Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Удивительный мир стекла»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Никульченко Людмила Анатольевна
Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Удивительный мир стекла» Актуальность проекта «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», -писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский. Ребёнок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребенок рождается исследователем. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок расширяет представления о мире, начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность. Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов. Работая над темой недели «Посуда», были проведены беседы с детьми на тему «Из чего сделана посуда?». Дети узнали,что посуда бывает изготовлена из разного материала: керамика, дерево, металл, пластмасса, стекло. В ходе рассматривания посуды из разного материала,у детей возникли вопросы: «Что такое стекло?; «Как его добывают?; «Почему стекло прозрачное, и т. д. Исходя из возникших у детей вопросов, возникла идея о создании исследовательского проекта. Для того, чтобы дети получили более расширенные знания о стекле было решено привлечь к проекту родителей. Проблема: Дети имеют недостаточное представление о стекле, его свойствах и роли в жизни людей. Смогут ли люди жить без стекла? Решение проблемы осуществлялось в три этапа, на которых решались конкретные задачи. Цель: Способствовать интеллектуальному и творческому развитию детей, расширять и углублять знания детей о стекле, его свойствах и роли в жизни людей в процессе формирования интереса к объектам неживой природы. Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение. Задачи проекта: Образовательные: - Познакомить детей с материалами, из которых делают различные вещи - Помочь выявить свойства стекла (прозрачность, водонепроницаемость, гладкость, толщина, температура, хрупкость и т. д.) - Знакомить детей со способами изготовления стекла - Познакомить с правилами обращения со стеклом - Формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов - Формировать представление об истории возникновения стекла Развивающие: - Развивать память, воображение, мышление, речь - Развивать наблюдательность, слуховое внимание - Обогащение образной речи, словарного запаса по теме «Стекло» - Развивать бережное отношение к вещам - Развивать умение использовать карты, схемы, алгоритмы - Развивать интерес к поисково- познавательной деятельности Воспитательные: - Воспитывать интерес к окружающему миру - Воспитывать эстетическое отношение к миру Тип проекта: познавательный, исследовательский, краткосрочный. Срок реализации проекта: 2 недели Участники исследования: Дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Методы и приемы исследования: беседы, наблюдение, эксперименты, анализ и обобщение результатов. Гипотеза: обладает ли стекло различными свойствами. Формы и методы реализации проекта: Игровой Познавательно - исследовательский Иллюстративный Наглядный Словесный Ожидаемый результат Реализация проекта поможет: Педагогам: - повысить свое профессиональное мастерство по воспитанию интеллектуальной развитой личности, способной понимать, анализировать; - внедрить инновационные технологии, современные формы и новые методы работы; - совершенствовать предметно - развивающую среду. Детям: - расширить представление о свойствах стекла; - развить уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом; - познакомиться с историей стекла, со способами изготовления стекла; - познакомиться с правилами обращения со стеклянными предметами; - сформировать навыки постановки элементарных опытов, научиться делать выводы на основе полученных результатов; - узнать много новых слов и понятий; - развить коммуникативные навыки. Родителям: - такая система позволит подвести родителей к пониманию взаимоотношений детей с окружающим миром; - приобрести умения, позволяющие им участвовать в посильной совместной деятельности со своими детьми. - заинтересовать родителей для экспериментирования в домашних условиях. Работа над проектом осуществляется: В самостоятельной деятельности; коллективной деятельности; на прогулке (в виде наблюдений); в домашних условиях. Ресурсное обеспечение проекта: Методическое: 1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. М.: Мозаика-Синтез, 2009 2. Вераксы Н. Е, Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.М: Мозаика – Синтез, 2012 3. Горбатенко О. Ф. Комплексные занятия с детьми 4 – 7 лет. Волгоград, 2013 4. Громова О. Е., Саломатина Г. Н. Конспекты занятий по развитию речи детей 4 – 5 лет.М: Мозаика-Синтез, 2010 5. Козина И. В. Лексические темы по развитию речи дошкольников.М: Мозаика-Синтез, 2014 6. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2- 7 лет.М:, 2010 7. Тугашева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. С-Петербург, 2013 Материально-техническое: • подборка консультативного материала для родителей • разработка проекта, конспектов занятий и игр-экспериментов, дидактических игр • подборка иллюстраций и детской литературы • подготовка оборудования и материалов для экспериментирования и продуктивной деятельности детей • оформление детской лаборатории Этапы реализации проекта: 1 этап Подготовительный 1. Определение цели, задач проекта. 2. Подбор пособий, материала, атрибутов по теме проекта. 3. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта. 4. Разработка тематического планирования материала. 2 этап Практический 3 этап Заключительный Оформление материалов проекта: I. Копилка Содержание копилки: 1.Наглядный материал: иллюстрации разных видов стекол; фотографии. 2.Лабораторный материал: стеклышки, гуашь, акварель, выставочный уголок стеклянных изделий, стаканы, песок, камни, вода; 3.Художественное слово: стихи; загадки; рассказы; вырезки статей из газет и журналов. 4.Информационный материал: статьи из интернета, журналов; интересные сведения из энциклопедий, видео презентации. 5. Проведение исследований. II. Создание картотеки Распределение собранного материала: 1. Альбом «Свойства стекла» 2. Стихи о стекле 3. Пословицы о стекле 4. Загадки о стекле 5. Эксперименты со стеклом. III. Практический результат (продукт деятельности) В ходе исследования мы сделали для экспериментального уголка мозаику из цветных стеклышек, выставку в раздевалке группы - стеклянных изделий, выставка росписи по стеклу, выставка рисунков детей на тему «Стеклянная ваза». IV. Итог В ходе проделанной работы мы пришли к следующим выводам: Стекло твердое, имеет форму; стекло прозрачное и цветное; без запаха и вкуса; хрупкое. Сотрудничество родителями: • Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах • Предложить родителям провести исследовательскую деятельность дома с детьми “Свойства стекла” • Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях. • Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта: • Оформление папки передвижки «Изделия из стекла» • Консультации “Развитие исследовательской деятельности у дошкольников”, “Как развивать любознательность” Механизм реализации проекта Дата Основные виды деятельности Понедельник Беседа на тему «Предметы, которые нас окружают, из чего они сделаны. Что такое стекло?» Опыт «Стекло прозрачное или нет» Рассматривание игрушек из стекла Чтение произведение Дж. Родари «Стеклянная» Д/и «Из чего сделан предмет» Вторник Рассматривание предметов из стекла с помощью лупы Д/игра «Что лишнее» Рассказ воспитателя «Как изготавливают стекло» Решение проблемной ситуации «Что будет, если не будет лампочки?» Опыт «Пропускает ли стекло воду?» Среда ОД «Две вазы» Рассматривание изделий из стекла и керамики Опытно- экспериментальная деятельность Д/игра «Часть и целое» Отгадывание загадок на тему «Стекло» Опыт «Стекло: твердое или мягкое?» Четверг Беседа «Приборы, содержащие стекло, которые помогают людям» (очки, лупа, микроскоп, телескоп, бинокль) Рассказ воспитателя с рассматриванием альбома «Где добывают и как изготавливают стекло» Опыт «Выдувание мыльных пузырей» Прослушивание игры на бокалах «Новогодние фантазии» Тимофея Винковского Заучивание физ. минутки «Вот большой стеклянный чайник…» Пятница Рассказ воспитателя «История стекла» Пальчиковая гимнастика «Посуда» Опыт «Стекло - гладкое или шероховатое?» ОД ручной труд «Ваза» Просмотр мультфильма «Что из чего сделано», Серия 2. Стекло. Понедельник Знакомство с профессией – стеклодув через просмотр мультфильма «Стеклянные пузыри» Заучивание физ. минутки «Стеклодув» Д/игра «Назови предмет из стекла в группе» Опыт «Родственники стекла» Вторник Опыт «Стекло - хрупкий материал?» Рисование на песке. Среда Опыт «Имеет ли стекло звук?» Рассказ о предмете по схеме Что это? Вид изделия Цвет, размер Материал Детали Применение Четверг Опыт «Отражение в зеркале» Проговаривание правил использования стеклянных приборов и посуды Чтение стихотворения «Со стеклом будь осторожен…» Д/и «Собери разбитую вазу» Пятница Опыт «Солнечный зайчик» Заучивание физминутки «Зеркальное отражение» ОД ручной труд Игрушка-сувенир «Черепашка» Заключение Реализации проекта предшествовала предварительная работа. Был подобран иллюстрированный материал по теме «Удивительный мир стекла», пословицы, поговорки, загадки. На занятиях в изо-деятельности дети, кроме рисунков, раскрашивали изделия из стекла. Для того, чтобы закрепить знания, проводились игры для развития самостоятельной мыслительной деятельности, что способствовало накоплению информационной базы по изученной теме. Работа продолжалась в группе – мы прочитали рассказы о стекле (Чтение произведение Дж. Родари «Стеклянная», о тех, кто его производит, беседовали (Знакомство с профессией – стеклодув; Рассказ о предмете по схеме; «Приборы, содержащие стекло, которые помогают людям», рассматривали иллюстрации, изделия ручной работы (в картинках). Решали проблемные ситуации - «Что будет, если – не будет посуды, не будет окна»; «Разбилась ваза»; «Что будет, если не будет лампочки?». Во время практической деятельности в группе дети проводили эксперименты со стеклом, выявляли его свойства.Были показаны презентации: «Звуки стекла», «В мире стекла», «Как изготавливают стекло», «Два шага до чуда» (знакомство со стеклом). Была оформлена выставка творческих работ «Удивительный мир стекла», в которую вошли поделки и рисунки. Слушали рассказ воспитателя «Как изготавливают стекло», «История стекла». Мы научились определять свойства стекла с помощью экспериментов, делать выводы. Таким образом, работа над проектом помогла сформировать расширенные знания детей о стекле. Знакомство с темой позволило расширить познавательную активность, стремление к выполнению оригинальных творческих работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе

«Удивительный мир стекла»

Актуальность проекта

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», -писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Ребёнок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребенок рождается исследователем. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок расширяет представления о мире, начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта.

Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность.

Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.

Работая над темой недели «Посуда», были проведены беседы с детьми на тему «Из чего сделана посуда?». Дети узнали,что посуда бывает изготовлена из разного материала: керамика, дерево, металл, пластмасса, стекло. В ходе рассматривания посуды из разного материала,у детей возникли вопросы: «Что такое стекло?; «Как его добывают?; «Почему стекло прозрачное, и т. д.

Исходя из возникших у детей вопросов, возникла идея о создании исследовательского проекта. Для того, чтобы дети получили более расширенные знания о стекле было решено привлечь к проекту родителей.

Проблема: Дети имеют недостаточное представление о стекле, его свойствах и роли в жизни людей. Смогут ли люди жить без стекла? Решение проблемы осуществлялось в три этапа, на которых решались конкретные задачи.

Цель: Способствовать интеллектуальному и творческому развитию детей, расширять и углублять знания детей о стекле, его свойствах и роли в жизни людей в процессе формирования интереса к объектам неживой природы. Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.

Задачи проекта:

Образовательные:

- Познакомить детей с материалами, из которых делают различные вещи

- Помочь выявить свойства стекла (прозрачность, водонепроницаемость, гладкость, толщина, температура, хрупкость и т. д.)

- Знакомить детей со способами изготовления стекла

- Познакомить с правилами обращения со стеклом

- Формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов

- Формировать представление об истории возникновения стекла

Развивающие:

- Развивать память, воображение, мышление, речь

- Развивать наблюдательность, слуховое внимание

- Обогащение образной речи, словарного запаса по теме «Стекло»

- Развивать бережное отношение к вещам

- Развивать умение использовать карты, схемы, алгоритмы

- Развивать интерес к поисково- познавательной деятельности

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к окружающему миру

- Воспитывать эстетическое отношение к миру

Тип проекта: познавательный, исследовательский, краткосрочный.

Срок реализации проекта: 2 недели

Участники исследования: Дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Методы и приемы исследования: беседы, наблюдение, эксперименты,

анализ и обобщение результатов.

Гипотеза: обладает ли стекло различными свойствами.

Формы и методы реализации проекта:

Игровой

Познавательно - исследовательский

Иллюстративный

Наглядный

Словесный

Ожидаемый результат

Реализация проекта поможет:

Педагогам:

- повысить свое профессиональное мастерство по воспитанию интеллектуальной развитой личности, способной понимать, анализировать;

- внедрить инновационные технологии, современные формы и новые методы работы;

- совершенствовать предметно - развивающую среду.

Детям:

- расширить представление о свойствах стекла;

- развить уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом;

- познакомиться с историей стекла, со способами изготовления стекла;

- познакомиться с правилами обращения со стеклянными предметами;

- сформировать навыки постановки элементарных опытов, научиться делать выводы на основе полученных результатов;

- узнать много новых слов и понятий;

- развить коммуникативные навыки.

Родителям:

- такая система позволит подвести родителей к пониманию взаимоотношений детей с окружающим миром;

- приобрести умения, позволяющие им участвовать в посильной совместной деятельности со своими детьми.

- заинтересовать родителей для экспериментирования в домашних условиях.

Работа над проектом осуществляется:

В самостоятельной деятельности; коллективной деятельности; на прогулке (в виде наблюдений); в домашних условиях.

Ресурсное обеспечение проекта:

Методическое:

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. М.: Мозаика-Синтез, 2009

2. Вераксы Н. Е, Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.М: Мозаика – Синтез, 2012

3. Горбатенко О. Ф. Комплексные занятия с детьми 4 – 7 лет. Волгоград, 2013

4. Громова О. Е., Саломатина Г. Н. Конспекты занятий по развитию речи детей 4 – 5 лет.М: Мозаика-Синтез, 2010

5. Козина И. В. Лексические темы по развитию речи дошкольников.М: Мозаика-Синтез, 2014

6. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2- 7 лет.М:, 2010

7. Тугашева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. С-Петербург, 2013

Материально-техническое:

• подборка консультативного материала для родителей

• разработка проекта, конспектов занятий и игр-экспериментов, дидактических игр

• подборка иллюстраций и детской литературы

• подготовка оборудования и материалов для экспериментирования и продуктивной деятельности детей

• оформление детской лаборатории

Этапы реализации проекта:

1 этап

Подготовительный

1. Определение цели, задач проекта.

2. Подбор пособий, материала, атрибутов по теме проекта.

3. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.

4. Разработка тематического планирования материала.

2 этап

Практический

3 этап

Заключительный

Оформление материалов проекта:

I. Копилка

Содержание копилки:

1.Наглядный материал: иллюстрации разных видов стекол; фотографии.

2.Лабораторный материалстеклышки, гуашь, акварель, выставочный уголок стеклянных изделий, стаканы, песок, камни, вода;

3.Художественное слово: стихи; загадки; рассказы; вырезки статей из газет и журналов.

4.Информационный материал: статьи из интернета, журналов; интересные сведения из энциклопедий, видео презентации.

5. Проведение исследований.

II. Создание картотеки

Распределение собранного материала:

1. Альбом «Свойства стекла»

2. Стихи о стекле

3. Пословицы о стекле

4. Загадки о стекле

5. Эксперименты со стеклом.

III. Практический результат (продукт деятельности)

В ходе исследования мы сделали для экспериментального уголка мозаику из цветных стеклышек, выставку в раздевалке группы - стеклянных изделий, выставка росписи по стеклу, выставка рисунков детей на тему «Стеклянная ваза».

IV. Итог

В ходе проделанной работы мы пришли к следующим выводам:

Стекло твердое, имеет форму; стекло прозрачное и цветное; без запаха и вкуса; хрупкое.

Сотрудничество родителями:

• Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах

• Предложить родителям провести исследовательскую деятельность дома с детьми “Свойства стекла”

• Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.

• Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:

• Оформление папки передвижки «Изделия из стекла»

• Консультации “Развитие исследовательской деятельности у дошкольников”, “Как развивать любознательность”

Механизм реализации проекта

Дата Основные виды деятельности

Понедельник Беседа на тему «Предметы, которые нас окружают, из чего они сделаны. Что такое стекло

Опыт «Стекло прозрачное или нет»

Рассматривание игрушек из стекла

Чтение произведение Дж. Родари «Стеклянная»

Д/и «Из чего сделан предмет»

Вторник Рассматривание предметов из стекла с помощью лупы

Д/игра «Что лишнее»

Рассказ воспитателя «Как изготавливают стекло»

Решение проблемной ситуации «Что будет, если не будет лампочки?»

Опыт «Пропускает ли стекло воду

Среда ОД «Две вазы»

Рассматривание изделий из стекла и керамики

Опытно- экспериментальная деятельность

Д/игра «Часть и целое»

Отгадывание загадок на тему «Стекло»

Опыт «Стекло: твердое или мягкое?»

Четверг Беседа «Приборы, содержащие стекло, которые помогают людям» (очки, лупа, микроскоп, телескоп, бинокль)

Рассказ воспитателя с рассматриванием альбома «Где добывают и как изготавливают стекло»

Опыт «Выдувание мыльных пузырей»

Прослушивание игры на бокалах «Новогодние фантазии» Тимофея Винковского

Заучивание физ. минутки «Вот большой стеклянный чайник…»

Пятница Рассказ воспитателя «История стекла»

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Опыт «Стекло - гладкое или шероховатое?»

ОД ручной труд «Ваза»

Просмотр мультфильма «Что из чего сделано», Серия 2. Стекло.

Понедельник Знакомство с профессией – стеклодув через просмотр мультфильма «Стеклянные пузыри»

Заучивание физ. минутки «Стеклодув»

Д/игра «Назови предмет из стекла в группе»

Опыт «Родственники стекла»

Вторник Опыт «Стекло - хрупкий материал

Рисование на песке.

Среда Опыт «Имеет ли стекло звук

Рассказ о предмете по схеме

Что это? Вид изделия Цвет, размер

Материал Детали Применение

Четверг Опыт «Отражение в зеркале»

Проговаривание правил использования стеклянных приборов и посуды

Чтение стихотворения «Со стеклом будь осторожен…»

Д/и «Собери разбитую вазу»

Пятница Опыт «Солнечный зайчик»

Заучивание физминутки «Зеркальное отражение»

ОД ручной труд Игрушка-сувенир «Черепашка»

Заключение

Реализации проекта предшествовала предварительная работа. Был подобран иллюстрированный материал по теме «Удивительный мир стекла», пословицы, поговорки, загадки. На занятиях в изо-деятельности дети, кроме рисунков, раскрашивали изделия из стекла. Для того, чтобы закрепить знания, проводились игры для развития самостоятельной мыслительной деятельности, что способствовало накоплению информационной базы по изученной теме. Работа продолжалась в группе – мы прочитали рассказы о стекле (Чтение произведение Дж. Родари «Стеклянная», о тех, кто его производит, беседовали (Знакомство с профессией – стеклодув; Рассказ о предмете по схеме; «Приборы, содержащие стекло, которые помогают людям», рассматривали иллюстрации, изделия ручной работы (в картинках).

Решали проблемные ситуации - «Что будет, если – не будет посуды, не будет окна»«Разбилась ваза»«Что будет, если не будет лампочки?».

Во время практической деятельности в группе дети проводили эксперименты со стеклом, выявляли его свойства.Были показаны презентации«Звуки стекла»«В мире стекла»«Как изготавливают стекло»«Два шага до чуда» (знакомство со стеклом). Была оформлена выставка творческих работ «Удивительный мир стекла», в которую вошли поделки и рисунки. Слушали рассказ воспитателя «Как изготавливают стекло»«История стекла».

Мы научились определять свойства стекла с помощью экспериментов, делать выводы.

Таким образом, работа над проектом помогла сформировать расширенные знания детей о стекле. Знакомство с темой позволило расширить познавательную активность, стремление к выполнению оригинальных творческих работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в подготовительной группе «Удивительный мир часов».

В практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности; - сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого; - дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало прич...

Проект в подготовительной группе "Удивительный мир конструирования"

Конструирование-важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе создания моделей из конструкторов разно...

Исследовательский проект в подготовительной группе "Удивительный мир часов"

Часы! Какая распространенная и всем известная вещь. Без часов не обойтись они с нами по всюду.Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки. данный проект знакомит детей с историей возникновени...

Проект в подготовительной группе "Удивительные животные"

В данном проекте раскрыт вопрос "Зачем тигру полоски?", "Что такое маскировка?"...

Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности детей в подготовительной группе « Удивительный мир магнита»

Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности детей в подготовительной группе« Удивительный мир магнита»...

Познавательно-исследовательский, творческий проект в подготовительной группе «Почему глобус разноцветный».

Технологическая карта проектаСодержаниеПояснениеНазвание проекта«Почему глобус разноцветный».Типпознавательно-исследовательский, творческийВидгрупповой.Основное направлениеПознавательно ...