаются в заботе. Они приносят пользу не только человеку, но и природе в целом. Мы очень надеемся на вашу помощь. Спасибо вам друзья! До новых встреч!

Воспитатель: Ребята, поможем нашим братьям меньшим?

Дети: Да, конечно (ответы детей)

Воспитатель: предлагаю вам послушать стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Воспитатель: Ребята, о чём это стихотворение?

Дети. Это стихотворение о птицах, которые нуждаются зимой в заботе и помощи.

Воспитатель: Совершенно верно, ведь очень много птиц погибает от холода и голода. Мы знаем, что зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Как мы можем поддержать птиц зимой?(Ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм.

Какие бывают кормушки?

Дети: деревянные, съедобные.

Воспитатель: Существуют правила для укрепления кормушек. Предлагаю вам вспомнить эти правила.

Ответы детей:

 - Место для кормушки должно быть безопасным для птиц, чтобы туда не добрались кошки и собаки.

-Укрепляя кормушку,не обламываем веточки.

-Запрещено прибивать кормушку гвоздями к стволу дерева. Это может нанести дереву вред.

-В корме не должно быть снега.

-Нельзя бросать возле кормушек пакеты, банки, в которых приносите корм.

-Следует следить за тем, чтобы корм в кормушке был постоянно.

-Необходимо также знать, чем кормить птиц, чтобы им не навредить.

Воспитатель: Р,ебята ,как вы думаете, чем мы кормим птиц в зимний период?

Дети: Мы кормим птиц зернами, пшеном, хлебом, семечками, свежим салом.

Воспитатель: Ребята, у меня есть к вам предложение

Дети: Какое?

Воспитатель: Предлагаю до наступления холодов, каждому совместно с родителями сделать кормушку, она можетбыть как из дерева, так и съедобная. Как вы думаете, где мы можем разместить кормушки ?

Дети: на территории детского сада , около домов в городе.

Воспитатель: Верно. Ребята предлагаю вам поиграть?

Дети: А в какую игру будем играть?

Воспитатель: Игра называется "Покормим птиц зимой", для этого вам нужно из предложенных продуктов питания выбрать только те продукты, которые можно положить в кормушку без вреда для здоровья птиц, если продукт не подходит, то кладём его в корзину.

(Рябина,  макароны,  хлеб, котлеты,  свежее сало , шоколад, семечки, яблоки, чеснок, кусочки сырого мяса, пшено и т.д.)

Вы прекрасно справились с этой игрой! Меня больше всего порадовало, что вы играли дружно, помогали друг другу, у вас была самая настоящая команда.

Рефлексия

-Ребята, о чём мы сегодня с вами беседовали?

-Что вы узнали нового и интересного?

-Понравились ли вам сообщения ваших товарищей?

-Чем вы можете помочь птицам в трудное для них время?

- С кем вы дома планируете делать кормушку?

-Кому бы вы хотели рассказать о нашем занятии?

Дидактическая задача «Зимующие и перелетные птицы»

Цель: совершенствовать и обобщать у детей средней группы представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания.

Задачи:

1. Закрепить умение детей различать птиц по существенному признаку.

2. Развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы.

3. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них.

Дидактическая игра "Покормим птиц зимой"

Цель: закрепить знание детей о питании птиц; устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц; знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании. Развивать память, внимание, речь.

Памятка «Как подкармливать птиц».

1.Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

2.Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3.Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

4.Кормушки нужно держать в чистоте.

5.Следите, чтобы в кормушке не было снега.

6.Помните, что основные зимние корма : семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало. Нельзя давать чёрный хлеб.

Правила поведения возле кормушек.

  • громко не кричать,        
  • не сорить,
  • не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.
  • Корма в кормушках должно быть немного.

Информация в уголке для родителей «Покормите птиц зимой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Покормите птиц зимой! Кто поможет птицам зимой? Конечно, заботливые малыши! Мастерить кормушки – занятие такое интересное!"

Зима – тяжёлое время года для птиц. Зимой пернатым не до весёлого чириканья – весь короткий световой день уходит на поиски пропитания.  Маленькие птички должны часто есть, чтобы ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.

Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...

Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)

Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...