Конспект по экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме «Опыты со льдом и снегом».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лазарева Татьяна Юрьевна

Конспект по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Опыты со льдом и снегом».

Задачи:

Продолжать развивать интерес, наблюдательность у детей с помощью неживой природы, знакомить со свойствами снега и льда.

Обучать детей способам исследования окружающего мира на примере проведенных опытов с природным материалом.

Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, познавательную активность, логическое мышление, речь.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti_led_i_sneg.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по экспериментальной деятельности в подготовительной группе.

«Опыты со льдом и снегом».

Задачи:

Продолжать развивать интерес, наблюдательность у детей с помощью неживой природы, знакомить со свойствами снега и льда.

Обучать детей способам исследования окружающего мира на примере проведенных опытов с природным материалом.

Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, познавательную активность, логическое мышление, речь.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход занятия

1 часть – вводная

Создание образовательной ситуации

  • Отгадайте первую загадку:

Кто поляны белит снегом

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

Ответы детей: Зима.

  • А какие зимние явления вы знаете?

Ответы детей: метель, пурга, лед, вьюга, снег, иней, гололед.

  • А почему всё это называют неживая природа?
  • Правильно, эти явления и предметы не питаются, не растут, не умирают и не размножаются. В природе постоянно происходят изменения, которые называются явлениями природы.

Мотивация детей на предстоящую деятельность.

Воспитатель загадывает детям другие загадки.

«Зиму пролежал и в землю убежал» (снег).

«Прозрачный, как стекло, а не вставишь в окно» (лёд).

  • Сегодня я приготовила снег и лёд. Очень интересно, что вы знаете о них, а что еще не знаете. Помогут нам в этом разные опыты и наблюдения.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

  • Дети, хотите сравнить снег и лёд, провести с ними опыты?
  • Тогда приглашаю вас в лабораторию, где мы будем определять свойства снега и льда. Скажем слова: 1, 2, 3 – в лабораторию заходи!

2 часть – основная

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

  • Посмотрите, на одной тарелочке - снег, а на другой – лёд. Чем же похожи и отличаются снег и лед? Чтобы ответить на вопрос, проведём опыты.

Опыт №1. Возьмите в руки палочки и попробуйте проткнуть ими снег, а затем лёд. Что вы обнаружили?

Снег можно проткнуть палочкой, а лед нельзя, не получается. Лед жесткий.

Сделаем вывод: снег рыхлый, мягкий, а лёд твердый, жёсткий. (Повторим хором.)

Опыт №2. Этот опыт выполним у меня на столе, осторожно ударим молоточком сначала по снегу, а потом по льду. Какой сделаем вывод?

Верно, вывод: лёд хрупкий и колется (хором). Снег мягкий и молоточек проваливается. Лед можно расколоть.

Опыт №3. Продолжим сравнивать снег и лёд. Посмотрите, я на зеленый картон положу снег, а на красный – лёд. Теперь и вы повторите этот эксперимент. Посмотрите через снег. Что видите? Ничего не видно. Посмотрите через лёд. Что вы наблюдаете? Какой же вывод можно сделать?

Вывод: Снег имеет белый цвет, он не прозрачный, лёд бесцветный, прозрачный. (Повторим хором).

Под снегом не видно, какого цвета картон, он не просвечивает. А через лёд видно, что картон красный. Снег – не прозрачный, лёд – прозрачный. (Повторяют хором).

Опыт №4. А сейчас я положу на одну ладошку немного снега, а на другую – кусочек льда. Давайте посмотрим, что получится из холодного снега и льда в тёплых ладошках. Будем греть снег и лёд.

Что появилось у меня на ладошках?

Откуда взялась вода?

А что быстрее тает на ваших ладошках? Снег или лед? Почему снег и лёд начали таять, превращаться в воду? Какой сделаем вывод?

Вывод: Снег и лёд холодные, они тают на ладошках, потому что ладони тёплые. Снег тает быстрее, чем лёд. Снег тает быстрее, чем лёд.

Опыт №5. Рассмотрите большую и маленькую льдинки. Почему лёд имеет форму кубика? (воспитатель показывает формы для льда). Поместите льдинки и снег в ёмкости с водой.

Что произошло с льдинками в воде? Какая льдинка растает быстрее? Как тает снег? Понаблюдайте за таянием льдинок и снега.

А пока поиграем с пальчиками.

(Пока льдинки и снег тают, проводится пальчиковая гимнастика)

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять. Загибаем пальчики по одному.

Мы во двор пришли гулять. «Идем» по столу указательным и средним пальцами.

Бабу снежную лепили, «Лепим» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, Крошащие движения всеми пальцами.

С горки мы потом катались, Ведем указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.

А еще в снегу валялись. Кладем ладошки на стол то одной стороной, то другой.

Все в снегу домой пришли, Отряхиваем ладошки.

Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой, ладошки под щеки.

Теперь посмотрите, что произошло со снегом и льдинками? Сделайте вывод.

Вывод: льдинки в воде растают, так как температура воды выше, чем температура льда. Растает быстрее маленькая льдинка, так как она меньше размером, чем большая. (Повторяют вывод хором.) Снег и лёд – это замёрзшая вода. Снег растаял быстрее. Он рыхлый и легче льда.


Опыт №6. Рассмотрите кубики льда. Давайте насыплем на середину одного кубика немного соли (опыт проводится на столе воспитателя, вызывается 1 ребёнок). Подумайте и скажите, что произойдёт с кубиком, посыпанным солью и с кубиком, не посыпанным солью, если вынести лёд на улицу, где низкая температура? Ледяной кубик, не посыпанный солью, останется прежним. А ледяной кубик, посыпанный солью, будет иметь отверстие.

(Вывод делает воспитатель).

Вывод: Солёный лёд начинает таять при температуре ниже нуля градусов. (Хором).

Если на улице мороз, и лёд не тает, то его посыпают солью. Тогда лёд быстрее тает, и улицы становятся не такими скользкими. Этот опыт мы продолжим проводить на прогулке. Проверим, будет ли лёд, посыпанный солью, таять в морозную погоду.

Игра «Хорошо – плохо»

Давайте выясним, снег – это хорошо или плохо?

Что хорошего от снега?

Для кого и когда снег – плохо?

Когда лёд приносит пользу?

Почему со льдом надо обращаться осторожно?

Вот сколько интересного мы сегодня с вами узнали!

Итак, давайте вспомним и еще раз расскажем, чем похожи снег и лёд и чем отличаются?

Дети, вы сегодня были очень внимательные и любознательные. Молодцы!

Пора возвращаться из лаборатории в группу, скажем слова: 1, 2, 3 – в группу заходи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме «Чудесные свойства воды»

Формировать представления детей о значении и свойствах воды в жизни человека....

Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме «Труд животноводов на селе"

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность на прямую удовлетворить присущую ему любознате...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: ,,Опыты с сухим льдом"

Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с сухим льдом....

Конспект познавательно — экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме: «Вулканы»

Конспект познавательно — экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме: «Вулканы»Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулканы.Программн...

Конспект поисково-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Опыты со снегом и льдом»

Данный материал направлен на формирование элементарных представлений детей о снеге и его свойствах: рыхлый – плотный, гладкий, белый-прозрачный, холодный, мягкий-твёрдый....

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: «Сладкие опыты»

Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значении в жизни человека. Упражнять дете...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Опыты со льдом и снегом»

Автор: Бессонова Ирина Игоревна, воспитатель МАДОУ «Росток» СПДС «Серебряное копытце» @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; ...