Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с использованием игр с песком
методическая разработка по окружающему миру

Шапорева Марина Борисовна

«Волшебный песок»

Познание окружающего мира основывается на самом близком для ребенка – игре. А что может быть интереснее и ближе чем игра в песок?

Играя с песком у ребенка усиливается желание узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика, творческие способности, совершенствуются коммуникативные навыки, сюжетно-ролевая игра и предметно-практическая деятельность. Очень хорошо в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь. 

Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного копания в песке получается образовательный процесс. 

Наблюдая за детьми во время самостоятельной и образовательной деятельности мною был выявлен недостаточный уровень развития фантазии, проявления творческого воображения, дети играют сами по себе, не хотят делиться игрушками, не знают, как обыграть понравившуюся им игрушку, у детей нет взаимопонимания между собой в игре.

Исходя из выше сказанного поставила перед собой цель: развитие

познавательной сферы детей дошкольного возраста через игровую деятельность с песком. 

Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи

  • расширять представление детей о свойствах песка, способах действия с ним в зависимости от состояния (сухой, мокрый);
  • развивать произвольное внимание, координацию и мышления ребенка;
  • совершенствовать развитию предметно-игровой деятельности, способствующую развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка;
  • развивать мелкую моторику посредством пальчиковой гимнастики на песке, творческое мышление, фантазию, навык самостоятельного связного рассказа и пересказа в процессе игр с песком.

В группе создала центр экспериментирования, в котором есть зона «песка и воды» световой планшет, мини песочница.

За основу своей работы взяла разработки следующих авторов Кузуб Н. В., Осипук Э. И. «В гостях у песочной феи», Грабенко Т. М Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». 

Все мероприятия проходят в группе, во второй половине дня с подгруппой детей или парами, что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого воспитанника, возможность установления обратной связи и учета индивидуальных особенностей каждого ребенка в том числе ребенка с диагнозом ДЦП.

Первое, с чего мы начали работу с детьми - это обговорили правила поведения при работе с песком. Далее экспериментируя с песком, мы с детьми узнали о свойствах песка: песок состоит мелких песчинок, при намокании меняет цвет, сухой песок сыпучий, а мокрый нет; из сухого песка ничего не лепится, а из мокрого с использованием формочек можно слепить изображения животных, транспорт и многое другое.

На сухом песке можно поиграть с пальчиками проговаривая текст (пальчиковая гимнастика), рисовать кулаком, ладонью, ребром руки, пальцем используя игры-упражнения:

- «песочная волна» - рисуя ребром ладони, песок рассыпается по песочнице,

- «ковш» - ладошки превращаются в «ковш» экскаватора и «собирает» песок с поверхности песочницы;

- «ползут змейки» - дети пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях);

- «идут медвежата» - дети кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

- рисование животных с использованием трафаретов – дети освобождают место от песка, кладут трафарет и засыпают его слегка песком. Аккуратно убирают трафарет;

- «песочный дождик» - ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь;

- «отпечатки» - ребенок и взрослый на ровной поверхности песка оставляют отпечатки своих рук. Дети рассказывают о своих ощущениях. Какой песок на ощупь?

- «бегут жучки-паучки» - дети двигают всеми пальцами, имитируя движение насекомых;

- «я рисую на песке» - ребенок рисует пальчиками или палочкой солнышко, тучку, домик, человечка. Все рисунки можно объединить в один сюжет и придумать маленький рассказ;

- «дорисуй картинку» - с помощью рисования песочных картин можно отрабатывать навыки построения предложений. Воспитатель рисует на песке домик, самолёт, воздушный шарик и предлагает ребёнку дорисовать картинку и составить по ней простое или сложное предложение;

- «Узоры на песке» - дети пальцем рисуют, простые или сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки).

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания из камешков, ракушек, скорлупы орех или любого другого материала.

Таким образом, ребёнок развивает себя сам, планирует, рисует, воплощает свои фантазии в следах на песке. Дети не боятся ошибиться или сделать что-то неправильно, так как всё можно исправить - ошибки на песке легче и проще исправить, чем на бумаге. У детей возникло множество положительных эмоций. Игры с песком позволили самостоятельно составлять небольшие рассказы, дети научились слушать и слышать друг друга, улучшились взаимоотношения со сверстниками.

В работе с детьми использую методы и приемы: 

- словесные: беседы, загадки, потешки, рассказ воспитателя, составления предложений и небольших рассказов;

- практические: элементы экспериментирования, для определения свойств песка; обыгрывание ситуаций; рисование кулачком, ладонью, ребром ладони, пальцем, рисование с использованием трафаретов;

- наглядные: наблюдение, просмотр презентаций, показ упражнений рисования на песке.
Технологии:

- информационно-коммуникативная технология;

- технология исследовательской деятельности;

- игровая технология;

- здоровьесберегающая технология.

Известно, что ни одну образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Чтобы выявить отношение родителей к

играм детей с песком провела анкетирование родителей. По результатам запросов родителей разработала консультации: «Что такое сюжетно - ролевая игра. Какую роль она играет в жизни дошкольника»; «Маленький «архитектор»; «Лед, вода и песочек». Совместно с детьми и родителями провела в мастер- класс и родительское собрание «Игры с песком в детском саду».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesok_2.pptx2.12 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Волшебный песок» ( Развитие познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком) МБДОУ №27 Воспитатель Шапорева М.Б.

Слайд 2

Всё, что нужно человеку для жизни, находится рядом с ним. Иногда мы даже не замечаем, насколько близко то, что может нам помочь. И сегодня речь пойдёт о его величестве Песке. Ведь именно игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен. Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом.

Слайд 3

Цель : развитие познавательной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через игровую деятельность с песком . Задачи : расширять представление детей о свойствах песка, способах действия с ним в зависимости от состояния (сухой, мокрый ); развивать произвольное внимание, координацию и мышления ребенка ; совершенствовать развитию предметно-игровой деятельности, способствующую развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка ; развивать мелкую моторику посредством пальчиковой гимнастики на песке, творческое мышление, фантазию, навык самостоятельного связного рассказа и пересказа в процессе игр с песком.

Слайд 5

Кузуб Н. В., Осипук Э. И. « В гостях у песочной феи» Литература Грабенко Т. М Зинкевич -Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия »

Слайд 7

Пальчиковая гимнастика «Прогулка» Цель: развитие памяти, мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Кукушка» Цель: развитие памяти, мелкой моторики .

Слайд 8

Рисование кулачком, ладонью, ребром руки Цель: мелкой моторики, тактильной чувствительности.

Слайд 9

Упражнение «Ползут змейки» Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения. Упражнение « Идут медвежата » Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения. Рисование животных с использованием трафаретов

Слайд 10

Упражнение «Песочный дождик» Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление. Упражнение « Отпечатки» Цель : развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности. Упражнение «Бегут жучки-паучки» Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.

Слайд 11

Упражнение « Я рисую на песке » Цель: обучение составления маленького рассказа по сюжету.

Слайд 12

Упражнение «дорисуй картинку» Цель: обучение составлению предложений.

Слайд 13

Упражнение «Узоры на песке» Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Слайд 14

Занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать процесс обучения и воспитания творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.

Слайд 15

Методы и приемы : словесные : беседы, загадки, потешки , рассказ воспитателя, составления предложений и небольших рассказов; практические: элементы экспериментирования, для определения свойств песка; обыгрывание ситуаций; рисование кулачком, ладонью, ребром ладони, пальцем, рисование с использованием трафаретов; наглядные : наблюдение, просмотр презентаций, показ упражнений рисования на песке . Технологии: информационно-коммуникативная технология; технология исследовательской деятельности; игровая технология; здоровьесберегающая технология.

Слайд 16

Мастер- класс «Игротерапия в детском саду »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние экспериментально-поисковой деятельности на развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста" (статья)

В статье раскрывается значение экспериментально-поисковой деятельности на  формирование познавательной сферы детей. Дети по своей природе являются  исследователями. Через исследования они по...

Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста путем дифференцированного подхода в обучении.

Доклад из опыта работыРазвитие познавательной сферы детей дошкольного возраста путем дифференцированного подхода в обучении....

Конспект семинара-практикума для педагогов «Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с помощью песочной терапии»

Данный материал будет интересен педагогам-психологам, воспитателям и специалистам с целью внедрения и активного использования «песочного опыта» с дошкольниками....

Программа песочной терапии «Волшебный песок» (Развитие и коррекция эмоционально- волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком)

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимани...

Положительное и отрицательное влияние интернета на развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста.

Положительное и отрицательное влияние интернета на развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста. Ефремова Ю.Г., учитель-логопед МДОУ №20, г. Железногорск...

мастер-класс «Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с использованием игрового комплекта «ПЕРТРА»».

мастер-класс педагога-психолога на тему: «Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с использованием игрового комплекта «ПЕРТРА»»....