План -конспект образовательной деятельности «Зимующие птицы» для детей 3–4 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Архипова Наталия Владимировна

Конспект образовательной деятельности на тему "Зимующие птицы" для детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Зимующие птицы»

для детей 3–4 лет

Цель: Расширить и обобщить знания детей  о зимующих птицах.

Задачи:

• формировать у детей представление о зимующих птицах,

• упражнять в умении узнавать зимующих птиц;

• дать детям представление о видах питания зимующих птиц;

• развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц;

• создавать условия для формирования элементарных представлений об особенностях жизни птиц зимой;

• развивать связную речь, умение понятно выражать свои мысли, отвечать на поставленный вопрос;

• развивать наблюдательность, внимание при рассматривании птиц;

• воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях;

• воспитывать бережное отношение к природе;

Материал: картинки" зимующие птицы".  Магнитная доска. Контейнеры   с кормом для птиц. Аудиозапись (голоса птиц), кормушка для птиц.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Какое время года? Дети: Зима.

Воспитатель: А почему вы так думаете? Расскажите мне все, что знаете о зиме.

- Какая погода зимой? (холодная, морозная).

- Какой снег? (Белый, пушистый, холодный).

- Как мы назовем явление природы, когда снег падает? (Снегопад).

- А солнце зимой светит? (Солнце светит, но не греет).

- А как называются большие горки из снега за окошком? (Сугроб).

- А когда падает снег и дует ветер, как назвать это явление? (Метель, вьюга).

- Зима - очень красивое время года, но зимою наступают холода, сильные морозы, дует холодный ветер, метут метели. Кому-то приходится очень тяжело зимою. Кому?

Дети: - Птицам, животным.

  1. Игровая ситуация.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете когда я утром шла в детский сад я увидела у нашего крыльца на дереве письмо. А как вы думаете, кто его принес?

Дети: птички.

Воспитатель: А вы хотите узнать, что же они нам написали?

Дети: Да.

Письмо: Я и мои подружки на юг не улетели. Нам срочно нужна ваша помощь. Помогите нам, ждем вас.

Воспитатель: Ребята, все-таки не все птицы улетели на юг. Некоторые птички остались с нами зимовать. А раз они зимуют вместе с нами, их называют – ЗИМУЮЩИЕ. А как называются птички, которые улетают на зиму в теплые края? (Перелетные)

Воспитатель: Нелегко приходится зимующим птицам в такие холода.

Когда нечего кушать, птицы прилетают поближе к человеку.

Люди добрые, они пожалеют несчастных птичек и накормят их.

Воспитатель - Ребята, посмотрите, что я принесла на занятие? (кормушка).

Воспитатель - Правильно – это кормушка. А для чего она нужна? (кормить птиц зимой). А что любят птички кушать? (дети перечисляют: семечки, зернышки, семена, крошки хлеба, ягоды рябины, сало. Воспитатель показывает корм для птичек, дети выбирают, а конфетки любят птички? Дети: Нет.

Воспитатель: Теперь мы возьмем с собой кормушку и корм для птичек и отправимся в лес. Вы согласны?

Дети: Да!

Зима: Молодцы! Теперь можно идти в лес, но сначала что нужно сделать? (тепло одеться).

Массаж рук и ног «Зимняя прогулка»

Очень холодно зимой - Дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам

Но мы пойдем гулять с тобой - «Пробегают» указательными и средними пальцами по бедрам

Я надену шубку - Проводят ладонями от плеч по груди вниз

Я надену шапку - Двумя руками поглаживает голову

Я надену шарфик,  И еще платок- Поглаживают шею одной ладонью, другой ладонью

А потом красивые, Теплые, пушистые,

Крошки-рукавички,  На ручки натяну - Поглаживают по очереди руки, как бы надевая рукавицы.

И хотя я маленькая, У меня есть валенки - Выставляют на пятку сначала одну ногу, затем другую

Физминутка “Мы шагаем по сугробам”

          Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

На пенёчки мы пойдём,

Посидим и отдохнём. (садятся на стульчики).

Воспитатель: Вот мы и в лесу, давайте вспомним правила поведения в зимнем лесу. (вести себя тихо, мусор не бросать, не разорять кормушки, зверей и птичек не пугать, ходить по тропинке, не убегать от взрослых).

Воспитатель: Кто это расшумелся в лесу?

  1. Игра «Узнай по голосу» Аудиозапись голосов птиц  (звучит карканье вороны)

Дети: Ворона!

Воспитатель: Действительно, ворона. Вот она прилетела к нам на дерево (демонстрация картинки с изображением вороны).

Какая ворона по размеру? (Большая)

Что есть у вороны? (Крылья, клюв, лапки, хвост, перышки)

Воспитатель: Ой, а кто тут рядышком зачирикал?

Аудиозапись (звучит чириканье воробья).

Дети: Воробей.

Воспитатель: И правда, это воробей (демонстрация картинки с изображением воробья).

И он к нам на веточку прилетел.

Какой воробей? (Серенький, маленький.)

Ребята, и воробей, и ворона – это птицы, но отличаются друг от друга. Чем же они отличаются?

Дети: Ворона большая, а воробей – (маленький).

Ворона ходит важно, а воробей – (прыгает).

Ворона каркает, а воробей – (чирикает).

Воспитатель: Посмотрите ребята, а вот какие сугробы, там наверное кто-то спрятался, ой, холодный замерзший комочек. Давайте согреем его Дыхательная гимнастика «Согреем комочек». Ой, это птичка,  синей шапочке и в желтой кофточке. Как вы думаете, что это за птица? (синица)

Воспитатель: Правильно! Прилетела к нам синичка и села на веточку.

Кажется, она хочет с нами поздороваться и что-то сказать.

Давайте ее послушаем. Аудиозапись (звучит голос синицы)

Воспитатель: Ребята, она говорит, что у нее и ее подружек совсем замерзли животики, и даже от холода побелели, а какого цвета должны быть животики у птичек-синичек?

Дети: Желтого!

Воспитатель: А вот еще один замерзший комочек Дыхательная гимнастика «Согреем комочек». А это что за птичка? - Это - маленькая птица, у нее красная грудка, есть голова, на

ней – клюв, глазки, еще есть крылья, хвост, лапки.

Дети: Это – снегирь.

 Аудиозапись (звучит голос голубь) Дети: Голубь (картинка голубя).

 Аудиозапись (звучит голос сорока) Дети: сорока (картинка сороки).

В о с п и т а т е л ь: - Вот какие нарядные и яркие снегирь и синичка. Птичкам зимой холодно, поэтому они перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево. 1-2 повернись, в зимующих птичек превратись!

  1. Физминутка  «Снегири»

Вот на ветках, посмотри, (Делают 4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головой)

В красных майках снегири. (Делают 4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головой).

Распушили перышки,

Греются на солнышке. (Вертят кистями рук, опущенными вниз – потряхивают «перышки»)

Головой вертят, (Делают 2 поворота головой с кивком – вправо, влево)

Улететь хотят. (Делают 2 поворота головой с кивком – вправо, влево)

Кыш! Кыш! Улетели!

Воспитатель: Дети, как одним словом можно назвать этих птиц, которые не улетели в теплые края, а остались с нами зимовать? (зимующие).

2.  Работа по описанию и сравнению птиц (таблица части тела птицы).

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи? (у всех птиц есть туловище, голова, лапки, клюв, крылья, хвост, а тело покрыто перьями).

Воспитатель: Зачем птицам крылья? (летать)

Воспитатель: Зачем птицам лапки? (передвигаться по земле, цепляться за ветки)

Воспитатель: Зачем птицам клюв? (есть, пить).

Воспитатель: Ребята, чем отличаются эти птицы друг от друга?

Воспитатель: Правильно, воробей и синица поменьше, а ворона и сорока побольше. И по окраске они разные: у снегиря грудка красная, а у синицы желтая. И повадки у птиц разные: воробьи любят сидеть на кустиках, снегири на веточках рябины.

Воспитатель - Ребята, какие вы молодцы! Как много вы рассказали мне о птицах.

  1. Игра «Накорми птичку».

Воспитатель: Ребята, птичкам захотелось покушать.

Дети:  Летом и осенью синицы и воробьи питались жуками, кузнечиками, гусеницами. Но сейчас, зимой, жуки и кузнечики спят под двумя одеялами – осенним и зимним, не добраться до них. Зимой птицам холодно и голодно. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Кто может им помочь зимой? (человек, птицы прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм). Вот и мы принесли птичкам кормушку, чтобы покормить их.

Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы? (хлебом, крошками, семечками).

Воспитатель: Правильно, ребята. Хотите, узнать, какая птица, чем питается?

Воспитатель: Воробьи питаются зёрнышками, крошками, семечками.

Воспитатель: Синицы питаются зёрнышками, крошками, семенами, любимое их лакомство – сало.

Воспитатель: Снегири едят семена, любят клевать ягоды рябины. Мерзлые ягоды хорошо поддаются мощному клеву. Показывает блюдце с ягодами рябины. Вороны, голуби - зёрнышками, крошками, семечками.

4.  Воспитатель - Посмотрите внимательно, у нас на столе коробочки: с рябиной, хлебными крошками, семечками, зернышками, сало.

Воспитатель - Я дам вам картинки с птицами, а вы должны назвать птичку и найти ей корм.

Воспитатель: Вот, ребята, какие мы молодцы, накормили птичек, не дали им погибнуть от голода. А теперь нам пора возвращаться в группу (дети садятся за столы).

  1. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята скажите где мы сегодня с вами побывали?

А кого мы встретили в лесу?

А каких зимующих птиц вы видели?

Что мы с вами подарили нашим друзьям?

Давайте положим корм в кормушку, а когда пойдем на прогулку – подвесим ее на ветку дерева для наших пернатых друзей (дети выкладывают корм из блюдечек в кормушку). Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности «Зимующие птицы»

Конспект  образовательной деятельности  по образовательной области «речевое развитие» для среднего дошкольного возраста на тему:  «Зимующие птицы»...

Конспект образовательной деятельности «Зимующие птицы нашего края» с детьми средней группы.

Познакомить детей со свиристелем. Расширить представления детей о зимующих птицах. Закрепить знание зимующих птиц нашего региона: синица, снегирь,  воробей, голубь, ворона, сорока. Учить раз...

Конспект образовательной деятельности "Зимующие птицы"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи "Зимующие птицы" в старшей группе....

Конспект образовательной деятельности "Зимующие птицы"

Цель: активизация словаря детей прилагательными, названиями птицЗадачи:Образовательные: Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения. Совершенство...

Конспект образовательной деятельности «Зимующие птицы» Познавательное развитие для детей средней группы

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы по формированию целостной картины мира (ознакомление с природой) по теме «Зимующие птицы».Материал знаком...

Конспект образовательной деятельности "Зимующие птицы"

Образовательная область: познавательное развитиеЦель: закрепление знаний детей о зимующих птицах через разные виды детской деятельности....