Занятие "Зимующие птицы"
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)

Базилевич Татьяна Олеговна

Занятие на тему "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Зимующие птицы» Средняя группа

Цель: познакомить детей с зимующими птицами, их отличительными признаками; со строением их тел; с обобщающим понятием «зимующие птицы».

Словарь (лексический минимум)

Существительные:

Птица, воробей, ворона, сорока, снегирь, синица, голубь, дятел, сова.
Голова, глаза, клюв, туловище, грудка, крылья, перья, хвост, лапки.
Корм, зерно, семечки, крошки.

Прилагательные:

Большая, маленькая, голодная, сытая, черная, быстрая, зимующая.

Глаголы:

Ходить, прыгать, летать, искать, клевать, сидеть, кормить, чирикать, каркать, ворковать, сыпать.

Беседа

     Дети, сегодня к нам в гости пришел Почемучка с загадками, которые мы должны отгадать. Отгадки выложите на мольберте.

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он  будет мой!

(Дятел)

Кто летает темной ночью,

И схватить мышонка хочет?

(Сова)

В ярком платье модница –

Погулять охотница.

От цветка к цветку порхает,

Утомится – отдыхает.

(Бабочка)

Непоседа пестрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая

(Сорока)

Почемучка спрашивает, кто здесь лишний? (Бабочка) Почему вы так решили? (Она не птица, у нее нет перьев, клюва.)

И так, кто же тогда птица? Это животное, покрытое перьями, имеющее клюв, крылья и две ноги.

А сейчас погуляем по  «дорожкам» и  послушаем пение птиц (Магнитофонная запись голосов птиц). Какое пение вам знакомо? Зачем птицы подают свои голоса? (Своими сигналами они предупреждают об  опасности или о еде.)

Какое сейчас время года? Давайте послушаем голоса зимнего леса. Отчего такая тишина? С наступлением холодов многие птицы улетают в теплые края, так как им не хватает корма. Некоторые остаются, потому что зимой находят корм. Их так и называют – зимующие птицы. Попробуйте отгадать их и найти на карточках.

Если у птицы белый бок, она какая? (Белобокая). Какая это птица?

У птички желтая грудка, она какая? (Желтогрудая). Кого так называют?

Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая). Кто это?

Если птица кричит «Кар-кар», как она голос подает? (Каркает). Какая это птица?

Про какую птицу говорят, что она воркует?

А какая птица чирикает?

Зимой птицы питаются почками, семенами и плодами деревьев, они отыскивают корм около жилья человека. Птицы нередко голодают, особенно во время снегопадов, сильных морозов. Поэтому птиц нужно подкармливать.

Люди развешивают кормушки для птиц. Прилетая на кормушки, птицы тщательно осматривают соседние деревья и кустарники, отыскивают на них насекомых и этим охраняют деревья от вредителей.

Среди птиц, изображенных на карточках, выберите тех, которые вы видели на прогулке. Скажите, как они передвигаются.

Игровые технологии

«Я и птички»

Дидактическая задача. Учить детей самостоятельно изменять грамматическую форму глагола (число и лицо).

Игровое действие. Договаривание.

Материал. Не требуется.

Ход  игры

Попросите ребенка договаривать последнее слово в строке. Если ребенок не может  справиться с заданием самостоятельно, предложите образец.

Они по небу…(летают),

Они клювом…(клюют),

Крыльями воздух…(рассекают),

И голосисто…(поют),

Я по небу не…(летаю),

Я печальный стою,

Я по тропочке…(шагаю)

Почему я не…(пою)?

Зерна им насыпают,

И воды наливают.

В луже ножки промочил,

Горлышко я простудил.

«Птичьи голоса»

Дидактическая задача. Учить детей образовывать глаголы от звукоподражаний.

Игровое действие. Словообразование.

Материал. Картинки с изображением птиц.

Ход  игры

Педагог задает детям вопросы.

Кто из  птиц говорит «Курлы-курлы»? (Журавль). Что  делает журавль? (Курлычет.)

Кто из птиц говорит: «Ку-ку, ку-ку?» (Кукушка) Что делает кукушка?(Кукует.)

Кто из  птиц говорит «Кря-кря»? (Утка.) Что делает утка? (Крякает.)

Кто из птиц говорит «Чик-чирик»? (Воробей.) Что делает воробей? (Чирикает.)

Кто из птиц говорит «Кар-кар»? (Ворона.) Что делает ворона? (Каркает.)

«Что забыл нарисовать Незнайка?»

Дидактическая задача. Закрепить представление детей о птицах, их птенцах; научить правильно употреблять имена существительные единственного и множественного числа в родительном падеже.

Игровое действие. Вычленение.

Материал. Сюжетная и предметные картинки.

Ход игры

Предложите ребенку рассмотреть  рисунок. Скажите, что это Незнайка нарисовал на мольберте птиц. Попросите  ребенка рассказать, что Незнайка нарисовал неправильно.

Спросите: «Чего нет у журавля (ласточки, вороны, утки)? (Нет клюва, лапы, крыла, крыльев.)

Попросите ребенка исправить ошибки художника – найти недостающие части тела каждой птицы.

Задание можно усложнить, предложив ребенку раскрасить недостающие части тела у каждой птицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....