Консультация для родителей «Приобщение детей к природе»
консультация по окружающему миру

Консультация для родителей «Приобщение детей к природе»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Приобщение детей к природе»

Как приобщить ребенка к природе? Научить ценить, уважать и любить ее? Ведь это так необходимо, чтоб малыш вырос отзывчивым и добрым человеком.

Ребёнок и природа очень неразрывны. Одна из нравственных задач — воспитать любовь к Родине, а значит и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно только в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное и необычное в жизни растений и животных. Учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой распустившегося цветка, пейзажами родных мест.

 Восприятие природы помогает развить такие качества: жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, обижать животных.

Мир, окружающий ребёнка — это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листья, почему осенью опадают листья с деревьев. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, и взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает, лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?».

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у детей дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребёнка и с которыми он знакомится.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, их приспособительских зависимостей существования от факторов внешней среды. Связь человека с природой, результаты воздействия его деятельности на природу ближайшего окружения.

Что же делать родителям? Важно — научить любить и понимать природу, сформировать у детей экологическую культуру. Это емкое понятие вмещает в себя следующее:

- научить практическим умениям, направленным на охрану природы;

- проявлять инициативу бережного отношения к окружающему миру;

- постоянно углублять знания для того, чтобы вследствие недостаточной осведомленности дети не наносили ущерб природе.

Чтобы полнее вспомнить и выполнить данные задачи, нужно с самых ранних лет знакомить детей с явлениями природы, всевозможными взаимодействиями и взаимозависимости в ней. Существует ещё один способ воспитания любознательности и особенно наблюдательности. Это народные приметы. Они приобщают детей к народной мудрости, побуждают запоминать, сравнивать, помогают делать выводы. Наиболее верный путь ребенка к природе лежит через вопросы, причем с 2-х сторон – ребенок – взрослому; взрослый – ребенку, вопросы должны носить познавательный, поисковый характер, иногда с известной долей юмора:

- чем можно почистить зубы, не имея зубной пасты?

- почему ночные растения белые?

- как воздух стал грязным?

- почему панцирь у черепахи твердый?

- почему у зайца длинные уши?

   Важно выше изложенные вопросы чередовать с такими вопросами, которые воспитывают у детей добрые чувства: что бы сделали, если бы увидели:

- упавшего на землю птенца?

- на улице малыша, ломающего кусты?

- погибающую жабу или лягушку?

    Главный путь формирование экологической культуры ребенка – организация посильного труда дошкольников в природе.

    На сегодня мы имеем около 50 % неблагополучных в плане трудового воспитания дошкольников. Тут уже, как говорится, далеко до экологической культуры. Особенно трудно воспитывать трудолюбие в условиях моносемьи, где для единственного ребенка создаются все условия, а обратной связи зачастую нет. При этом в лучшем случае, старший дошкольник учится красиво, рассуждать, созерцать природу, а не делает другое! Что же мы можем сделать в домашних условиях:

- завести 1 -2 комнатных растения (дети поливают, моют, рассаживают);

- очень хорошо, если в доме есть живые объекты (собака, кошка, хомячок, птичка, рыбки);

- хорошо бы приобщить детей к высаживанию и выхаживанию лука, петрушки, укропа. А затем вместе заправлять борщ, готовить салаты;

- вместе с папой сделать скворечники, кормушки;

- если есть дача или участок, пусть ребенок посадит на своей грядке или клумбочке цветы и овощи, а осенью будет собирать плода своих трудов;

- важно своевременно рассказать о том, что природа тоже любит человека, щедро одаривает его;

  К примеру, что мы знаем о лисе?   Даже взрослый, отвечая на этот вопрос, говорит далеко не много: хитрая, рыжая, с красивым хвостом.    А если мы постепенно расскажем все о лисе, сами предварительно заглянув в соответствующие энциклопедии, примерно по такой схеме:

1. Какой внешний вид?

2. Кем питается?

3. Какую пользу приносит в лесу?

4. Как спасается от врагов?

5. Это дикое или домашнее животное?

6.  Чем похожи и чем отличаются?

Волк и собака, Стриж и ласточка, лиса и белка, жираф и страус, ромашка и астра, роза и пион.

Каждый день, выходите с детьми что ни на есть обычные прогулки, в лес, в парк, даже в аллейку рядом с домом. Постарайтесь при этом немножко вникнуть в тему этой самой природы. Просвещайте малыша, что вот та птичка – это синичка, а вот тут землю перерыл крот, что вот этот цветочек – это ромашка, а вот то дерево, это дуб. Чем больше вы будете знать, чем больше интересных историй рассказывать (иногда придется и придумывать, сказки в дошкольном возрасте, как всегда, приветствуются громкими аплодисментами), тем больше внимания ребенка будет привлечено к нашему предмету. То есть природе.

Заботясь о природе, дети не будут зря рвать цветы, ломать ветки. Все в наших руках, учите детей любить природу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей: "Приобщение детей и родителей к чтению художественной литературы посредством изготовления книжек-малышек".

эта консультация позволит родителям малышей близко находить контакт с книгой с помощью изготовления книжек-малышек,а также заниматься совместной трудовой деятельностью....

Консультация для родителей «Приобщение детей к природе в семье»

Консультация для родителей страршей и подготовительной группы об экологическом воспитании в семье, о приобщении к природе....

Консультация для родителей. Приобщение детей к природе.

Вы выходите в огород со своим ребёнком, где его можно занять и увлечь интересным делом. Прежде всего, попросите его помочь вам, только делайте это серьёзно без всяких сюсюканий, тем более, что он дейс...

Консультация для родителей «Приобщение детей к природе в семье»

Одним из важных вопросов экологического образования старших дошкольников является проблема приобщения детей к природе, развития эмоционально окрашенного к ней отношения. И этой проблемой должны занима...

Консультация для родителей «Приобщение детей к природе в семье»

Консультация для родителей воспитанников...

консультация для родителей "Приобщение детей к природе"

Материал раскрывает актуальность  проблемы приобщения детей к природе с малых лет., формирования осознанно-правильного отношения детей к окружающему миру. ...