Опыт работы воспитателя по теме: «Экспериментирование как средство развития элементарной поисковой деятельности у детей дошкольного возраста».
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Елена Юрьевна Рожкова

«Экспериментирование как средство развития элементарной поисковой деятельности у детей дошкольного возраста».

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения и положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка на формирование трудовых навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_rozhkovoy.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы  воспитателя МБДОУ д/с №28 Рожковой Е.Ю.

по теме:

«Экспериментирование как средство развития элементарной поисковой деятельности у детей дошкольного возраста».

Ребёнок – дошкольник активно стремиться узнать об окружающем его мире как можно больше. Помочь ему в этом, направить и развить его познавательный интерес и активность – одна из задач  образовательной программы дошкольного образования Программа предлагает ежедневно проводить познавательно – исследовательскую деятельность в форме взаимодействия взрослого с детьми.

Во время проведения занятий я заметила повышенный интерес детей к экспериментальной деятельности. Для того, чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми я начала уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и не живой природы.  В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. 

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения и положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка на формирование трудовых навыков.

Экспериментирование  проходит практически через все виды  детской деятельности.

На зарядке  мы экспериментируем со своим телом, выполняя упражнения.

На занятиях, например, на рисовании, знакомимся со свойствами материалов (растворяемость красок и т.д.)

На приемах пищи задействуются вкусовые рецепторы, ребенок познает вкус приготовленных блюд.

Кроме этого существует еще и такой вид деятельности в детском саду, как работа в экспериментальном уголке.

 Экспериментирование легко  интегрируются со всеми образовательными областями.

На практике я убедилась, что есть дети, у которых отсутствует интерес к экспериментированию, поэтому изучив литературу, опыты работы других коллег и используя индивидуальный подход, выяснила, что нельзя чрезмерно увлекаться фиксированием результатов, требовать, чтобы ребенок всегда совершал только правильные действия, имел только правильную точку зрения.  Необходимо применять адекватные способы вовлечения детей в работу.

Цель работы:

Развитие  элементарной поисковой познавательной деятельности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

  • Создать условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
  • Развивать познавательно–исследовательский интерес, у детей дошкольного возраста, показывая элементарные опыты, привлекая к простейшим экспериментам.
  • Приобщать родителей к познавательной поисковой деятельности детей.

 В основу моей работы легла методика Н.Е. Веракса О.Р. Галимова « Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»

Для организации исследовательской  деятельности в группе  создала определенные условия:

  • В начале обратила внимание  на обогащения предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, развивающая предметно пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС должна побуждать детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию

В содержание уголка входит: центр "песка и воды", разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики. Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования я постоянно пополняю наш уголок.

  • Составила тематический  план работы с детьми по экспериментальной деятельности.

Подготовила  картотеку  проведения опытов и экспериментов.

  • Подобрала дидактический материал.

Содержание опытно – экспериментальной деятельности  реализую в разных видах деятельности.

1. Непрерывно образовательная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей,  разработала перспективный план опытов и экспериментов и провожу их один раз в неделю и включаю в занятия по разным образовательным областям.

2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество).

3. Самостоятельная деятельность детей (работа в  уголке природы в центре экспериментирования,  на прогулке).

В работе с детьми  использую следующие методы и приёмы.

Проблемно-поисковый метод.   Где через оживлённую дискуссию с  детьми возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.

Наблюдения за объектом. Организую в помещении или на территории детского сада. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.

Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние). В моделировании  важно учитывать возрастные особенности детей, модель должна быть понятной и доступной

Опыты и эксперименты.  Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями.  Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи воздуха и др.)

Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру.

 Перед проведением опытов и экспериментов провожу  инструктаж по работе  по экспериментированию на рабочем месте, проговариваю совместно с воспитанниками правила безопасности. Комплексные виды опытов в детском саду обычно направлены на расширение представлений о свойствах почвы, воды, воздуха, а так же о преобразованиях одной противоположности в другую ( жидкое - твердое)

В условиях нашего ДОУ использую только элементарные, безопасные опыты и эксперименты.

Их элементарность заключается:

  • во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
  • во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
  • в - третьих, они практически безопасны;
  • в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

По способу применения  используем демонстрационные и фронтальные, однократные или циклические эксперименты (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.) Циклические эксперименты фиксируем, схематично в виде рисунков или делаем фото.

Структура  детского экспериментирования:

  1. Выделение и постановка проблемы
  2. Выдвижение гипотезы
  3. Поиск предложений и возможных вариантов  решения
  4. Сбор материала
  5. Обобщение полученных знаний
  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Например, познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой  поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать. Так возникла идея исследования и желание познакомиться со свойствами древесины.
  • Выдвижение гипотезы было таким – обладает  ли дерево различными свойствами?
  • Поиск и предложение возможных вариантов решения: Составили схему. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы (игрушки, посуду, мебель, двери, музыкальные инструменты и т. д.). По количеству колец на спилах деревьев определили возраст дерева. Рассмотрев, установили, что дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок.
  • Сбор материала: Сначала решили  выяснить - откуда появилась деревянная пластина. Рассмотрели  иллюстрации. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев; это «фабрика», производящая древесину. Отгадывали загадки о деревьях;  уточнили  из каких основных частей состоит дерево.
  • Обобщение полученных данных.

По результатам проведённого исследования делаем вывод:

  • Дерево лёгкое, плавает в воде.
  • Дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке.
  • Древесина непрозрачная  и  имеет свой рисунок.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» перебраться через реку лучше всего на деревянном плоте.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Работа с родителями.

Опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Разработали план работы с родителями ввели рубрику « Экспериментируем дома», как предлагает методика Н.Е. Веракса, О.Р. Галимова « Домашнее задание родителям» Предлагали родителям вместе с детьми  проделать дома ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, сделать зарисовки например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Кроме этого, родители помогают в оформлении разнообразных коллекций, в пополнении уголка экспериментирования.

Для просвещения родителей проводились консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой», «Домашняя лаборатория»

К каким результатам мы пришли:

В процессе  своей работы с детьми  по познавательно  - исследовательской деятельности, я отметила  положительную динамику:

  • Выстроилась система работы с детьми по познавательно -  исследовательской  деятельности ( перспективный план)
  • У детей появился интерес к экспериментированию, стали развиваться

навыки  экспериментирования, дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами. Из наблюдений видно, что дети чаще подходят к уголку экспериментирования, замечают изменения, происходящие с растениями.

  •  Родители вовлеклись в образовательный процесс ДОУ. Интересуются экспериментальной деятельностью в детском саду,  делают элементарные опыты с детьми дома.

Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Таким образом, хочется отметить, что в своей работе с детьми – дошкольниками мы руководствуемся мудрым советом: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Статья о влиянии  дидактических игр на развитие элементарных математических представлений...

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей  дошкольного возраста...

Консультация на тему: «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста....

"Ирга, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"

Материал подобран для консультации родителей. С примерными играми для проведения прятных вечеров вместе с ребенком....

Проект «Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Подборка игр, упражнений и заданий, направленных на формирование элементарных математических представлений старшего дошкольного возраста...