"Перелетные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мордухович Наталья Сергеевна

Познавательная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Перелетные птицы» (ОНЕ)

Цель: Расширить и систематизировать представления детей о весне, перелетных птицах.
Задачи:
1) продолжать формировать представления о природных явлениях весной; сезонных изменениях в жизни птиц,
2) познакомить с интересными фактами из жизни птиц;
3) расширять словарь за счет существительных (грач, скворец, ласточка, соловей), прилагательных (перелетные , пернатые), глаголов (возвращаются, откладывают, вылупляются, защищать, заботиться);
4) формировать умение замечать взаимосвязь всего живого в природе;
5) развивать познавательную активность, зрительное и слуховое внимание,
6) воспитывать интерес к явлениям природы, к жизни птиц, желание заботиться о них.
Оборудование: демонстрационный материал - изображение солнца, гнезда и скворечника, разрезные картинки перелетных птиц ( для д/и « Собери целое»), мнемотаблица, скоречник

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки, чтение стихов и рассказов, отгадывание загадок о птицах.

Орг. момент (психо-эмоциональный настрой):
Колокольчик звенит!
Собираться велит!
Солнышко красное! Появись
Всем ребятам улыбнись!
( показ изображения солнца)
Солнышко вам улыбается, Улыбнитесь ему тоже, подарите свои улыбки друг другу.
(Дети стоят на ковре, улыбаются солнышку, друг другу).
- Ребята, скажите, когда начинает пригревать солнышко? В какое время года?
Дети: Весной.
- Ребята, присядьте на ковер и посмотрите на картинки. На какой из них изображена весна?
(Дети рассматривают, показывают, объясняют свой выбор).
- Почему, вы решили, что здесь изображена весна? (в помощь  мнемотаблица и наводящие вопросы: какое солнце, солнце светит ярко или тускло, какого цвета снег? и т.д. или показывает картинку-схему, на которой нарисована примета весны).
Дети: Снег потемнел, почернел, тает, кое-где видна земля, появились проталины, ярко светит солнце и т. д.
Один из признаков весны спрятался в нашей группе в виде частей от общей картинки. Предлагаю вам найти эти части, собрать картинку и узнать какой признак весны спрятался.

Д/и « Собери целое (птицу)»
(Дети на ковре собирают картинки).
- Кто изображен у вас на картинке?

Дети: Птицы

- Так без кого весна не весна?
Дети: Без птиц.
- Ребята, миллион лет назад появились первые пернатые. Как вы думаете, почему их так назвали?
Дети: Потому, что у них тело покрыто перьями.
Воспитатель: Как можно еще догадаться, что это птицы?
Дети: У них есть клюв, две лапки с острыми коготками, крылья, хвост, тело птицы покрыто перьями, откладывают яйца. Они умеют летать.
- Какие птицы изображены на картинке: перелетные или зимующие?
Дети: Перелетные.
- Как вы думаете, почему птиц называют перелетными?

Дети: Потому, что они осенью улетают в теплые страны, а весной возвращаются. - Почему они улетают от нас осенью? Что страшнее для птиц холод или голод?
Дети: Голод. Исчезают насекомые, им нечего есть.
- А почему же они все же возвращаются обратно? Как вы думаете?
Дети: Наступает весна, появляются насекомые. Птицам есть чем питаться. Ученые до сих пор не могут точно ответить на этот вопрос.

Физкультминутка
Давайте немного отдохнем и превратимся в птичек и полетаем стайкой.
Вылетайте птички на лужок
Быстро делайте кружок.
Мы играем в стайку.
Стайка, полетай-ка. (Бегают на носочках друг за другом)
Полетели птички
Птички-невелички. (Размахивают руками)
Птички летают.
Устали не знают.
Стоп! ( Останавливаются, приседают)
Сели птички на дорожку.
Поклевали птички крошки. (Стучат пальцами по полу)
«Клю - клю, поклюем, потом песенку споем»

А теперь я предлагаю вам узнать, про каких птиц я вам загадаю загадки.

Важно по земле шагает,

Клювом почву протыкает,

Вредных — съест, он молодец!

А зовут его…(скворец)

Мошек на лету хватает

Быстро, ловко и легко.

По весне к нам прилетает —

И резвится высоко (ласточка).

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? …(соловей)

Вдоль по берегу гуляет.

На лягушек нападает.

На носу повисла капля,

 А зовется птица…(Цапля)

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек. (Журавль)

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

А весной в полях поет. (жаворонок)

В лесу ночном кукует птица.
Она позвать себя боится
Ку-ку…ку-ку не спит опушка
А птицу эту звать?
 (Кукушка.)


- Когда птицы прилетают к нам весной, что они начинают делать в первую очередь?
Дети: Вить гнезда, строить гнезда.
- Верно. Они ремонтируют старые гнезда или строят, вьют новые.
- Где птицы строят гнезда?
Дети: На деревьях, на земле, в кустах, траве…
- Из чего птицы строят гнезда?
Дети: Из травинок, веточек, глины…
- Посмотрите иллюстрации, какими могут быть гнезда. (показ иллюстраций птичьих гнезд)
- Вы заметили, что гнезда не пустые, в них лежат яйца. Птицы весной высиживают яйца, из которых вылупляются птенцы.
- Предлагаю вам поиграть в игру «У кого кто?»
- Я называю птицу и кидаю мяч, вы называете птенцов этой птицы и кидаете мяч обратно мне.
( Дети встают в круг, воспитатель кидает массажный мяч по очереди каждому ребенку, ребенок отвечает: У грача – грачата, у галки – галчата, у журавля – журавлята, у стрижа – стрижата, у утки – утята, у скворца – скворчата, у аиста – аистята, у соловья – соловьята, у кукушки – кукушатау лебеди-лебедята)
- Молодцы!
Психологический этюд « Спасем птенца»
А сейчас представьте, что у вас в руках, маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам.
( дети выполняют действия в соответствии с текстом)
- Ребята, что вы будете делать, если увидите птичье гнездо? Пройдете мимо или захотите посмотреть и потрогать птенца?
(ответы детей)
Дети: Нельзя разрушать гнезда, нельзя разорять птичьи гнезда.
- Нельзя разорять птичьи гнезда и трогать птенцов!
- Ребята, чьи это следы?
Дети: Птичьи.
Давайте, посмотрим, куда приведут следы.
- Что это?
Дети: Скворечник.
- Кто делает скворечник?
Дети: Люди.
- Для чего люди делают скворечники?
Дети: Хотят помочь птицам. Как еще люди могут помочь птицам.
- А как птицы помогают людям? Какую пользу приносят?
Дети: Они спасают нашу природу, охраняют наши леса, сады и огороды от вредителей, гусениц и червяков, разносят семена растений, птицы приносят радость, поднимают настроение и огромную пользу. Давайте, послушаем эту удивительную музыку природы.
( звучит аудиозапись с птичьими голосами)
- Про кого мы сегодня говорили? Каких перелетных птиц вы запомнили?
- Ребята, вы молодцы! Помните, что жизнь птиц зависит от нас с вами, они нуждаются в нашей помощи, в добром и бережном отношении к ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему:  Тема «Мой дом, мой город»  Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...

Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.

Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...