Непосредственно образовательная деятельность познавательного развития (ознакомление с окружающим миром) с детьми старшей группы. «Поможем Хозяйке Медной горы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Зорина Светлана Александровна

Непосредственно образовательная деятельность познавательного развития (ознакомление с окружающим миром) с детьми старшей группы.

«Поможем Хозяйке Медной горы».

Вид НОД. Интегрированный вид деятельности, включающий: развитие речи, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель. Закрепить умение различать понятия: живая и неживая природа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность познавательного развития (ознакомление с окружающим миром) с детьми старшей группы.

«Поможем Хозяйке Медной горы».

Вид НОД. Интегрированный вид деятельности, включающий: развитие речи, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель. Закрепить умение различать понятия: живая и неживая природа.

Формирование образовательных результатов

  1. Предметные: Учить рассказыванию с помощью моделей. Продолжить знакомство со сказом Бажова П.П. «Медной горы хозяйка».
  2. Универсальные:

Когнитивные способности: учить высказывать свою точку зрения.

Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность. Развивать речевую и познавательную активность детей.

Методы и приемы: сюрпризный момент; игровой. Словесный: рассказ воспитателя, беседа, вопросы, ответы детей, объяснение, рассуждение. Наглядный: использование карточек-моделей; презентации. Анализ: подведение итогов.

Оборудование: кукла Хозяйка Медной горы, мяч.

Демонстрационный материал. Куб «Живая – неживая природа»; карточки-модели; презентация к занятию.

Раздаточный материал. Карточки- модели на каждого ребёнка.

Утренний круг. В группе появляется Хозяйка Медной горы и приносит с собой шкатулку с камнями.

Х. М.Г.: - Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (ответы детей). Я принесла вам сегодня свои камни. Посмотрите какие они замечательные. (Дети рассматривают). Смотрите, какие красивые, они у меня живые!

Воспитатель. Ребята, а разве камни живые? (дети: нет)

Х. М.Г.: Как так? Живые они! Посмотрите, как блестят, переливаются, с места на место передвигаются! Значит – живые!

Воспитатель. Х,М.Г , ты приходи к нам сегодня на занятие, ребята тебе докажут, что камни твои не живые.

Индивидуальная работа. Помочь детям давать развёрнутый ответ.

Организационный момент.

(Дети собираются в группе, вокруг воспитателя).

Воспитатель. Ребята, мы с вами пришли на киносеанс. Ой, слышите, кто-то сюда пришёл вперёд нас.

Х.М.Г.. Ах, кино они смотреть собрались!? А про меня забыли? Вы что мне утром обещали? (Дети: обещали доказать, что камни неживые).

Х.М.Г..  А вы думаете, что я вам поверила? Мои драгоценные камни самые что ни на есть живые.

Ход.

Воспитатель. Сейчас ребята тебе докажут. А для начала, расскажите Х.М.Г. что такое природа? (дети перечисляют, опираясь на куб «Живая – неживая природа)

Вывод с помощью слайда делают дети (слайд 1): цветы, реки, деревья, растения, человек, воздух, вода, горы, камни, звёзды – это природа.

Воспитатель: на какие два мира можно разделить всю природу? (задавать вопрос, показывая куб)

Дети: мир живой и неживой природы.

Воспитатель. Итак, к живой природе относятся: (дети перечисляют, затем открывается слайд: кошка, птица…)

А к неживой природе? (реки, горы, солнце, облака – показ слайд)

Х.М.Г.. Подождите, подождите! Запутали меня совсем. Я ничего не понимаю. Живое – неживое…

Воспитатель. Ребята, гостья наша расстроилась, надо ей помочь разобраться и придумать подсказки для неё.

У всего живого есть признак, т.е. какая-то примета по которой её можно узнать. Посмотрите на экран, что это за признак? (модель: всё живое двигается). Это так? (ответы детей).

Х.М.Г.. Хорошо, если всё живое двигается - значит самолёт тоже живая природа? (слайд)

Воспитатель. Ребята, вы согласны с Хозяйкой? (ответы: нет, это искусственный предмет, его сделал человек. Это не природа)

Х.М.Г.. Ладно, но снежинку делал не человек, а она двигаются. Значит – это живая природа.

(ответы детей)

Воспитатель. Ребята, а как двигаются растения? (ответы детей).

Х. М.Г.. Но камни то мои в речке двигаются!!! Значит живые! (ответы детей: камни передвигает течение)

Воспитатель. Ребята, наша гостья опять в замешательстве.  По какому ещё признаку можно определить живой объект?

(модель: всё живое растёт) – ответы детей.

Воспитатель: всё живое растёт, значит увеличивается в размерах. Люди растут? А животные? А растения?

Х.М.Г.. А сосульки тоже растут – они живые? Они же увеличиваются в размерах? (ответы детей). А камни растут?

Воспитатель делает вывод: всё живое – растёт (слайд)

А что нужно живому, чтобы расти? (питание) – модель

Вот ещё один признак. Еда – это то, без чего не может обойтись всё живое. А Камни питаются? (нет)

Но есть то, без чего точно не сможет существовать ни один живой объект. Как вы думаете, что это? (ответы детей).

Это – воздух! (модель: дыхание)

Всё живое дышит! (слайд). А камни могут дышать?

(слайд: модель всё живое размножается). Ребята, что обозначает эта модель? Всё живое размножается, даёт потомство.

Проводится игра с мячом «Назови детёныша».

Рефлексия.

Помогли Х.М.Г.? Чем помогли?

Литература.

Венгер Л.А. «Развитие способности к наглядному пространственному моделированию» Д.в. 3, 82 г.

Кондратьева Н.Н. Содержание и структура программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста. Л. 1987 г.

Маневцова Л.М. Организация элементарной поисковой деятельности как средства формирования познавательной активности Д.в. 4, 73 г..

https://vk.com/ecostation74


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Познавательное развитие: ознакомление с окружающим.

Задачи:обучающие:закреплять умение поддерживать беседу;формировать представление о происхождении и истории российского герба;развивающие:развивать умственные способности, познавательную активность, лю...

НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром с детьми младшей группы Форма работы – познавательно - исследовательская Тема. «Деревянный брусочек»

НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром с детьми младшей группыФорма работы – познавательно - исследовательскаяТема. «Деревянный брусочек»...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Мы друзья природы»

Цель: создать условия для формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой и неживой природой Прибайкалья...

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром)

Рабочая программапо образовательной области «Познавательное  развитие»  Вид организованной образовательной деятельности:   Познавательное  развитие (Озна...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром).» с детьми средней группы. Тема «Экскурсия по родному району».

Цель: создать условия для расширения знаний детей о родном районе .Задачи:Образовательные: - дать детям представление о родном городе.- формировать знания воспитанников о родном районе, его достоприме...