Конспект образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 5 - 6 лет на тему: Образовательная область «Познавательное развитие»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Иванова Анна Сергеевна

Систематизировать представление детей о соли и  ее свойствах в процессе  экспериментально - исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_s_solyu.docx152.49 КБ

Предварительный просмотр:

в группе компенсирующей направленности

для детей 5 - 6 лет на тему:

Образовательная область

«Познавательное развитие»

http://i1.ytimg.com/vi/4s0zu1N3Woc/maxresdefault.jpg

                                      Подготовила:

                                                                                                              воспитатель

                                                                                                              Иванова А.С.

Коркино, 2020г.

Организационная информация

1.

Доминирующая

Образовательная деятельность

Познавательное развитие

2.

Вид деятельности детей

  • познавательная;
  • игровая;
  • коммуникативная;
  • двигательная;
  • речевая;
  • трудовая.

Методическая информация

3.

Тема образовательной деятельности

                       

«Волшебная соль»

4.

Методы и приемы реализации содержания ОД

  • словесные: беседа с детьми, разъяснение, обсуждение;
  • практические:  решение проблемных ситуаций; экспериментально – исследовательская деятельность;
  • наглядные:  использование  слайдов;
  • педагогические приёмы:  создание ситуации выбора, поощрение, самооценка;
  • технологии: ИКТ– технологии (здоровьесберегающая технологии –  физминутка )

5.

Интеграция образовательных областей

  • познавательное развитие;
  • социально –  коммуникативное развитие
  • речевое развитие;
  • физическое развитие;
  • художественно – эстетическое развитие.

6.

Возрастная

группа

                                   5 - 6 лет

7.

Цель

Систематизировать представление детей о соли и  ее свойствах в процессе  экспериментально - исследовательской деятельности.

8.

Задачи

 Образовательные:

  • продолжать формировать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности;
  • систематизировать знания детей о соли и ее свойствах;
  • формировать умения детей наблюдать, делать выводы и умозаключения и  на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности;
  • познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования;

Развивающие:

  • продолжать развивать умение самостоятельно осуществлять практические действия;  
  • развивать познавательные и психические процессы: память, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение, речь и мелкую моторику;
  • развивать навыки экспериментально – исследовательской деятельности;

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные основы поведения: доброту, отзывчивость, дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, желание прийти на помощь;
  • воспитывать аккуратность в работе, начатое дело доводить до завершения, испытывая от этого чувство радости.

                     9. Ожидаемые результаты

У детей сформированы:

 - умение работать по правилам, образцу, четко выполнять инструкции педагога,  действовать самостоятельно, согласовывать  свои действия  со сверстниками;

  •  интерес к экспериментально – исследовательской деятельности;
  • расширены и систематизированы представления детей о соли и ее свойствах;
  • развиты познавательные и психические процессы: память, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение, речь и мелкая моторика;
  • сформированы нравственные основы поведения в коллективе: дружеские взаимоотношения, поддержка, сопереживание, желание прийти на помощь;
  • привиты  аккуратность в работе, умение начатое дело доводить до завершения, испытывая от этого чувство удовлетворения и радости.

10.

Организация среды для проведения ОД

  • посылка с солью;
  • письмо от Гномов;
  • музыкальное сопровождение;
  •  стаканы;
  • Тарелочки;
  • вода;
  • одежда для опытов;
  • ложки;
  • салфетки;
  • краски акварельные, кисточки, непроливайки;
  • лупы;
  • соль;
  • клей ПВА
  • медали «Юные исследователи»;

11.

Критерии оценки деятельности детей

во время ОД

  • проявляют самостоятельность;
  • активно участвуют в экспериментально - исследовательской  деятельности;
  •   эмоционально реагируют;
  •   сопереживают;
  • оказывают помощь сверстникам.

12.

Предварительная

работа

           беседа «Что мы знаем о соли и ее свойствах?»;

  • чтение художественной литературы, пословиц, поговорок о соли;
  • проведение экспериментально – исследовательской деятельности;
  • рассматривание иллюстраций;
  • наблюдение: «Как люди используют соль».

13.

План ОД

1. Вводная часть:

  • организационный момент, приветствие;
  • создание проблемной ситуации;
  • проведение интеллектуальной познавательной беседы.

2.  Основная часть:

  • проведение экспериментально-исследовательской деятельности;
  • проведение физминутки;
  • проведение продуктивной деятельности (рисование цветной солью).

3. Заключительная часть:

  • рефлексия;
  • подведение итогов ОД.

14.

Мотивация

Гномам нужны наши результаты исследования соли. Вы готовы поделиться своими  исследованиями?

15.

Проблема

Принимая решение, вы должны добросовестно выполнить все задания, чтобы поделиться результатами с Гномами

Ход образовательной деятельности

1.Введение в тему.

Создание проблемной ситуации

Конструктивная

Беседа с детьми

Актуализация ранее приобретенных знаний

 

 

2.Основная часть

Проведение экспериментально-исследовательской деятельности

(Воспитатель обращает внимание детей на гостей и предлагает с ними поздороваться).

Воспитатель:  ребята, давайте поприветствуем наших гостей и подарим им свои очаровательные улыбки.

Улыбнемся, подмигнем и занятие начнем. А кто из вас знает, как по старинному русскому обычаю принято встречать гостей?

Дети:  хлебом и солью.

Воспитатель: правильно, вот и мы сегодня не будем отступать от этого замечательного обычая.

(звучит музыка, в зал входят двое детей и вносят на рушнике хлеб и соль, приговаривая: дорогих  гостей встречаем, хлебом- солью угощаем).

Ребенок №2: Собрались мы снова вместе,

                       Чтобы было интересней!

                       Чтоб природе другом стать,

                       Тайны все её узнать,

                       Научиться наблюдать,

                       Много нового узнать.

(Стук в дверь, почтальон приносит посылку)

Почтальон: здравствуйте!

Воспитатель: здравствуйте!

Почтальон: это детский сад № 56? Группа №9?   Вам посылка, получите пожалуйста.

Воспитатель: спасибо вам за посылку. Ребята,  вы хотите узнать, от кого эта посылка и что в этой посылке находится?

Дети: да!

Воспитатель: посмотрите, здесь письмо. Интересно узнать от кого оно?  (ответы детей)

 Воспитатель: слушайте внимательно, вам предстоит самим отгадать, откуда пришло это письмо.

(достает письмо и  читает)

« Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам, подземные

жители – Земных богатств – хранители - ГНОМЫ. Мы знаем, что вы любите заниматься исследовательской деятельностью. Поэтому шлём  вам волшебное стекло, чтобы вы могли его исследовать и поделиться с нами результатами ваших исследований.
Воспитатель: ребята,  вы догадались, о чём идет речь? (Ответы детей)
(
открываю посылку и достаю мешочек с солью) 

Воспитатель: возьмите все по одному мешочку, помните в руках. Как вы думаете, что в них находится? (ответы детей)

Воспитатель: чтобы проверить правильно ли вы назвали вещество нужно отгадать загадку:

 без нее, ребята, повар,     просто, как без рук,

 и становится вся пища несъедобной вдруг!

 если в ранку попадет – испытаешь боль.

 вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Воспитатель: ну что, вы готовы поделиться своими исследованиями  с Гномами?   (ответы  детей)

Воспитатель:  я в этом даже и не сомневалась. Откройте мешочки. Что там?

Дети: соль!

Воспитатель: правильно - это соль. Что вы знаете о соли?

Какого цвета соль?

Дети: соль белого цвета. 

Воспитатель: какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее?

Дети: сыпучее.

Воспитатель: какие виды соли вы знаете?

Дети: соль бывает пищевая, техническая и морская.

Воспитатель: где и как используют морскую соль?

Дети: морскую соль применяют в медицине (соляные шахты, где лечат людей), также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

Воспитатель: правильно, молодцы, а еще с морской солью очень полезны ванны.

Воспитатель: где  используют пищевую соль?

Дети: пищевую соль используют  в приготовлении еды, в консервировании овощей, а еще  соль является хорошим чистящим средством. С её помощью можно очистить посуду.

 Воспитатель: где и как используют техническую соль?

Дети: техническую соль используют на улице, для безопасности посыпают солью дороги и тротуары от гололеда.

Воспитатель: а как вы думаете, соль полезна или вредна?

Дети: соль полезна, так  как содержит минеральное вещество – йод, который нужен людям для жизни.

Воспитатель: конечно, соль  не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям, коровам, соль, которой нет в траве и сене).  Но это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред нашему организму. Поэтому – все хорошо, когда в меру. Ребята, давайте вспомним, как и где добывают соль?

Дети: каменную соль добывают в соляных шахтах; а морскую в море.

Воспитатель: а хотите еще больше узнать о соли и ее свойствах?

Дети: да!

Воспитатель: тогда я вас приглашаю в лабораторию, где будем проводить опыты по исследованию соли.

Воспитатель: прежде, чем начать наши исследования, давайте вспомним, какие правила необходимо соблюдать в лаборатории?

Дети: надеть специальную одежду (фартуки, колпачки), внимательно слушать взрослого, быть осторожными и аккуратными (ничего не трогать без разрешения.)

  • соблюдать тишину;
  • не мешать и не толкать соседа во время работы.

Воспитатель: ребята, вы молодцы, подойдите к столам и наденьте спецодежду.  Я вижу, что все готовы.  Как вы думаете, что, мы должны сделать  перед началом исследования?

Дети:  определить число, день недели, месяц и год когда мы начинаем эксперимент по исследованию соли.

 Воспитатель: правильно. Итак, какое сегодня число? (ответы детей)

Воспитатель: какой сегодня день недели? (ответы детей)

Воспитатель: а какой месяц? (ответы детей)

Воспитатель: а какой год?  (ответы детей)

Воспитатель: а теперь вам предстоит назвать, в какое время суток мы приступаем к нашему исследованию?

Дети: утром.

Воспитатель: хорошо, мы с  вами выяснили дату и время начала нашего исследования. Пора  приступать к экспериментально - исследовательской деятельности.

Воспитатель: все готовы приступить к работе?

Дети: готовы!

Воспитатель:  итак,  мы сейчас с вами будем в роли настоящих ученых-исследователей соли.  

Исследование №1«Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Хотите ее рассмотреть?

Дети: да!

Воспитатель: первый опыт называется «Из чего состоит соль».

Воспитатель: что вы  можете сказать о её внешнем виде? Какая она?

Дети: соль белого цвета, похожа на порошок.

Воспитатель: а теперь  рассмотрим соль  через лупу (дети берут лупы). Что вы видите? 

Дети: соль состоит из белых кристаллов, крупинок.

Воспитатель: имеет ли соль запах?

Дети: соль не имеет запаха.

Воспитатель: подуйте тихонько на соль через трубочку. Что происходит?  (ответы детей)

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.

Исследование №2 «Соль хрустит»

Воспитатель: ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё  ложкой, что мы услышали?

Дети: мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день. Соль хрустит как снег.

Вывод: соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль мы слышим хруст её кристаллов.

Исследование №3 «Поглощение воды солью»

Воспитатель: возьмите стакан насыпьте в неё ложку соли и налейте ложку воды размешайте, что произошло с солью? Куда делась вода?

 Дети: вода исчезла.

Воспитатель: значит, какой следует вывод? Правильно соль поглощает воду.

Исследование №4 «Растворение соли в воде»

Воспитатель: добавьте еще воды и размешайте. Ч то происходит с солью?

Дети:  соль растворяется в воде.

Воспитатель: значит, какой можно сделать вывод? Правильно, молодцы- соль растворяется в воде. Недаром в пословице говориться, что соль воды не боится.

Продуктивная

деятельность

Воспитатель: ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый - несоленый».

(проводится физминутка: дети приседают, услышав продукт, который можно солить, а если нельзя солить топают ногами (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, грибы, сок, апельсин)

Воспитатель: отдохнули, продолжаем работу. Как вы думаете, можно ли получить цветную соль?  (ответы детей)

Воспитатель: а мы сейчас это проверим.

Исследование №5

Воспитатель: у вас на столах находится разноцветная краска и соль. Добавьте  несколько капель краски на соль. Что с ней произошло?

Дети: она закрасилась.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? (ответы детей)

Воспитатель: правильно, соль закрасилась. Конечно же, соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи красок.

Воспитатель: ребята  мы с вами провели несколько опытов с солью. Но это еще не всё. А как вы  думаете, солью можно рисовать? (ответы детей) 

Воспитатель: я с вами полностью согласна, солью можно

 рисовать. И я предлагаю вам пройти в творческую мастерскую для того, чтобы с помощью волшебной соли создать необыкновенные рисунки. А что за рисунки вы мне скажите сами, отгадав загадку: «Появился во дворе он в      холодном декабре.  Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой. К ветру зимнему привык, наш приятель

Дети: снеговик!

Воспитатель: правильно, я предлагаю вам с помощью волшебной соли  нарисовать Снеговиков. Слушайте внимательно:  на Снеговика нужно, нанести кисточкой клей, насыпать цветную  соль дождаться полного высыхания, стряхнуть лишнюю соль.  (Дети выполняют задание)

Воспитатель: заканчиваем работу, аккуратно берем лист и стряхиваем лишнюю соль в тарелочку. Посмотрите и скажите, каким сделала ваш рисунок соль?

Дети: рисунок стал красивым, волшебным, необычным.

Воспитатель: давайте покажем наши рисунки  гостям.

(дети показывают гостям рисунки)

Воспитатель: ребята, можно ли сказать про соль, что она - волшебная? (ответы детей)

Воспитатель: действительно, с помощью соли можно рисовать, поэтому она – волшебная. Ну, что мои юные исследователи-волшебники, настала пора прощаться с нашей лабораторией.

3.Заключительная часть. Рефлексия.

Подведение итогов, самостоятельная деятельность детей по закреплению

 полученных знаний

Воспитатель: пришло время  подвести итог нашей работы. Давайте вспомним  цель нашего занятия, в чем она заключалась? (ответы детей)

Воспитатель: что нового вы сегодня узнали?  (ответы детей)

Воспитатель: какое задание было самым трудным для вас? (ответы детей);

Воспитатель: итак, скажите, пожалуйста, что такое соль?

Дети: соль - это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека и животных. Давайте вспомним, какие существуют виды соли?

Дети: пищевая,  морская и техническая.

Воспитатель: согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям? (да)

Воспитатель:  молодцы,  мне очень  понравилось, как вы сегодня занимались. Со всеми  заданиями справились. За ваше

старание и любознательность вручаю вам  медали. После занятия я соберу все результаты исследований и отправлю их Гномам. Думаю, что  они будут вашей работой очень довольны. А еще нам нужно попрощаться с  гостями и сказать всем «До свидания».

Длительность: 25 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность по ФЭМП в старшей группе на тему: «Деление квадрата на части». Образовательная область (Познавательное развитие)

Этот материал поможет воспитателям старших групп в игровой форме познакомить детей с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть, закрепить прямой и обратный с...

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста. Образовательная область: познавательное развитие. «Мы едем, едем, едем...» (Виды транспорта)

Тема «Транспорт» изучается во всех возрастных группах детского сада и любима дошкольниками, особенно мальчиками. В рамках изучения этой темы у дошкольников формируют знания о транспорте, знакомят их с...

конспект непосредственно образовательной деятельности в группе детей третьего года жизни образовательная область:познавательное развитие тема:транспорт

Познавательное развитие. Расширение кругозора.Тема: «Транспорт»Программное содержание.Цель: закрепить знания о разнообразии транспортных средств.Задачи: Образовательные:·...

Образовательная деятельность в рамках проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Куклы наших бабушек» по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Из бабушкиного сундучка» (старшая группа)

Образовательная деятельность в рамках проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Куклы наших бабушек» по образовательной  области «Познавательное развитие...

Конспект организации совместной образовательной деятельности детей и педагога по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий для старшей группы «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10»

Цель:создать условия для закрепления порядкового счета до 10Задачи:Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание ге...