Зимние явления в природе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Перетрухина Елена Анатольевна

 Цель: расширить представления детей о зимних явлениях в природе.  

Задачи:

  • Образовательная:

Закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом; упражнять в подборе определений к заданному слову; формировать умение строить связанные высказывания типа рассуждения.

  • Развивающая:

Развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать воображение детей.

  • Воспитательная:

Воспитывать интерес к природе, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

 

Словарная работа: метель, иней, вьюга, изморозь, наст, оттепель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pm_zimnie_yavleniya.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 162» Ленинского района г. Саратова

КОНСПЕКТ (СЦЕНАРИЙ)

организованной образовательной деятельности

с детьми старшего возраста

на тему: «Зимние явления в природе»

образовательная область « Познавательное развитие. Природный мир»

Перетрухина Елена Анатольевна,

воспитатель высшей категории

Саратов, 2021 г

 Цель: расширить представления детей о зимних явлениях в природе.  

Задачи:

  • Образовательная:

Закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом; упражнять в подборе определений к заданному слову; формировать умение строить связанные высказывания типа рассуждения.

  • Развивающая:

Развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать воображение детей.

  • Воспитательная:

Воспитывать интерес к природе, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

Словарная работа: метель, иней, вьюга, изморозь, наст, оттепель

Предварительная работа: 

Отгадывание загадок, наблюдения за зимней погодой; чтение рассказов о зиме.

Оборудование (развивающая предметно-пространственная среда): 

Видео«Зимний лес», видеопрезентация «Зимушка-зима», видеофизминутка «Мешок Деда Мороза».

Используемые методы (технологии): 

Практические: дидактические игры.

Наглядные: демонстрация, показ, рассматривание.

Словесные: беседа, объяснение, чтение стихов.

Ход ООД:

I.Сюрпризный момент.

Воспитатель: Мы с вами живём в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью. Весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цветами радуги; осень одаривает землю золотом листьев; а зима щедро укутывает землю серебром снежинок. А сейчас послушайте загадку и попробуйте угадать, о каком времени года в ней говорится:

Все укроет одеялом,
Все разгладит, приберёт,
А потом земле усталой
Колыбельную споёт. (Зима)

 Зима – это самое волшебное время года. Наша русская зима, словно сказочное царство.

Сейчас  закрывайте глазки,  повторяйте за мной волшебные слова :

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем,

Мы волшебный мир откроем,

О котором не забудем.

Открывайте глазки. Где мы с вами очутились?

«Зимний лес»

https://www.youtube.com/watch?v=AL5ACV-12ro&t=63s

Давайте, слушая красивые звуки природы, посмотрим зимние пейзажи. Посмотрите,  пожалуйста, какая красота!   

II.Основной этап занятия.

1.А теперь послушайте ещё одну загадку:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом-

Все покрыла серебром.

(Зимние месяцы)

О чём эта загадка?

Вспомните, как называются зимние месяцы? А сейчас я вам про них  почитаю сказку .

Собрались как-то раз все двенадцать месяцев в лесной избушке старшего брата Января.

За окном вьюга завывает, метели тропинки заметают, деревья от мороза потрескивают, звери и птицы в норы и дупла попрятались, а в избушке тепло, на столе ярко светит лучина.

Сидят месяцы за круглым дубовым столом, пьют чай с медом и неторопливо между собой о том о сем беседуют.

Вот молодой синеглазый месяц Март и спрашивает старшего брата Января:

— Скажи, брат, почему тебя таким именем зовут?

— Эх, братишка, давно это было. Еще когда древние римляне на земле жили. Они думали, что есть на свете бог времени — Янус. Вот в честь него и назвали меня Январем. В Древнюю Русь пришло мое имя издалека — из страны Византии.

— А я слышал, в старину тебя на Руси иначе называли, — вмешался в разговор золотоволосый красавец Сентябрь.

— Да, это верно. Я все свои прежние имена помню, они к русской природе ближе и людям понятней. Называли меня Студень.

Как вы думаете почему?

Потому что я студеный, холодный месяц. Звали и Сеченем — зиму я пополам рассекаю. Еще звали Лютовеем, Трескуном.

Подумайте, почему январь называли Лютовеем и Трескуном?

— Знаю, знаю, — откликнулся Июнь. Потому что ты лютые, трескучие морозы на землю шлешь.

—Э-эх! — мечтательно вздохнул Январь. Правильно, конечно, вы говорите, что и лютый я, и студеный. Но ведь давали мне и красивые имена, например, Просинец,

— А почему? — поинтересовался Март.

— Потому что в январе день прибывать начинает, пусть на немного, на воробьиный скок, но все же удлиняется, и в небе среди серых облаков иногда яркая просинь играет. Так-то! — закончил старший брат Январь рассказ о своих именах.

— Ну уж раз мы об именах заговорили, то и я хочу кое-что рассказать, — вступил в разговор Февраль. — В старину звали меня Лютым. Говорили, что у февраля два друга — метель да вьюга. И правда! Нравится мне по дорогам гнать снежных змеек. А вот кто из вас догадается, почему меня Бокогреем называли?

Месяцы призадумались.

А вы догадались, почему Февраль Бокогреем звали?

— Да потому, что люблю я теплыми солнечными лучами поиграть, хоть и недолго, да всех погреть. Вот и получается, что я месяц-бокогрей — один бок стужу, а другой согреваю. Есть у меня в запасе и яркие солнечные деньки, и ясное синее небо. Недаром говорят — февральская лазурь. Я весне двери открываю. Солнце на лето поворачиваю. Целых три часа дню прибавляю!

— Ну что ж ты, братец Декабрь, помалкиваешь? Расскажи нам о себе, — попросил веселый Июнь.

— Да что о себе говорить. Меня и так все знают. Декабрь — первый зимний месяц. А зимушка-зима серебряным звоном начинается! Звенит застывшая земля, звенят замерзшие ветви деревьев, звенит ледок на лужах. Месяц я хмурый, бессолнечный. Оттого и имя народ мне такое дал — Хмурень. А еще я холод несу, студеными ветрами вею. За стужи меня называют Студень, Стужайло. Я год замыкаю, вас, месяцы, в хоровод собираю. Ведь 31 декабря отмечается последний день уходящего года. Люди елки наряжают, подарки друг другу делают, счастья и здоровья желают. Несмотря на то, что холоден я да хмур, любят меня и ждут.

Вопросы и задания

1. Где собрались месяцы?

2. Почему Январь назван старшим братом?

3. О чем говорили месяцы?

4. Вспомните и назовите старинные имена месяцев.

2. Давайте отдохнём немного.

Физминутка «Мешок Деда Мороза»

https://www.youtube.com/watch?v=sRZHBg-gM9g&t=1s

3.А теперь мы с вами поговорим о зимних явлениях природы, но сначала посмотрим презентацию «Зимушка-зима»

https://www.youtube.com/watch?v=ODLVvWK2g_0&t=133s

«Оттепель»

– Что такое оттепель?

Оттепель – это когда становится теплее, снег начинает таять, он мокрый и липкий, и тогда из него легко лепить снежинки.

Иней

Беседа «Как образуется иней?»

Иней образуется так же, как и роса. Иней — это твердая роса.

После захода солнца поверхность земли начинает охлаждаться, к утру становится еще холоднее. Охлаждается и прилегающий к земле слой воздуха.

Если в этом воздухе содержится много водяных паров, то, соприкасаясь с охлажденными предметами, пары оседают на них в виде капелек воды.

Это роса. Она образуется, когда поверхность земли и находящиеся на ней предметы охлаждены до температуры выше 0°.

При более сильном охлаждении, когда температура оказывается ниже 0°, на земле и на разных предметах оседают не капли, а кристаллы воды. Э

то иней. Он образуется на земле, траве, камнях и других предметах. Образование инея обычно происходит в тихую погоду и при легком ветерке.

После оттепели ударит мороз и на деревьях, проводах образуется пушистая снежинка бахрома – иней, все становится красивым, завораживающим.

Метель, вьюга

- Как называют явление природы, когда дует сильный ветер и снежинки летят быстро, кружатся и наметает много снега? (вьюга, пурга, поземка)

- Какие трудности может принести метель людям?

(пешеходам трудно добираться до работы, дворникам приходится много кидать лопатой снега, трактористам чистить дороги для проезда машин, становится холодно дома нужно топить печь).

4. А сейчас, давайте поиграем и проверим кто из вас самый внимательный.

Игра «Хлопки».

Хлопните в ладоши, если это зимнее явление природы: капель, иней, листопад, снегопад, мороз, ледоход, вьюга, оттепель, метель, дождь, поземка.

5.Подвижная игра. «Снегопад, метель, поземка»:

Снегопад – кружатся и приседают;

метель – быстро бегут, взявшись за руки;

поземка – кружатся в приседе.

6. Напоследок проверим, как вы запомнили зимние явления природы.  Загадки:

Белый пух лег на дорог,

На ступеньки и пороги.

Знает каждый человек –

 Этот пух зовется… (Ответ: Снег)

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Ответ: Иней)

Кружит снег она вдоль улиц,

Словно перья белых куриц.

Зимушки-зимы подруга,

 Северная гостья… (Ответ: Вьюга)

Заметает в парке тропы,

Собирает снег в сугробы.

Кто же эта незнакомка,

 Догадались вы? (Ответ: Поземка)

Молодцы!

III. Итог:

Про что мы сегодня говорили на занятии?

Даниил, что нового ты узнал? Денис, чем тебе понравилось занятие? Вам было интересно? Даша, какие зимние явления ты уже знала? Вика, о каких зимних явлениях ты узнала сегодня?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно познавательной деятельности с использованием и инноваций технологий для детей второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация» "Беседа о зимних явлениях в природе"

Чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик на образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом, восприятия зимней природы, нужно помочь детям почувствовать эту красоту по средствам музыки, живоп...

Методическая разработка плана на тему "Зимние явления в природе"

Воспитатель: Рыжова Наталья Николаевна.МБДОУ №32 «Росинка» г.Павлово/старший дошкольный возраст.Тема: «Зимние явления в природе» ПонедельникНОД (индивидуальная)Совместная деятельность в...

НОД ПО ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЗИМНИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ»

Мы с вами живём в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью. Весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цв...

"Зимние явления в природе"

Зима – суровое время, особенно в северных широтах нашего полушария. Ее календарное время известно, но часто бывает, что первые признаки зимы приходят значительно раньше. Слякотная ноябрьская пог...

Конспект- занятия по познавательному развитию "Зимние явления в природе"

Конспект занятия по познавательному развитиюв старшей группе«Зимние явления природы» ГБОУ школа №655 отделение ДОДГ. Санкт-ПетербургСтаршая группаВоспитатель: Казакова И.А. Цель:...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ознакомление с природой) Тема: «Зимние явления в природе»

Цель: закреплять знания о природных явлениях в природе в зимнее время; закреплять знания о зимних месяцах; активизировать словарный запас; закреплять познавательную активность.Демонстрационный материа...