Конспект занятия в старшей группе по познавательно-речевому развитию (экологическое воспитание) Тема: «Знатоки природы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кондина Елена Анатольевна

 Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувства        милосердия.

 Воспитывать интерес к птицам, заботливое отношение к ним.

 Продолжать учить детей умениям правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.

Продолжать учить детей выкладывать изображение предмета из нескольких частей. Развивать память, мышление, мелкую моторику кистей рук, умение получать удовольствие от результата своей работы.

Закрепить знания о перелётных птицах, о причинах отлёта их в тёплые края.

Формировать представления детей о неразрывной связи человека с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.docznatoki_prirody.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации Сергиево-Посадского района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 28»

141313, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Железнодорожная,д.22"б"

тел. 8(496)548 08 84

E-mail: mdou.dc28@mail.ru

Конспект занятия

в старшей группе

по познавательно-речевому развитию

(экологическое воспитание)

Тема: «Знатоки  природы».

Подготовила:                            

воспитатель высшей квалификационной категории

  Кондина  Елена Анатольевна

18.05.2021 г.

Программное содержание.

 1.Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувства        милосердия.

 2.Воспитывать интерес к птицам, заботливое отношение к ним.

 3. Продолжать учить детей умениям правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.

4.Продолжать учить детей выкладывать изображение предмета из нескольких частей. Развивать память, мышление, мелкую моторику кистей рук, умение получать удовольствие от результата своей работы.

5.Закрепить знания о перелётных птицах, о причинах отлёта их в тёплые края.

6.Формировать представления детей о неразрывной связи человека с природой.

Оборудование.

Фотографии и картинки птиц, разрезанные на несколько частей. Картинки  с изображением зимующих птиц.  (Воробья, вороны, сороки, галки, синицы, дятла, совы).

Картинки с изображением перелётных птиц. ( Грача, скворца, трясогузки, ласточки, соловья, жаворонка, кукушки, журавля, лебедя). На каждого ребёнка.

Нарисованные знаки – «Солнце». «Снежинка».

Костюмы, маски, животных,- сорока, медведь, лиса, ёж.

Эмблемы для команд. Мяч – глобус. Запись звука улетающих птиц.

Ход занятия.

В:

Добрый  день уважаемые гости. Мы рады видеть Вас  всех на нашем занятии. Ребята хотят продемонстрировать свои знания о природе и доказать, что они являются настоящими друзьями природы.

Дети здороваются.

Воспитатель:

Сегодня состоится КВН между командами (показывает рукой). Отвечают  команды  «Буроундучки»  и  « Белочки».

Воспитатель  читает стихотворение.

         

          ***

Есть весёлая игра,

Называется она

КВН.

Что ж, пора нам начинать,

Я хочу вам пожелать

В КВН

Чтобы не было печали,

Чтоб на все вы отвечали

В КВН.

В:

Ребята.  Вы знаете, что  для  проведения игры нам потребуется справедливое жюри: я предлагаю выбрать доктора Айболита, потому что он  хорошо  знает всех зверей  и  птиц, он  их лечит  и  поэтому очки никому просто  так присуждать  не  станет.

Входит  доктор Айболит, всех приветствует.

В:

А  теперь настало  время приветствия команд.

Команда «Бурундучков»  хотят поприветствовать команду «Белочек».

Капитан команды «Бурундучков»  

       Наш девиз:

Мы друзья четвероногих встаём на защиту их

Никого мы не обидим, ведь в ответе мы за них

Капитан команды «Белочек»

      Наш девиз:

Дикие животные и птицы не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они на планете мы останемся одни.      

             

Айболит:

Мне очень понравились  обе  команды, поэтому «Бурундучки»  и  «Белочки» получают  свою  первую  награду. (Айболит хвалит детей, выставляет на доске под эмблемой каждой команды звезду).

Воспитатель:

А сейчас, небольшая  разминка.

 Конкурс,  для обеих команд, который называется

«Времена года».

В конвертах находятся картинки не простые, а разрезные. Каждой команде нужно будет из кусочков собрать целое. То есть полную картину с изображением времени года.  

МУЗЫКА (Пазлы)

В: (Задаёт вопросы каждой команде)

Скажите какое время года изображено на картине? Осень (лето) бывает до(после) весны?

Айболит:

Мне очень понравились    команды,

  • Айболит и воспитатель проверяют, правильно ли команды справились с заданием. (Айболит хвалит детей и на доске под эмблемой каждой команды выставляет звёзды).

Включается запись звука прилетающих журавлей, уток.

 (пение птиц)

В:

«Чьи это голоса»?

Дети:

Мы слышим пение птиц весной.

В:

Правильно ребята это утренняя, весенняя распевка птиц.

В:

Почему птицы улетают на юг?

Дети:

Многим птицам здесь не хватает корма, у нас холодная зима, птицы не смогут у нас выжить.

В:

Да ребята, как правило, эти птицы питаются насекомыми, а с приходом холодов насекомые забиваются в щели коры, прячутся под старыми гнилыми корягами. Корма становится мало, и насекомоядные птицы улетают в тёплые страны.

В:

Давайте поиграем в игру «Перелётные и зимующие птицы». И поможем  нашим птицам найти своё место в стае, среди друзей. Каждая команда получает одинаковое количество картинок с изображением птиц. И вы должны, вспомнить какая у вас птица и прикрепить её в соответствующее место.

У нас нарисовано два знака - « Солнце» (обозначает юг.)

«Снежинка» (обозначает место зимования).        

Работа выполняется под музыку. (зимующие перелётные птицы).

Айболит и воспитатель проверяют, правильно ли команды справились с заданием. (Айболит снова выставляет на доске под эмблемой каждой команды звёзды).

В:

А сейчас викторина- конкурс вопросов.

За каждый правильный ответ команда получит фишку.

(Воспитатель берёт глобус).

Воспитатель:

Ребята, что у меня в руках?

Дети: Глобус

В:

Правильно сейчас я буду по очереди каждой команде бросать мяч и задавать вопросы. Начинаем.

Бурундучки - что такое глобус? (Макет земли).

Белочки - что обозначает         голубой цвет? ( Голубой   цвет-вода.

Бурундучки- что обозначает жёлтый цвет? (Песок, степи)

Белочки- А что встречается на макете земли зелёного цвета?

(Деревья, лес).

Воспитатель беседует с детьми.

Ребята как вы понимаете, что такое лес?

Дети отвечают….

В:

Лес-это дом, в котором живут птицы, звери и их детёныши насекомые, деревья, растения.

В:

Зачем люди ходят в лес?

Дети:

Чтобы там отдохнуть, послушать тишину, понаблюдать за жизнью леса, собирать ягоды,  грибы.

Воспитатель:

Как вести себя в лесу, чтобы не причинить вреда его обитателям?

Дети перечисляют:

*Стараться не шуметь, чтобы не беспокоить зверей и их детёнышей.

*Нельзя ломать ветки деревьев, кусты.

* Не разорять птичьи гнёзда.

*Нельзя оставлять мусор и жечь костры в лесу.

В:

Правильно, ребята, лес- это дом многих животных. Относитесь к чужому дому уважительно.

А  знаете ли, почему вспыхивают лесные пожары?

Рассказ воспитателя.

Иногда поджечь лес может, и молния, но это случается редко. Чаще всего причиной лесных пожаров становится небрежность, неосторожность людей. Пожар начинается из-за горящей спички, непогашенного костра и даже осколка стекла. Да, да не удивляйтесь! Осколок стекла может собрать солнечные лучи в одну точку ( её называют фокусом) и сыграть роль зажигательной линзы.

Сначала начнут тлеть былинки и прутики, потом сухие ветки.

И с каждой минутой языки пламени будут становиться всё больше, захватывая деревья и кусты.

Запомните ребята, что небольшое пламя можно засыпать землёй, сбить ветками, но тушить лесные пожары могут только взрослые - пожарные и спасители, применяя специальную технику, самолёты, вертолёты.

Айболит:

Молодцы, ребята, правила поведения в лесу вы знаете хорошо!

И я добавляю каждой команде по фишке.

Звучит музыка «АБВГДЕЙКА». Появляется клоун Клёпа.

Разбрасывает везде мусор.(Бумагу, резину,ветки).

Клёпа:

Здравствуйте, ребята! Посмотрите как у вас грязно, а мусора-а-а

Воспитатель:

Это ты Клёпа намусорил.

Клёпа:

Это не я, это они…(показывает на ребят).

Айболит:

Ребята, вы же не хотите, чтобы наша планета была такой замусоренной.

( Дети предлагают убрать мусор).

«Музыка выход клоуна»

В:

Только давайте рассортируем, мусор по разным корзинам

Команда «Бурундучки» сложит в одну корзину бумагу, а команда

« Белочек» сложит в корзину ветки.

Конкурс « Кто быстрее уберёт мусор».

                                ( Во время конкурса Клёпа всё путает).

Звучит ритмичная музыка .

Айболит:

Клёпа ты совсем не знаешь правил поведения в лесу!

А правила эти нужно соблюдать, а то может случиться беда!

А какая беда мы сейчас тебе с ребятами покажем.

Сценка:

Выходят дети в костюмах зверей под музыку

( Сорока, медведь, лиса, ёж).

Вылетает Сорока:

                       Трата-та-та. Ох!

Воспитатель:

                     Сорока, Сорока, остановись! Что случилось?! Расскажи нам!

Сорока:

           В меня кто-то стрелял из рогатки. Крыло болит, а вот дятлу не повезло. А за что?! Ведь дятлы столько пользы приносят лесу. Они деревья лечат, и дупла для многих зверей и птиц делают.

Трата-та-та. Ох! Я пришла к вам просить о помощи, вы защитили нас. Миша, Миша, выйди, расскажи нам, что с тобой случилось.

Выходит медведь и стонет.

Медведь:

                Я в берлоге крепко спал.

                       

Но люди своим шумом, выстрелами разбудили меня: вышел я из берлоги, наступил на что-то ужасное, оно вонзилось мне в лапу! Шага ступить не мог. Спасибо сороке, она мне вытащила острый осколок от бутылке. Лапа до сих пор болит, еле хожу.

Ра-ро-ру.

Воспитатель:

Смотрите лисонька бредёт.

Лиса.    

                      Живу в норе. Там сплю, отдыхаю.

                           А затем охотиться начинаю.

                              Ищу мышку полевую

                               Или живность,  какую.

Вышла я на полянку, где люди отдыхали: кругом консервные банки валяются, а из одной так вкусно рыбой пахнет. Захотелось полакомиться. Сунула нос в банку: там и есть-то, оказалось почти нечего, но нос сильно повредила, болит. А-а-а.

Воспитатель:

                 Чья-то норка видна и следы около неё как иголки.

Ёж:

     Сидел я зарывшись в тёплую норку.  Какой-то охотничий  пёс раскопал мою норку, свернулся я в клубок, чтоб защититься, он, как толкнул меня лапой. Что я покатился с горки вниз и попал прямо на горячие угли, которые какой-то бездельник оставил на кострище. Едва выбрался, но иголочки и ножки сильно прижёг. Так больно, что плакать хочется.

Воспитатель:

Дети, как вы думаете, кто может помочь зверям?

Дети:

Может помочь Доктор Айболит.

Воспитатель обращается к Айболиту.

Доктор Айболит! Посмотрите, пожалуйста, на наших зверей.

Выходит Айболит и «лечит»  зверей.( мажет мазью перебинтовывает крыло дятлу и. т. д.)

Клёпа:

Ребята, Айболит, я понял, как следует вести себя в лесу.

  1. Нельзя разбрасывать мусор и разбивать бутылки, а если все-таки что-то разбилось, необходимо собрать все осколки и взять в город, а там выброшу в контейнер.
  2. Оставшуюся пищу я положу на пенёк, а пустые банки заберу домой и там выброшу в контейнер.
  3. И костёр в лесу жечь не буду! Это очень опасно!

Воспитатель: Клёпа как ты поступишь, если ты пришел на поляну, а на ней уже кто-то оставил после себя разный мусор?

Клёпа:

Я тоже его соберу и увезу с собой.

Воспитатель:

Молодец, Клёпа! Правила поведения в природе теперь знаешь не плохо! Необходимо только их всегда выполнять и другим напоминать, чтобы выполняли.

Воспитатель:

Клёпа хочешь поиграть теперь ты с ребятами

               (воспитатель даёт глобус Клёпе)

Клёпа бросает мяч по очереди каждой команде.

     *Кто живёт на земле?

  1. (животные, насекомые, цветы т.д.)

*Кто живёт под землёй?

                      (червяки, кроты, жуки и.т.д.).

*Когда на улице светло?

(днём).

*Зачем нужна вода?

                      (пить, купаться, полевать растения т.д.)

*Для чего нужен воздух?

                       (необходим для дыхания).

Айболит:

Вы, ребята, молодцы и ты, Клёпа, как много вы знаете, о нашей планете, мне так было с вами интересно.

Я хочу обеим командам подарить инструменты, с помощью которых вы сможете помочь Земле быть всегда красивой, чистой, свежей, (раздаёт детям садовый инвентарь грабельки, тяпки, лопатки, лейки).

И наградить памятными медалями.  (Музыка для награждения)

 Клёпа и Айболит награждают ребят медалями, прощаются.

В:

Вот и подошла к концу наша интересная, а главное познавательная игра КВН. Мне очень понравилось, что вы не только много знаете о природе, её обитателях, но ещё и умеете оказывать помощь, когда это необходимо, Я надеюсь, что виз вас обязательно вырастут настоящие знатоки природы.

Все команды молодцы очень хорошо справились со всеми трудными заданиями, и сегодня у нас снова победила Дружба.

       

         

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по познавательно — речевому развитию на тему : «Мой дом»

  Конспект НОД «Мой дом»Материал для воспитателей дошкольных учреждений.Тема: Мой домВозраст: Средняя дошкольная группа (4-5 лет)Направление: Познавательно-речевоеОсновная образо...

Конспект занятия в старшей группе по художественно - эстетическому развитию (лепка)

Занятие в старшей группе по художественно - эстетическому развитию (лепка)....

Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию: лепка на тему: «Волшебная улитка»

- Расширять и уточнять знания детей об улитке;- Активизировать словарь детей;- Развивать память и моторику рук;- Воспитывать любознательность, экологическое мировоззрение....

Конспект ОД в старшей группе по познавательно-речевому развитию

"Веселый огород"  - конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному и художественно-эстетическому развитию, способствующее развитию детской инициативы....

конспект открытого занятия в старшей группе по познавательно - речевому развитию на тему "Воздушный транспорт".

Цель. Знакомство с воздушным видом транспорта.Задачи.1.«Познавательное развитие»: формировать понятие «воздушный транспорт»; расширять знания детей о воздушных видах транспорта: особенности строения с...

Конспект занятия в средней группе по познавательно - речевому развитию «Раскудрявая берёза».

Цели:1.     познакомить детей с берёзой - самым почитаемым любимым, счастливым деревом нашего народа, с обычаем русского народа украшать веточки берёзы.2....

Презентация к занятию в старшей группе по познавательно – речевому развитию

Презентация к занятию в старшей группе по познавательно – речевому развитию...