Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной организации
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Грошева Карина Александровна

Актуальность темы исследования заключается в необходимости повышения качества экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста и связана с социальным заказом современного общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной организации

Грошева Карина Александровна, воспитатель МБДОУ №20  Дзержинск

Нижегородская область

Актуальность темы исследования заключается в необходимости повышения качества экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста и связана с социальным заказом современного общества. Данная тема является сложной и многоаспектной. На сегодняшний экология считается наукой, помогающей людям выживать, делать комфортной и оптимальной их среду обитания.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня — это целенаправленный, организованный, систематичный,

последовательный, планомерный педагогический процесс формирования

системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений,

нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие

у личности ответственного отношения к природе как к универсальной

ценности. Содержание экологического воспитания включает два аспекта:

передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.

Экологическая воспитанность старших дошкольников выражается в

знаниях о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе; в знаниях о

растительности леса, луга, сада, поля; в знаниях о птицах, домашних и диких

животных, Красной книге; в знаниях о природе родного края; в умении

объяснять экологические связи в природе; в умении ухаживать за растениями

в уголке природы.

Показателем эффективности экологической воспитанности можно

назвать не только поведение детей и знания, но также и их участие в

улучшении природного окружения своего края. Значительную роль играет

взрослый, который своим собственным примером и поведением к природе и

окружающей среде, который своим отношением к природе, а также своим

поведением способен оказывать сильное воздействие на личность ребенка.

На сегодняшний день, каждый педагог должен иметь понятие об

экологическом воспитании, несмотря на то, в какой области он

Специализируется. Все сферы развития личности неразрывно связаны с

воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы.

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание – это новое

направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий

момент проходит этап становления.

Между человеком и природой формируются определенные отношения,

человек привыкает к естественной, природной среде, изменяется под ее

влиянием, подстраивает природу под себя, а также трансформирует, меняет

свою природу, свою среду своей собственной деятельностью. Давняя

проблема взаимоотношений между человечеством и окружающей средой -

это своего рода трансформация, которая приобретает огромное значение.

Чтобы выйти из этой ситуации, людям необходимо пересмотреть свое

отношение к окружающей среде, по-новому взглянуть на жизнь, найти точки

соприкосновения и взаимодействия с природой, меняя жизненные практики.

Воспитывая гуманное отношение ко всем живым существам с раннего

возраста, можно изменить к лучшему в нынешней ситуации отношения

между природой и человеком.

Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой

личности. К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей:

«Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из

самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».

Противоречие: между необходимостью экологического воспитания

дошкольников и недостаточностью методических рекомендация для

воспитателей детского сада по данному вопросу в соответствии с ФГОС ДО.

Проблема исследования: какие формы, методы и средства должны

входить в содержание процесса экологического воспитания дошкольников в

дошкольной образовательной организации?

Сказки, воспитывают в детях культуру поведения и бережное отношение

к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в

сказках для дошкольников узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в

природе и своей привычной жизни. Маленький ребенок еще не различает добро и зло. И то и другое могут уживаться, соседствовать в его душе. Научиться ли малыш любить, беречь все живое – будет зависеть от нас, от умения преподнести ему в занимательной форме сложные явления природы.

Волшебный мир сказки знакомит детей с необыкновенными героями:

Капелька, Родничок, Еловое семечко и их удивительными приключениями: «Путешествие капельки», «Родничок зовет на помощь», «Лес - полон сказок и чудес», «Путешествие в страну голубого неба». Он открывает неведомый для детей мир с его неожиданностями и тайнами. Простой сюжет, близкие и понятные герои – кузнечик, улитка, поросенок, дорога…. В них можно играть, про них можно придумывать разные истории - это и будут те ступени, которые помогают детям погрузиться в смысловую суть сказки.

В ходе чтения и обсуждения сказки или рассказа ребенку дошкольного

возраста полезнее предлагать не одну реалистическую иллюстрацию, а

показывать различные направления: абстрактные, комические, схематические и

т.д.. модели и схемы помогают детям не только развивать воображение, но и легче переходить от конкретики к абстрагированию, поэтому их надо активно внедрять в работу со сказками.

Экологические сказки - самый доступный способ передачи знаний о

явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире.

Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе по

экологическому воспитанию детей и может входить в другие: экологические

занятия, опытно - эксперементальную деятельность, беседы, наблюдения,

театрализованную деятельность. Часто эти формы объединяю какой-то одной темой. Например, «Жизнь диких животных», «Деревья в разное время года», «Как готовится природа к зиме» и другие.

На экскурсиях, на природе с родителями, на дачных участках, в

наблюдениях за животными и растениями перед детьми раскрывается красота и

неповторимость родной природы. Одновременно с этим дети замечают и

неразумное, пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка

видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, можно также

использовать экологические сказки «Нет повести печальнее на свете», «Очень

страшная история»)

Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и

сопереживания являются сказки, сочиненные самими детьми.

Перемещение в сказках центра внимания детей с человека на живую

природу, которая создает и поддерживает среду обитания людей, позволяет

формировать уважение к природе, ответственность за нее. Это и должно лежать

в основе экологического воспитания детей.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через

экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно

правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Литература:

1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание

дошкольников : учебник / З. Ф. Аксенова. – Москва : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

2. Бобылева, Л. П. Интерес к природе как средство экологического

воспитания дошкольников / Л. П. Бобылева // Дошкольное воспитание. – 2011.

– №7. – С.10 – 15.

3. Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию /

Г. Иванова, В. Курашова //Дошкольное воспитание. – 2013. – № 3. – С.10 – 12.

4. Иванова, А. И. Живая экология: Программа экологического

образования дошкольников : учебник / А. И. Иванова. – Москва : ТЦ Сфера,

2013. – 158 с.

5. Кадырова Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников

в современной педагогической теории / Р. М. Кадырова // Дошкольное

воспитание. – 2014. – С. 160 – 162.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Создание единой образовательной системы по нравственному становлению личности ребенка посредством экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Аннотация в статьеВ статье раскрывается опыт работы педагогического коллектива по созданию экологических пространств на территории ДОУ, как условия  осмысления педагогами новой идеологии федераль...

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современной дошкольной образовательной организации

Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.В данном направлении невозможно увидеть моментальных резул...

Консультация для педагогов «Проблемы гендерного воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации»

Консультация для педагогов«Проблемы гендерного воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации» Для нашей страны проблема гендерного воспитания детей в условиях детск...

Экологическое образование и воспитание детей в дошкольно образовательной организации.

Важное условие для экологической образованности и воспитанности детей  в дошкольно образовательной организации является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды....

Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной организации

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный...

Статья: Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной организации

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный...