Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с трудовым процессом на примере труда работников швейной промышленности»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Скотникова Татьяна Викторовна

На занятии дети в игровой форме познакомятся с пятью компонентами трудового процесса, познакомятся с профессиями людей, занятыми в швейной промышленности, узнают о роли современной техники в трудовом процессе и связи различных отраслей промышленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скотникова Татьяна Викторовна,

воспитатель ГБДОУ детский сад №44

Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста  «Знакомство с трудовым процессом на примере труда работников швейной промышленности»

Цель: познакомить детей с компонентами трудового процесса: цель и мотив; материал; инструменты; трудовые действия; результат.

Задачи:

 1.Уточнить первоначальные знания о труде швеи; дать обобщенное представление о связи труда людей разных профессий, занятых на одном и разных производствах (швейная фабрика: модельер, закройщик, швея; ткачи и машиностроители)

2.Показать детям роль машин, современной техники в трудовой деятельности взрослых (ускорение получения результата труда, улучшение его качества, облегчение труда человека)

3.Активизировать словарь детей за счет слов:  модельер, закрощик, швея, ткачиха, машиностроитель, швейная машинка, выкройка, лекало, материал, замысел, трудовые действия, результат и др.

4.Уточнить правила техники безопасности при работе ножницами и иголкой

5. Показать детям общественную значимость и важность труда людей различных профессий.

Наглядный материал:

1.Модель трудового процесса

2.Игра «Профессии»

3.Материал: различная ткань, бумага, дерево.

4.Инструменты: иголка с ниткой, ножницы, молоток, дрель, кисть, отвертка, кисть и др.

5.Картинки: «Швея», «Ткачиха»

6.Пять игрушек-зверюшек

7.Кружки красного и черного цвета.

8.Ткань и лекала для игры «Закройщики»

Ход занятия

Воспитатель

Дети

1 часть

2 часть

3 часть

Заключение

Рефлексия

Игрушки-зверюшки сидят на ковре

Воспитатель:

-Дети, посмотрите, кто сидит на ковре?

-Они, явно, что-то обсуждают…Вам интересно, о чем они говорят? А как мы можем это узнать?

- Воспитатель:

Здравствуйте, зверюшки! Что вы обсуждаете?

Зайчик:

-Мы думаем о том, что нам подарить Красной Шапочке на День рождения

Воспитатель:

-Когда у нее День рождения?

Зайчик:

-В это воскресенье.

Воспитатель:

-Как жаль, что мы не сможем вместе с вами отпраздновать День рождения Красной Шапочки, так как в субботу и воскресенье мы не приходим в детский сад.

-Ребята, но мы же можем передать со зверюшками наш подарок для Красной Шапочки. Что мы можем подарить?

-Кто скажет, какое сейчас время года?

-Вспомните, что подарила бабушка Красной Шапочке на День рождения?

-Совершенно верно, но шапочка, подаренная бабушкой, тоненькая….

-Как вы считаете, можно ли в тоненькой шапочке гулять зимой? Почему?

-Так, может быть, чтобы у Красной Шапочки не замерзли ушки, мы подарим ей….

-Где мы можем взять теплую шапочку?

-Как вы отнесетесь к предложению сшить теплую шапочку?

Выставляю модель «Замысел»

-Что нам для этого нужно? Из чего мы будем шить?

Выставляю модель «Материал»

-Чем мы будем шить? Какие инструменты нам понадобятся?

Выставляю модель «Инструменты»

-Вот мы уже решили, какую будем шить шапочку. Подобрали материал, инструменты. Что же еще нужно сделать?

-Верно, нужно выполнить определенные трудовые действия.

Выставляю модель «Трудовые действия»

-Теперь можно приступать к работе?

-Кто может напомнить, как правильно и безопасно работать ножницами и иголкой?

-Теперь точно можно приступать к шитью шапочки.

Воспитатель шьет и комментирует свои действия.

-Получилась у нас такая шапочка, как мы задумали?

-Как вы думаете, почему у нас получилась шапочка?

-Повторите, пожалуйста, какие условия мы выполнили?

-Кто из вас знает, как называется профессия людей, которые шьют?

-Я шила руками, а на чем еще мржно шить?

-Для чего люди придумали швейные машины?

-Кто из вас видел швейные машины?

-Какие бывают швейные машины?

-Швейные машины быают с ручным приводом (показываю картинку).

-Почему они так называются?

-В движение машина приходит, когда швея крутит это колесо при помощи ручки.

-Швейные машины с ножным приводом (показываю картинку). Она начинает работать, когда швея нажимает попеременно ногами на педаль.

-Швейные машины с электрическим приводом (показываю картинку) приходят в действие, когда швея плавно нажимает на электрическую педаль.

-Как вы считаете, на каких машинах шить быстрее?

-У кого дома есть швейная машинка?

-Кто на ней шьет и для кого?

-В нашем городе есть пошивочные ателье и швейные фабрики. На одних фабриках шьют одежду для мужчин, на других для женщин, на третьих для детей.

-Подскажите, какую одежду шьют на фабриках?

-Совершенно верно, на фабриках шьют одежду, необходимую всем людям.

-Кто из вас знает, с чего начинают шить одежду?

-Вначале модельер придумывет модель, то есть то, какую вещь он хотел бы сшить. Модельер рисует, например, платье, определяет, какой длины будет платье, каким будет рукав: длинным или коротким, будут на платье пуговицы или молния, какой будет воротник и так далее. И, конечно же, подбирает ткань для данного платья.

- Вот модельер все придумал, можно шить?

-Теперь приступает к работе закройщик. Он делает на бумаге выкройку платья, то есть выкройку отдельных деталей, из которых будут шить платье.

-Выкройки каких деталей платья сделает закройщик?

-Затем детали выкройки из бумаги прикладывают на ткань, причем так, чтобы экономно расходывать материал, обводит мелом детали на ткани и вырезает их. Как вы думаете, чем?

-Нет, не ножницами, а специальным электрическим ножом, т.к. вырезают не  одну деталь, а сразу много. Почему?

-Действительно, на фабрике шьют много платьев или другой одежды одной модели.

-Предлагаю вам попробовать разложить лекала (выкройки) на ткани.

Игра «Закройщики»

-Посмотрим, кто сумел разместить все лекала на ткани

-После того, как закройщик раскроил детали, их относят в швейный цех, где работают кто…?

-Правильно, швеи.

-На каких машинах работают швеи?

-Помимо швейных машин, на фабриках есть специальные машины, которые пришивают пуговицы, другие машины – делают петли, третьи – обметывают края ткани.

-Посмотрите, на своей одежде, обработаны ли края?

-Для чего нужно обработать края ткани?

- Верно, для того, чтобы сшитое изделие было аккуратным и прослужило дольше.

-Итак, кто же работает на швейной фабрике  и что они делают?

-Для чего нужны люди этих профессий?

-Откуда швейники берут ткань?

-Кто швейникам поставляет машины?

-Ткань делают ткачи, а машины делают машиностроители.

-Могли бы швейники обойтись без ткачей, машиностроителей? Почему?

-А ткачи и машиностроители могут обойтись без швейников? Почему?

Физкультминутка «Игра в профессии»

Если хочешь стать маляром – делай так, (красят кистью)

Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке)

Если будешь ты водитель – делай так (вращают руль)

Если будешь ты сапожник – делай так (топают ногами)

Если будешь ты столяр – делай так (хлопают руками)

Если будешь ты спортсмен – делай так (приседают)

Хватит в «профессии» играть,

Пора занятие продолжать.

Лис: - Я тоже хочу сделать подарок. Возьму досочку, молоточек и постучу.

Лис: - Ой, а у меня ничего не получилось. Почему?

-Дети, объясните Лисенку, почему у него ничего не получилось?

Заполним лесенку:

Цель: черный кружок

Материал: красный кружок

Инструмент: красный кружок

Действия: красный кружок

Результат: черный кружок

Зайка: - А я сделаю передничек

-Возьму вот эту красивую тонкую бумажку

-Возьму ножницы и иголку с ниткой

- Буду шить

- Почему не получился передничек?

Мишка: - Я сделаю стул

-Возьму кубик и дощечку

-Возьму иголку с ниткой

-Буду шить

-Ой! Ничего не получилось…Почему?

Жираф: - А я буду рисовать картину.

- Возьму бумагу и краски

- Возьму кисточку

-Всё!

-Ой! А почему ничего не получилось?

Слон: - Я буду печь блины

-Возьму муку, молоко, яйца, сахар, соль, масло.

- Возьму сковороду, миску, венчик, поварешку, лопатку

-Замешу тесто и буду печь на плите блины

-Молодец, слоненок, ты выполнил все правильно. На твоей лесенке только красные кружки, поэтому, и результат получился.

-Итак, вспомните, что нужно для того, чтобы что-то сделать и получился результат?

-До свидания, зверята, не забудьте передать наши поздравления и подарок для Красной Шапочки.

- Посмотрите, кто это там?

-Что ты делаешь, Незнайка?

Незнайка: - Никак не могу понять людям каких профессий нужны эти инструменты?

-Не преживай, Незнайка, мы тебе поможем.

-Предлагаю разделиться на группы и помочь Незнайке.

-Помогли мы тебе Незнайка?

-Для чего нужны профессии?

-Как вы считаете, какая профессия самая важная и нужная?

-Все профессии нужны,

Все профессии важны!

-Как нужно относиться к результатам труда?

-Что помогает людям сделать результат труда более качественным?

-Облегчает труд?

-Ускоряет трудовой процесс?

-Кем вы хотите стать, когда вырастите?

-Что нового вы сегодня узнали на занятии?

-Что вам понравилось?

-Что вы хотели бы еще узнать?

Ответы детей

Дети предлагают свои варианты ответов

-Зима

-Красную шапочку

-Нет, можно замерзнуть, простудиться……

-Теплую шапочку

-Купить, связать, др.варианты ответов

Вероятно, соглашаютя

-Ткань

Дети выбирают материал (ткань)

Дети выбирают инструменты

-Сшить

-Да

-Ответы детей

-Да

-Выполнили все условия

-Задумали (ставим красный кружок)

-Выбрали материал (красный кружок)

-Выбрали инструменты (красный кружок)

-Выполнили все необходимые трудовые действия (красный кружок)

-И, значит, получили результат (красный кружок)

-Швеи

-На швейой машинке

-Чтобы шить быстрее, аккуратнее…

Дети высказывают свои предположения

-Зимнюю, летнюю, домашнюю, спортивную…..

Дети высказывают свои предположения

Дискуссия ….

Дети высказывают свои предположения

-Ножницами…

-Шьют много платьев

Дети раскладывают лекала на ткани в парах

Дети оценивают свою работу и других детей

-Швеи

-На швейных

Дети высказывают свои предположния

Дети выполняют движения

- Не задумал, что будет делать…

Заполняют лесенку:

Цель: красный кружок

Материал: черный кружок

Инструмент: красный кружок

Действия: красный кружок

Результат: черный кружок

-Не правильно выбран материал

Заполняют лесенку:

Цель: красный кружок

Материал: красный кружок

Инструмент: черный кружок

Действия: красный кружок

Результат: черный кружок

-Не правильно выбраны инструменты

Заполняют лесенку:

Цель: красный кружок

Материал: красный кружок

Инструмент: красный кружок

Действия: черный кружок

Результат: черный кружок

-Не выполнил действия

Заполняют лесенку:

Цель: красный кружок

Материал: красный кружок

Инструмент: красный кружок

Действия: красный кружок

Результат: красный кружок

-Задумать, правильно выбрать материал, инструменты и выполнить действия, тогда получится то, что задумали.

-Незнайка

Игра «Профессии»

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому и нравственному воспитанию "Знакомство с символикой России"

Знакомство детей старшего дошкольного возраста  с разными видами российских флагов : Знамя Победы, Андреевский флаг, штандарт Президента Российской Федерации....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с английским языком»

Цели и задачи:Формировать у детей стимулятивное (подражательное) общение как элемент игрового моделирования, которое является основой деятельности детей на начальном этапе обучения.Научить детей приве...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Знакомство с украинской народной сказкой «Колосок»

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Знакомство с украинской народной сказкой «Колосок»Знакомство со сказкой "Колосок" с использованием фрагментов драмматизации....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство детей с писателем П. П. Бажов и его произведением «Серебряное копытце»

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство детей с писателем  П. П. Бажов и его произведением  «Серебряное копытце»Тема занятия: познакомиться с...

План конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Знакомство. Королевство шашек»

Цель: Обучение дошкольников принципам шашечной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре.Задачи: Познакомить с игрой в шашки. Понятиями: шашечная доска, шашки. Познакомить с расстановкой ш...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Знакомство с традициями и бытом крымскотатарского народа»

Цель: Расширение и углубление знаний детей о многонациональном Крыме. Развитие интереса к крымским татарам, их культурным традициям...

Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с Гимном России»

В настоящее время очень важна роль патриотического воспитания и начинать его нужно с дошкольного возраста! Прежде всего стоит познакомить ребят с той страной, в которой они живут, показать видеоряд ил...