Конспект НОД "Как зимуют звери" (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Буйневич Елена Леонидовна

Расширять и закреплять представление детей о диких животных: где живут, чем питаются, об их поведении: как готовятся к зиме и как проводят зиму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zimuyut_zveri.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 37»

Конспект НОД познавательное развитие (старшая группа)

Воспитатель: Буйневич Е.Л.

Тема: «Как зимуют звери».

Цель: Расширять и закреплять представление детей о диких животных: где живут, чем питаются, об их поведении: как готовятся к зиме и как проводят зиму.

Задачи:

-Развивать умение устанавливать взаимосвязи между сезонными изменениями и жизнью зверей; внимание, логическое мышление, любознательность. Вырабатывать умение находить правильный ответ.

-Воспитывать умение общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в процессе познавательной деятельности. Познакомить детей с тем, как человек заботится о диких животных зимой. Развивать интерес к жизни животных. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, желание оказывать помощь животным.

-Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными предложениями, читать стихи о животных. Обогащать словарь детей существительными: дупло, берлога, логово, нора, кладовая, шерсть, подшёрсток;  глаголами: линяет, впадает в спячку.

Виды взросло-детской (партнерской) деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: картинки зимнего леса и диких животных.

Методы и приемы:

Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.

Приемы: словесная инструкция, пояснение, указание, разъяснение, вопросы к детям, упражнения.  

Форма: беседа, викторина.

Ход занятия:

Воспитатель: (в кругу на ковре) – Ребята, скажите какое сейчас время года? Правильно, ранняя зима. А какая погода сегодня? (называют) 
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!

 Сейчас у нас зима только началась. И мы, люди, приготовились к зиме. Как? (Мы купили тёплые вещи, приготовили на зиму заготовки, утеплили свои дома).

- Ребята,  а  вы  знаете,  что  звери,  живущие  в лесах,  тоже готовятся   к  зиме  почти  также  как  и  люди! Давайте оденемся теплее и отправимся в путешествие по лесу. Хотите? (-Да!)
 -Но перед этим давайте вспомним, как надо вести себя в лесу, чтобы не распугать зверей, ведь у них сейчас самая тяжелая пора. Они готовятся встречать зиму. (Тихо).

-Какую  одежду  мы  наденем,  чтобы  не  замерзнуть?  (Теплую: шапки,  куртки, варежки, шарфики и т.д.). 
- Правильно. Давайте будем одеваться. 
Новые сапожки наденем мы на ножки. (Ногу вперед на пятку - "показать сапожки") 
Теплый шарф завяжем (Руки перекрестно к шее) 
И зиме мы скажем: (Поворачивание из стороны в сторону) 
"Здравствуй, зимушка-зима, (Вытянуть руки вперед, развести в стороны) 
Не боимся мы тебя!" (Прыжки на двух ногах с хлопками).


- Молодцы! К путешествию готовы! Тогда отправляемся! Нам нужно пройти через лес, а в лесу пенёчки, через них мы будем перешагивать (проходят между кубиками, переступая через них, на свои места). 
- Вот  мы с вами в лесу! Присядем на полянке. Красивое время года зима. Все кругом белым-бело… Мы здесь одни или кто-то здесь живет? 
(- Дикие животные).

- Но никого из жителей что-то не видно?.. Но как только отгадаете про них загадки, они и появятся.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Под березой на горе,

Сладко спит в своей норе,

А весною скрипнет сук,

И проснется зверь … (Барсук)

Они строители плотин -

Трудятся все как один.

Проводят зиму в прятках,

Проживая в хатках. (Бобры)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – одета,

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета. (Заяц-беляк)

Серый злой, зимой голодный

Весь замёрзший и холодный

Он зубами «щелк-щелк-щелк»

Кто же это? Это … (Волк)

Кто по елкам ловко скачет,

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет?

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Не любит семечки из шишек,

А ловит серых мышек.

Среди зверей она – краса!

Очень сильный и высокий

По колено снег глубокий.

Не олень, но он рогатый,

Все зовут его сохатый. (Лось)

- Ещё  каких  животных, мы можем встретить в зимнем лесу? Назовите их.

Медведь и ёж готовятся к длинному зимнему сну. Как они готовятся к встрече зимы? (Наедают побольше жира, мало двигаются, готовят место для сна). Где будет зимовать медведь?  (В берлоге). А ёж? (В норе). Медведь берлогу готовит к зиме  и ёж  свою норку утепляет норку мхом, сухой травой, клочками шерсти. Остальные звери зимой не спят. Они меняют летнюю лёгкую шубку на зимнюю – тёплую. У них вырастает густой зимний подшёрсток.

-  А заяц меняют и цвет шубки? Какого цвета шубка зайца зимой?

Почему он поменял цвет шубку? Мы с вами  учили стихи о животных. Кто хочет рассказать стихотворение о зайцах?

Зайцы
На полянке весело дружно зайцы скачут.
Даже, если холодно, зайчики не плачут.
Есть у зайцев шубки тёплые пушистые,
Как снежочек белые, мягкие, ворсистые.
Ушки у зайчишек всех-превсех длиннее,
Чтоб, услышав волка, убежать скорее.

Лисичка
Рыжая лисичка тоже прибегала.
Долго на полянке зайчиков искала.
Где же вы, косые? Только что скакали!
Ишь какие шустрые! Все поубегали!

Все следы запутались, лисичка заблудилась
И ни с чем в свой домик с полянки возвратилась.

-  Белка на зиму утепляет своё дупло и делает запасы на зиму. Собирает орехи, шишки, жёлуди, развешивает на веточки деревьев сушить грибы. Может  быть кто-то хочет рассказать стихотворение и о белочке?


Белки
На ушах у белочек кисточки пушистые.
Шубки были рыжие – стали золотистые.
Не боятся белки рыжую соседку,
Ведь у белок домики высоко на ветках.

Там в дупле запрятаны вкусные орешки
И грибы, и ягоды – сушёные, конечно.
Дни теперь настали зимние холодные,
А белки – в тёплых домиках, белки не голодные.

А теперь встанем в круг и сделаем разминку:

Физминутка «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

-А теперь ребята разделимся на 2 команды и проведем викторину:

Викторина «как зимуют звери»:

1. Что делают звери, чтобы уберечься от холода?

-улетают в тёплые края

-меняют шубку летнюю на более тёплую и светлую зимнюю

- меняют шубку летнюю на более тёплую и яркую  зимнюю

2.  Какой зверь на зиму не меняет шубку?

-белка

-заяц

-ёж.

3.  А ещё кто из зверей всю зиму спит?

-барсук

-лисица

-волк.


4.  Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?

-жировые запасы под шубой

-тишина

-покой.


5.  Заяц жировых запасов не имеет. Чем он зимой питается?

-корой деревьев и веточками

-морковкой

-капустой


6.  Что едят зимой хищники: волки и лисицы?

-кору деревьев и веточки

-мелких зверьков

-голодают.

7. Как человек заботится о диких животных?

-берёт жить к себе в дом

-устраивает в лесу кормушки для зверей и разбрасывает корм в местах обитания

-строит  для животных домики в лесу

-Вот и заканчивается наша прогулка в лес. Ребята, представьте, что вы оказались в сказочном лесу, а в нём происходят чудеса. Вы могли бы превратиться в зверей. Кем бы вы хотели быть и почему? (Дети высказывают свои суждения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Подарки зимы" в подготовительной группе

Конспект НОД по ООПДО "Детство" раздел развитие математических представлений в подготовительной группе...

Конспект занятия "Зимушка-зима" для подготовительных групп

Программное содержание:1) Расширять и уточнять знания детей о зиме и ее характерных признаках.2) Формировать умения и навыки понимать и употреблять в речи вопросительные предложения с вопросительными ...

Конспект прогулки «Зимушка-зима» в средней группе

Интеграция образовательных областей:«Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Труд», «Физическая культура».Задачи:- формировать умение выделять и называть сезонные изменен...

Конспект НОД «Животные зимой» в старшей группе детского сада

Данный конспект занятия можно использовать воспитателям детского сада в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста при планировании тематической темы "Животные зимой"...

Конспект НООД "Зимушка- зима" в средней группе

Образовательная деятельность с интеграцией областей и видов детской деятельности....