Экскурсия на тему: "Пассажирский транспорт - прошлое и настоящее"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Шевчук Наталья Николаевна

Экскурсия для детей второй младшей группы с целью формирования представлений о пассажирском транспорте прошлого времени - карете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekskursii_passazhirskiy_transport.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия в городской сад.

Тема: «Пассажирский транспорт – прошлое и настоящее».

Возраст детей: 3-4 года.

Время года: зима.

Вид экскурсии: познавательная.

Количество детей: 10 детей

Цель: формировать представления о видах транспорта прошлого и настоящего времени.

Задачи:

Систематизировать и расширять знания детей о пассажирском транспорте прошлого (карете) и настоящего (автомобиле).

Формировать умение рассматривать объекты, выделять их характерные признаки, сравнивать.

Развивать познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему пассажирского транспорта; обогащать словарь детей.

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Предварительная работа:

Ситуативный разговор «С кем и как вы добирались в детский сад?». Почему человек предпочитает ехать на велосипеде или на автомобиле, чем идти пешком? (ответы детей)

Дид. игра «На чём быстрее?».

Структура прогулки:

  1. Закрепление правил безопасного поведения на экскурсии.
  2. Сбор, прохождение по намеченному маршруту (5 минут).
  3.  Остановка, привал, действия в соответствии с темой прогулки (5 минут).
  4. Наблюдение, комплекс игр и упражнений (5 минут).
  5. Сбор детей и возвращение в детский сад (5 минут).

1 этап: подготовительный.

Беседа о правилах поведения во время движения по улице и в общественном месте. Дидактическая игра «Можно - нельзя», игровое упражнение «А как поступишь ты?».

Оборудование:

Аптечка, схема маршрута, флажки.

Время прохождения намеченного маршрута 15-20 минут.

2 этап: основной.

Проблема. Для чего нужен транспорт? На каком транспорте удобно передвигаться человеку? Как вы думаете, на чём люди передвигались раньше?

Воспитатель:

Дети, сегодня мы совершим экскурсию в городской сад, где сможем познакомиться с пассажирским транспортом прошлого века.

В конце нашей экскурсии, вы поделитесь тем, что общего вы заметите между пассажирским транспортом прошлого и настоящего времени, и чем, на ваш взгляд они отличаются.

(Перед выходом на прогулку воспитатель проводит инструктаж – как вести себя на экскурсии. Дети идут парами по изученному маршруту).

Воспитатель: (в городском саду).

Дети, куда мы с вами пришли? Правильно, в городской сад?

Фронтальное наблюдения:
1. Посмотрите, что вы видите?
2. Рассматривание названных объектов.
3. Любование детьми красотой дизайна арт-объекта «Кареты с лошадьми». 

Перед вами красивая белая карета в натуральную величину. Она в деталях повторяет кареты прошлого века.

Как вы считаете, карету можно назвать пассажирским транспортом? Почему? (ответы детей)

В старину ездили на каретах. Карета – это закрытая пассажирская повозка на четырёх колёсах. Карета была подвешена на кожаных ремнях, на кочках они пружинили и сглаживали неровности, что давало непревзойденный комфорт при езде. В кареты запрягались одна или две пары лошадей. На так называемых козлах сидел возница – кучер. Пассажиры карет пользовались комфортом, максимально достижимым в те времена – они ехали в закрытом от дождя, ветра или снега «помещении», их не трясло, а лишь убаюкивающее покачивало на рессорах.

Самым характерным экипажем для древней Руси была тройка. Лошадей запрягали в один ряд. При этом крайние лошади скакали галопом, а средняя рысью. Это выглядело очень эффектно и красиво. А для музыкального сопровождения упряжь снаряжали набором колокольчиков и бубенчиков. Интересно, что первое время кареты предназначались только для женщин. Мужчинам (дворянам-рыцарям-воинам) было ниже их достоинства ехать в крытой карете, они перемещались только верхом на лошадях.

 Позднее кареты стали использовать знатные вельможи, придворные. Карета стала статусным и престижным видом транспорта, как ныне дорогой автомобиль.

         Если присмотреться, то можно заметить, что кареты походят на ранние версии автомобилей.

Путешествие в тяжелых и высоких каретах было опасным. На поворотах они кренились, случалось, что и опрокидывались. На крутых спусках возница терял управление: лошади, подталкиваемые каретой, не слушались. Требовалось приспособление, при помощи которого можно замедлить или вовсе остановить движение. Так появились тормоза. Сначала они представляли собой всего лишь клинья: перед спуском их подкладывали под колеса. Карета сползала под гору «на тормозах». Позднее на карете появился рычаг с закрепленной на его конце кожаной подушкой. Нажимая на рычаг, возница с силой прижимал подушку к ободу колеса и замедлял этим его вращение.

Благодаря данному сооружению, у нас есть возможность сесть в карету, переместиться в прошлое, представить, как управляя парой вороных коней мы несёмся по мостовой.


Познавательные задания.
Воспитатель: Назовите, чем похожа карета на автомобиль?

В карете, как и в автомобиле мы видим «коробку» пассажирского салона; можно увидеть откидные подножки, что есть в любом пассажирском транспорте; колёса, правда колёса автомобилей, не такие как у кареты. У кареты и автомобиля есть сиденья, двери, мы узнали про тормоза.

Много сходств между каретой и автомобилем.

Одно лишь отличает транспортные средства прошлого и настоящего – это механический двигатель. Прошли столетия, пока двигатель стал пригодным для транспортной машины.

3 этап – заключительный.

Воспитатель: Что нового вы узнали? Какой транспорт мы с вами встретили по дороге? О чём вы расскажите своим родителям?

Чтение произведения Сергея Михалкова «От кареты до ракеты»

Люди ездили по свету,                            

Усадив себя в карету.                            

Но пришел двадцатый век -              

Сел в машину человек.                            

Тут пошло такое дело!                            

В городах затарахтело.                          

Шум моторов, шорох шин -                    

Мчатся тысячи машин…                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия – экскурсии в мини-музей ДОУ «Путешествие в прошлое и настоящее часов-будильников»

Цель: Приобщать детей к музейной культуре через создание в группе музея часов. Развивать художественный вкус и эстетическое восприятие.Задачи: познакомить детей с историей происхождения часов-будильни...

Конспект ООД "Прошлое и настоящее". Самоанализ ООД "Прошлое и настоящее". Презентация "Пособия к ООД"

Приобщение детей к народной культуре является действенным средством познавательного, нравственного, эстетического развития детей....

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КЕЙС – ИГРА «GREEN TEAM» ТЕМА: «ЗЕЛЕНЫЙ ТРАНСПОРТ ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ. БУДУЩЕЕ»

Познакомить детей с прошлым, настоящим и будущим транспорта. Создание модели экологического транспорта....

Экскурсия по музейной комнате на тему: «Из настоящего в прошлое» .

Вызвать у детей познавательный интерес к истории своего народа, желание узнавать новое о его прошлом. Воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу (своим предкам и современникам), развивать...

Тема: «Пассажирский общественный транспорт на улицах города»

Тема: «Пассажирский общественный транспорт на улицах города»...