Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с природой для детей старшего дошкольного возраста "Дикие животные"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Елена Викторовна Жигулова

Разработанная деятельность направлена на создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о диких животных, об их подготовке к зиме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhigulova_e.v._ood.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Жигулова Елена Викторовна

Воспитатель

МДОУ – детский сад № 27 «Сказка» муниципального образования

г. Саяногорск

ООД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы

«Дикие животные»

Цель: Создание условий для формирования у детей представлений о диких животных, об их подготовке к зиме.

Задачи:

1. Уточнить и расширить представления детей об образе жизни диких животных, способах их самозащиты от врагов.

2. Развивать умение у детей узнавать и называть диких животных: внешний вид, повадки.

3. Воспитывать у детей интерес, добрые чувства к животным.

  Ход занятия:

  1. ПРИВЕТСТВИЕ

«Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй все вокруг живое!

Здравствуй утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень,

Мы к друг другу повернёмся,

И друг другу улыбнёмся».

II. Основная часть:

В.: - Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа поздней осенью, говорили о приметах осени. Но ведь животные – это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие – это мы сейчас узнаем.

   -  Я приглашаю вас отправиться в зимний лес.

   В.: - Кого же мы можем встретить в зимнем лесу? Послушайте:

                           Зверька узнаем мы с тобой

                           По двум таким приметам:

                           Он в шубке серенькой зимой,

                           А в рыжей шубке – летом (Белка)

   -   Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки? Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Поздней осенью, зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей. (Воспитатель демонстрирует иллюстрации).

    -  Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

     Белочка – большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете, что еще? Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму.

    Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовочках – в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

   В.: - А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме? Правильно, заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают свое мнение).

    -  А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов – лисы и волка.

   -   А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

                                      У косого нет берлоги,

                                      Не нужна ему нора.

                                      От врагов спасают ноги,

                                      А от голода – кора.

 В.: -   А вот и главные враги зайчишки – лиса и волк.

                                      Какой зверь опасный

                                      Ходит в шубке красной,

                                      Снег разгребает,

                                      Мышек хватает? (Лиса)

  -    Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

         На овчарку он похож: что ни зуб, то острый нож!

         Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть (Волк)

 В.: -   Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.

     Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой цвет шубки? (Дети высказывают свое мнение).

                        Животные, которые впадают в спячку.

   В.: - А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя? Оказывается, некоторые лесные обитатели (еж, медведь) зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о теплом домике для себя: еж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой; медведь – в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.

                                    Он в берлоге спит зимой

                                    Под большущею сосной.

                                    А когда придет весна,

                                    Пробуждается от сна (Медведь).

Животные, которые меняют рога (лось, олень).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

У нас славная осанка,

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька – трусишка,

И как серый волк – волчишка.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому, что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

(Дети имитируют повадки зверей)

  Дидактическое упражнение «Животные и их детёныши».

         

     При проведении игр воспитатель предлагает детям разбиться на команды.

     Разбиение на подгруппы нужно для того, чтобы помимо знаний у детей формировались такие социальные навыки, как умение работать в коллективе, договариваться, формировать коллективное мнение. При подведении итогов занятия будут оцениваться не только успехи и достижения каждого ребенка, но и результативность работы команды.

 В.: - Я предлагаю вам вспомнить, как называются дикие животные наших лесов и их детеныши.

Волчонок (волк, волчица).

Ежонок (ёж, ежиха).

Лисёнок (лис, лиса).

Медвежонок (медведь, медведица) и т.д.

- Я называю животных, вы должны назвать их детенышей в единственном и множественном числе. Ответ дает та команда, на которую, я укажу, за каждый правильный ответ команда получает фишку.

     Белка – бельчонок – бельчата.

     Заяц – зайчонок – зайчата.

     Лиса – лисенок – лисята.

     Волк – волчонок – волчата.

     Медведь – медвежонок – медвежата.

     Еж – ежонок – ежата.

                                             

Дидактическое упражнение «Кто как голос подаёт?»

В.: - Скажите, как подают голос звери?

Что делает?

 Волк – воет;

Лиса – тявкает;

Медведь – ревёт;

Мышка – пищит.

Дидактическое упражнение «У кого что?»

В.: - Многие люди часто путают названия частей тела у зверей и у людей. Давайте проверим, не запутаетесь ли вы. Я буду называть какую – либо часть тела, а вы отвечаете, у людей или у зверей эта часть тела:

Пасть – (у зверей);

Живот – (у людей);

Шерсть – (у зверей);

Руки - ……;

Уши  - (у зверей и у людей);

Клыки - …;

Нос - …..;

Морда - ….;

Глаза - ….;

Хвост - ….;

Ногти - …;

Брюхо - ….;

Ноги - ….;

Волосы - ….;

Пасть - …;

Когти - …

Дидактическое упражнение «Кто как передвигается?»

В.: - Как передвигается медведь – (ходит, лазает, плавает, бегает).

Заяц – (прыгает, скачет, бегает);

Волк и Лиса – (бегают);

Белка – (прыгает, карабкается, бегает);

Еж – (ходит, бегает, катится).

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

(на развитие внимания, слуха, логического мышления. Детям предлагается исключить из перечисленных четырех слов то, которое они считают лишним. Игра проводится без опоры на наглядность):

  1. Медведь, волк, заяц (Медведь единственный впадает в спячку).
  2. Волк, лиса, лось, олененок (Олененок – детеныш, все остальные – взрослые животные).
  3. Волк, лиса, еж, заяц (Заяц – травоядное животное, у всех остальных есть в рационе мясо).
  4. Кошка, медведь, заяц, белка (Кошка – домашнее животное, все остальные – дикие).
  5. Бельчонок, кабан, рысь, олень (Здесь может быть два решения).

Дидактическая игра «Чья, чьё, чьи?»

Уши зайца - чьи уши? заячьи;

Морда медведя – чья морда? медвежья.

Хвост лисы - чей хвост? лисий

Рога оленя – чьи рога? оленьи

Лапы волка – чьи лапы? волчьи

Хвост ежа – чей хвост? ежиный

Копыта лося – чьи копыта? лосиные

Логово волка – чьё логово? Волчье.

Игра «Кто, где живет?»

Белка - в дупле; волк – в логове; медведь – в берлоге;

Лиса в – норе; бобры в хатках; и т.д.

III. Итог занятия: Составление рассказов – описания про животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности «Воспоминания о лете». (для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР)

Описание материала. «Воспоминания о лете» - это комплексное занятие, организуемое воспитателем группы компенсирующей направленности, где коррекция развития детей и их речи осуществляется средства...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха»

В конспекте ООД по познавательному развитию для детей старшего возраста собраны увлекательные опыт с песком....

Конспект доминантной организованной образовательной деятельности по восприятию музыки для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в королевство Музыкальной Шляпы"

Одной из задач музыкального воспитания ребенка в детском саду является развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства. Развитие  восприятия м...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «РАССКАЗОВСКИЕ НОСКИ »

Данная методическая  разработка рекомендована педагогам ДОУ для  воспитания у детей любви к своей «малой» Родине, её замечательным людям....

Конспект организованной образовательной деятельности в форме путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Земля – наш дом во Вселенной»

Конспекторганизованной образовательной деятельностив форме путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Земля – наш дом во Вселенной»...

Конспект организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Наша Родина – Россия»

Закрепить знания о российском флаге. Познакомить с Государственным гербом и гимном России. Формировать уважительное отношение к символам страны. Обогащать словарный запас детей....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста « Где родился –там и пригодился!»

закрепить и обобщить знания детей о профессиях в животноводстве, об учреждениях, в которых живут домашние животные.Воспитание заботливого отношения к животным; интереса к животному миру; уважения к тр...