Конспект занятия по безопасности дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Наш друг - Светофор"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Волкова Ульяна Игоревна

Закрепление знаний о правилах дорожного движения и пропоганда основ безовасного движения на дороге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_-_svetofor.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества Московского района

Конспект занятия по безопасности дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Наш друг - Светофор"

Составитель:

Педагог дополнительного образования

Волкова Ульяна Алексеевна

2022 г


Цель: закрепление знаний о правилах дорожного движения и пропаганда основ безопасного поведения на дороге.

Программные задачи:

Образовательные:

  • Формировать осознанно-правильное отношение у детей к соблюдению правил дорожного движения на дорогах города.
  • Закрепить знания детей о светофоре и его сигналах.
  • Систематизировать знания детей о дорожных знаках.
  • Продолжать знакомить с элементами дороги.
  • Формировать понятие «можно-нельзя» к ситуациям дорожного движения.
  • Уточнять и обобщать знания детей о транспорте.
  • Учить применять знания, полученные в практической деятельности.

Развивающие:

  • Способствовать развитию осторожности, осмотрительности на дорогах.
  • Активизировать процессы мышления, внимания и речи детей.

Педагогные:

  • Воспитывать дисциплинированность, сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения пешеходов, чувство ответственности за поведение на дороге, уважительное отношение к окружающим.

Интеграционные задачи:

  • Активизировать в речи детей слова на дорожную тематику.
  • Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, совершенствовать навыки связной речи.
  • Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Вызвать интерес к нетрадиционным техникам - «рисование свечой», рисование «по-сырому». Закреплять умение пользоваться кистью и акварелью, закрашивать лист равномерно, не оставляя пустых мест.
  • Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.

Способы организации детей: стоя в кругу, сидя полукругом, стоя за столами.

Материально-технические средства: сундучок, флешка, пять конвертов с заданиями, замок, пять ключей, настольно-печатная игра «Умный светофор», жезл, макет перекрёстка, дорожные знаки, листы бумаги, с нарисованными заранее дорожными знаками (по количеству детей), магнитная доска, светоотражатели, круги красного, желтого и зеленого цвета на магнитах.

Формы и методы работы: организационный момент; сюрпризный момент; использование аудиозаписи; беседа; вопросы к детям; игры «Умный светофор», «Передай жезл»; художественное слово (стихотворения, загадки, считалка); нетрадиционное рисование; рефлексия; индивидуальная работа; поощрение.

Словарная работа: слова «бензовоз», «мусоровоз», «молоковоз», «хлебовоз», «лесовоз».

Предварительная работа: беседа «Сигналы светофора», «Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог», «Виды транспорта»; дидактические игры «Дорожные знаки», «Дорожная азбука»; чтение художественной литературы Тереньева Н. «Правила дорожного движения для детей», Большакова М. «СМЕШуроки на дороге»; рассматривание карточек М. Дружинина «Правила дорожного движения», просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Дорожная азбука»; рисование «Автобус»; аппликация «Грузовичок»; разучивание физминутки.

Ход занятия

I часть – мотивационная

Организационный момент - игра «Доброе утро!»

Педагог: Я скажу слова «Доброе утро!» и назову кого-то из нашей группы. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит вы услышали меня и отвечаете на приветствие. Попробуем?

- Доброе утро всем девочкам!

- Доброе утро всем мальчикам!

- Доброе утро всем тем, у кого хорошее настроение!

- Доброе утро всем, кто сегодня будет стараться хорошо работать на занятии!

Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема занятия, а чтобы узнать её я предлагаю вам послушать стихотворение:
Там, где шумный перекресток,
Где машин не сосчитать,
Перейти не так уж просто,
Если правила не знать.
Пусть запомнят твердо дети:
Верно поступает тот,
Кто лишь при зеленом свете

Через улицу идет!

Педагог: О чем это стихотворение? (ответы детей)
- Верно, сегодня на занятии мы с вами вспомним и повторим правила дорожного движения. Мы очень часто слышим выражение «Участники дорожного движения». Скажите, кто же это?

- Правильно, ребята, участники дорожного движения – это водители, пешеходы и пассажиры.

II часть – организационная

Педагог: Сегодня утром я зашла в кабинет и обнаружила вот эту коробку. Посмотрим, что в ней?

Дети обнаруживают сундучок и флешку. Пробуют открыть сундучок, не получается.

Педагог: А может быть нужно послушать, что записано на флешке?

 «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светофорчик. Я узнал, что вы изучаете правила дорожного движения и всегда их соблюдаете. И поэтому я приготовил для вас подарок и положил его в сундучок. Но для того, чтобы открыть сундучок вам нужно будет выполнить задания. За каждое правильно выполненное задание вы получите ключ. Но только один из всех ключей поможет вам открыть сундучок. Вам придется постараться. Найти задания помогут загадки-подсказки, они в конвертах. До скорых встреч, ребята. Я желаю вам удачи!»

Педагог: Скажите мне, ребята, для чего нужен светофор?

- Правильно, светофор помогает нам безопасно  и правильно переходить дорогу.

Педагог: Ребята, вы готовы выполнить задания Светофорчика? Чтобы узнать, где находится конверт с первым заданием, послушайте загадку.

У него 4 ножки,

На него разложим ложки,

Ставим вазы, чашки, кружки.

Стулья у него подружки. Что это, ребята?

Дети: Стол.

Педагог: Правильно, ребята. Это стол. И что это значит?

Дети: Это значит, что конверт с первым заданием находится на столе.

Педагог: Молодцы, ребята! Считалка нам подскажет, кто найдет первый конверт.

Считалка
Где ты был, до сих пор?
Задержал светофор.
Красный - ясно,
Путь опасный.
Желтый - то же,
Что и красный,
А зеленый впереди -
Не задерживай, иди!
Находят конверт.

Педагог: Ну, что ребята, посмотрим, какое задание в первом конверте? Можно я открою и прочитаю Вам задание?

Дети: Можно

Задание 1 .Игра «Умный светофор»
Педагог:
Ребята, я предлагаю вам подойти к столам. На столах лежат карточки с дорожными ситуациями. К каждой карточке нужно подобрать сигналы светофора: к правильным с зеленым сигналом, к неправильным с красным.

Педагог: Молодцы, ребята. Первое задание выполнено, поэтому берем ключ.

Достаю ключ из конверта.

Педагог: Это первый ключ. Давайте посмотрим, ребята подходит ли этот ключ к нашей шкатулке?

Сначала шкатулку пробует открыть ребенок, затем педагог. Ключ не подходит.

Педагог: Ребята, подходит ключ к нашей шкатулке?

Дети: Нет, не подходит.

Педагог: И что же теперь делать?

Дети. Выполнять следующее задание и искать конверт с номером 2.

Педагог: Хорошо, давайте выполнять следующее задание. 2 загадка – подсказка.

У него четыре ножки,

Он не ходит по дорожке,

Он не прыгает, не плачет,

Тихо у стены стоит-

Кто устал- присесть велит.

Что это, ребята?

Дети: Стул

Педагог: Правильно, стул. Найдите, пожалуйста, конверт с заданием.

(Конверт прикреплен к спинке одного из стульев.)

Педагог: Чтобы выполнить второе задание в конверте, отгадайте загадку:

Полосатая указка

Словно палочка из сказки….(жезл)

Педагог: Для чего нужен жезл?

Дети: Регулировать движение автотранспорта на дороге.

Педагог: Кто регулирует движение автотранспорта на дороге?

Дети: Регулировщик.

Педагог: И снова игра. Эта игра называется «Передай жезл». И теперь пришло время выяснить, насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения. Ребята, встаньте в круг. Вы будете передавать жезл правой рукой в левую сторону. У кого оказывается жезл, поднимает его вверх и отвечает на вопрос, который я буду задавать. Затем передаёт его дальше.
1. Кто идёт по тротуару? (пешеход)
2. Как называется место ожидания пассажирского транспорта? (остановка)
3. Кто управляет автомобилем? (водитель)
4. Кто должен первый выйти из автобуса – взрослый или ты? (Из любого транспортного средства первым всегда выходит взрослый, затем ребенок.)?

5. Как называется часть улицы, по которой идут пешеходы? (тротуар)

6. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (зеленый)

7. Как называется человек, который едет в транспорте, но не управляет им? (пассажир)

8. Переходя улицу, куда нужно сначала посмотреть? (налево)

9. Можно ли играть на проезжей части? (нет)

10. Как нужно вести себя в общественном транспорте? (не шуметь, не мусорить, не драться, уступать пожилым людям место)

11. Назови виды транспорта? (воздушный, наземный, водный,железнодорожный, подземный)

12. На какое животное похож пешеходный переход? (на зебру)

13 Назовите специальный вид транспорта. (машина скорой помощи, полицейская, пожарная машина)

14. Могут ли автомобили ездить по тротуару? (нет)

Педагог: Вот и закончилась эта игра. Ребята, сложно ли вам было вспомнить правила дорожного движения?

Педагог: Вот у нас и второй ключ. Давайте откроем уже нашу шкатулку. Ой, ребята и этот ключ не от нашей шкатулки… Нам нужно продолжить поиск нашего ключа. Давайте выполним третье задание Светофорчика. Но для то, чтобы найти третий конверт, необходимо отгадать еще одну загадку-подсказку с цифрой 3.

Послушайте внимательно:

Зимой заклеено оно,

А летом открывается,

Оно заканчивается на «О»,

И так же начинается. Что это, ребята? Как вы думаете?

Ответы детей. (Окно.)

Педагог: Значит где находится наш конверт с заданием?

Дети: Конверт с заданием находится на окне.

Педагог: Несите конверт. Открываем конверт, читаем задание - дидактическая игра «Назови и покажи на макете части дороги»

Хорошо, вы справились и с этой задачкой Светофорчика! В конверте лежит ключ. Давайте попробуем открыть шкатулку.

Пытаемся открыть шкатулку. Ничего не получается.

Педагог: Ну, что же делать, ребята? Ни один ключ не подходит к нашей шкатулке…

Дети: Нужно искать следующий ключ.

Педагог: Ну что ж. Тогда слушайте загадку.

Они ходят, но стоят

Все о времени твердят.

Когда спать, когда вставать,

Когда можно погулять?

Что это?

Дети: Часы.

Педагог: Верно, это часы. Значит наш конверт с цифрой 4 находится рядом с чем? (Конверт находится рядом с часами.) Кто же пойдет за конвертом с заданием?

Открываем конверт, читаем задание.

Педагог: Ребята, вы немного устали. Светофорчик предлагает вам немного отдохнуть. Сначала отдохнут наши глаза.

Зрительная гимнастика «Машины».

По городу мчатся с утра и до ночи
Машины всех марок, красивые очень.
(Дети выполняют круговые движения глазами.)
Поедут направо, налево, кругом -
(Выполняют движения глазами влево, вправо.)
Свободны машины и ночью и днем.
(Хлопают глазами).

Педагог:Ребята, давайте превратимся в водителей или как раньше говорили в шофёров. Повторяйте за мной: поверчусь, покружусь и в шофёра превращусь. Теперь мы с вами –водители.

Динамическая пауза.
Чтоб поехать на машине накачать нам надо шины (имитация движения со звуком ш-ш-ш).
В бензобак нальем бензин (имитация движения со звуком и-и-и).

Педагог: Наши машины готовы, отправляемся в путь.

Пальчиковая гимнастика.

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку. (Обеими руками «крутят руль» перед собой)

Бензовоз, мусоровоз,

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз

И тяжелый лесовоз. (Пальцами поочерёдно, начиная с мизинца, касаются ладони)
Дети танцуют
танец «Колесики, колесики и красивый руль»

Педагог: Вот у нас уже и четвертый ключ. Давайте откроем уже нашу шкатулку. Ой, ребята и этот ключ не от нашей шкатулки… Будем искать дальше. Слушайте загадку.

Посмотрите-ка, подружки,

Есть колёса у игрушки.

Куколку в неё сажаю

И по комнате катаю.

Буду мамой понарошку,

Буду я баюкать крошку.(Кукольная коляска)

Педагог: Правильно, это коляска. Найдите, пожалуйста, конверт с заданием.
(Находят конверт в коляске).

Педагог: Ребята, какими хорошими водителями вы сейчас были и самое время поговорить с вами о дорожных знаках. Дорожные знаки - лучшие друзья пешеходов и водителей. Хорошо зная дорожные знаки можно прочитать, о чем нам говорит дорога: куда можно идти, где переходить дорогу, где автобусная остановка, заправка, больница. А еще, где надо быть особенно внимательными как водителям, так и пешеходам.
Много есть дорожных знаков

Эти знаки нужно знать,

Чтобы правил на дороге

Никогда не нарушать.

Педагог: Скажите, какой формы бывают знаки? Какого цвета? Правильно, существуют три основных вида знаков и их можно сравнить с сигналами светофора. Посмотрите, красный сигнал светофора что обозначает? Верно, красный сигнал запрещает движение. И существуют запрещающие знаки. Это знаки круглой формы с красной окантовкой по краю. Они самые строгие.

Что обозначает жёлтый сигнал светофора? Да, жёлтый сигнал предупреждает о смене сигнала светофора и существуют знаки, которые также предупреждают человека о чём – либо. Это предупреждающие знаки. Они имеют треугольную форму и красную окантовку. Такие знаки предупреждают водителя об опасности, которая ждет впереди.

А зелёному, разрешающему сигналу светофора соответствуют предписывающие, информационные, знаки особых предписаний. Это знаки синего цвета квадратной или прямоугольной формы. Они укажут где есть столовая, заправочная станция, телефон.
Дети, на самом деле дорожных знаков очень много и запомнить их трудно, но некоторые знаки должны знать даже дети
Педагог: А сейчас мы поиграем в игру с дорожными знаками и я проверю, как вы знаете некоторые дорожные знаки, которые нам встречаются.
Задание в пятом конверте: «Отгадай загадку Светофорчика и покажи правильный ответ»

(Детям раздают в руки дорожные знаки, педагог читает загадку, а дети поднимают вверх картинку с правильным ответом)

1.На дорожном знаке том
Человек идет пешком.
Полосатые дорожки

Постелили нам под ножки.
Чтобы мы забот не знали
И по ним вперед шагали.
(Знак «Пешеходный переход»)

2.Этот мостик над дорогой
Служит нам большой подмогой
Через улицу ведет
Нас …(
надземный пешеходный переход)

3.Что за знак дорожный:

Красный крест на белом?

Днем и ночью можно

Обращаться смело!

Врач повяжет голову

Белою косынкою

И окажет первую помощь медицинскую.

(Пункт первой медицинской помощи).

4. А здесь, ребята, не до смеха,

Ни на чем нельзя здесь ехать,

Можно только своим ходом,

Можно только пешеходам. 

("Пешеходная дорожка")

5.Тут и вилка, тут и ложка,

Подзаправились немножко.

Накормили и собаку…

Говорим: «Спасибо знаку!».

(Знак «Пункт питания»)

6. Эй, водитель, осторожно!

Ехать быстро невозможно,

Знают люди все на свете:

В этом месте ходят дети.

(«Дети»)

7.В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать

(Место остановки автобуса)

8.Знак повесили с рассветом,
Чтобы каждый знал об этом:
Здесь ремонт идёт дороги —
Берегите свои ноги!
(Знак «Дорожные работы»)

9. Тормози водитель. Стой!

Знак - запрет перед тобой.

Самый строгий этот знак,

Чтоб не въехал ты впросак.

Должен знак ты соблюдать,

«Под кирпич» не заезжать.

(«Въезд запрещен»).

10.Я сойду с велосипеда,

Если знак увижу этот.

И пойду, как пешеход.

Вместе с ним на переход.

(«Движение на велосипедах запрещено»)

11.Это что же? Ой-ой-ой!

Переход здесь под землёй.

Так смелей иди вперёд!

Трусишь ты напрасно,

Знай, подземный переход

Самый безопасный.
(«Подземный переход»)

12.Посмотрите, знак опасный – человечек в круге красном.

Перечеркнут пополам, виноват он, дети, сам.

Тут машины быстро мчатся, может даже быть несчастье.

По дороге здесь, друзья, никому ходить нельзя.

(«Движение пешеходов запрещено»)

13. На машинах здесь, друзья,

Ехать никому нельзя,

Можно ехать, знайте, дети,

Только на….велосипеде.

 ("Велосипедная дорожка".)

14. Этот знак заметишь сразу:

Три цветных огромных глаза.

Цвет у глаз определенный:

Красный, желтый и зеленый.

Загорелся красный – двигаться опасно.

Для кого зеленый свет – проезжай, запрета нет.

(«Светофор»)

15.Если нужно дозвониться
Хоть домой, хоть заграницу,
Знак поможет, скажет он,
Где искать вам телефон!

Телефон»)

Педагог: У вас на столах пока мы играли, появились волшебные листы бумаги. (Листы бумаги может разложить помощник воспитателя, перед занятием педагог свечой рисует знаки дорожного движения)
Дети возьмите кисточки, выберите красную краску, и закрасьте ваш рисунок. Что получилось?
Опрашивает детей, какой у них дорожный знак. Таким образом, ещё раз закрепляет знания детей о дорожных знаках.
Педагог: Отлично вы с заданием справились. Вот последний ключ. Давайте попытаемся открыть этим ключом шкатулку.

Пробуем открыть. Ключ подходит.

Педагог: Ура, ребята, этот ключ подошел! Наконец то мы открыли шкатулку. А вот и подарок, который для вас приготовил Светофорчик (светоотражающие наклейки).

Педагог: Вы знаете для чего они нужны? Светоотражающие элементы, имеют различные формы: стикеры (могут крепиться к одежде на липучке); жесткие браслеты (скручиваясь, крепятся на руку, ногу или сумку); кулоны; значки. (выполняется показ)

Когда свет попадает на светоотражающие элементы от фар автомобиля, то они начинают отражать свет для предотвращения дорожного–транспортного происшествия. Ношение СВЭ является обязательным для пешехода в таких случаях: передвижение в темное время суток; передвижение по территории вне населенного пункта; передвижение по краю проезжей части или переход дороги.

В подарок Светофорчик дарит детям светоотражающие наклейки на одежду.

III часть – итоговая. Рефлексия

Педагог: Какие вы молодцы, ребята. Вы хорошо знаете правила дорожного движения. Что мы сегодня делали, ребята? Какие задания Светофорчика выполняли? Какое правило вы соблюдаете всегда? Вот теперь, я точно уверена, что вы всегда будете соблюдать правила дорожного движения.

Самоанализ и самооценка.

А сейчас я предлагаю вам оценить наше сегодняшнее занятие, для этого вам необходимо выбрать жетон нужного цвета и прикрепить на соответствующий цвет сигнала светофора:
Красный – занятие не понравилось;
желтый – занятие не очень понравилось;
зеленый – занятие очень понравилось.
Педагог: Я вижу, что большей части ребят наше занятие понравилось. На этом наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста Тема: "Безопасность на дороге"

Конспект занятия по правилам дорожного движениядля детей старшего дошкольного возрастаТема: Безопасность на дорогеТема: «Безопасность на дороге»Цель: углубление и расширение знаний детей о прави...

Конспект тематического досуга по правилам дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Кронтик на улицах Санкт-Петербурга»

Продолжать знакомить детей  с правилами дорожного движения и учить практически применять их в различных ситуациях....

"Безопасная дорога"2022 г. отчет о проведенном мероприятии по правилам дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста (сотрудничество с социальными партнерами)

Цель таких мероприятий - формирование у дошкольников представления о безопасном поведении на улицах и дорогах города...

Конспект занятия по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия в старшей группе "Подружусь со светофором" направлен на создание условий для закрепления знаний о правилах дорожного движения. Дает более полные знания о правилах для п...

Картотека «Минутки безопасности дорожного движения» с детьми старшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения

Картотека «Минутки безопасности дорожного движения» с детьми старшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения...