Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности "Удивительный мир песка"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Кураева Александра Владимировна

НОД "Удивительный мир песка"

Цель: познакомить детей со свойствами песка; обучать навыкам проведения лабораторных опытов.

Задачи: развивать наблюдательность, смекалку, мелкую моторику руки, логическое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память, учить детей определять физические свойства песка и делать умозаключения по результатам обследования, воспитывать умение работать в паре, соблюдать меры безопасности.

Материалы и оборудование: Сухой чистый песок, вода чистая и грязная, трубочки, палочки, лупа, воронки, ватные диски, пластиковые ложечки, пластиковые тарелочки, стаканчики, клей ПВА, кисточки, цветной песок, картон, салфетки, мультимедийное оборудование, отрывок из мультфильма “Откуда берётся песок”.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, вы все любите играть?

У меня как раз есть с собой волшебный мешочек с одним веществом с которым можно поиграть. Я загадаю загадку, а вы угадаете, что у меня в мешочке. Он желтый и сыпучий, во дворе насыпан кучей. Если хочешь, можешь брать и с ним весело играть. (Песок.)

Вы отгадали мою загадку!  А знаете ли вы, откуда появился песок, где его используют? Послушайте сказку о песке.

Это случилось много лет тому назад. Жила была Гора, молодая и красивая. Вокруг росла густая трава, а рядом шумела река.

Больше всего Гора любила лето. Летом её грело ласковое солнышко, умывал тёплый дождик, обдувал тихий ветерок.

Лето быстро закончилось. Наступила осень. Солнце светило редко, часто дул холодный ветер. Он принёс тёмные тучи, которые поливали гору холодным дождём. Она сильно замёрзла и задрожала, на её красивом теле появились первые маленькие трещины.

За осенью пришла холодная зима. Начал падать снег, укрывая Гору белым одеялом. На голове у неё выросла ледяная шапка, из замёрзшей воды. Красавица-Гора затряслась ещё сильнее. От этого трещины на её теле стали больше и глубже.

Зима было долгой. Горе казалось что она рассыплется от холода на куски, не дождавшись тёплой весны и жаркого лета.

Проснувшись однажды утром, гора почувствовала, что ветер стал теплее. Из-за серых туч появилось тёплое солнышко.

Наступила весна!

Снежная шуба у горы стала таять. Снег и лёд скатывались по её бокам, попадали в трещины и откалывали от горы большие каменные куски. Они падали с шумом вниз, ударяясь друг о друга. Часть камней осталось лежать на земле, а другие падали в реку. Гора плакала от горя и обиды. Ведь тело её стало некрасивым, неровным.

Шло время. Летом ласковое солнце обогревало своим теплом гору и отломившиеся от неё камни. Осенью и зимой им было грустно. Гора и её дети-камни сильно замёрзли и тряслись от холода. От этого на их телах появлялись новые трещины, поэтому камни разламывались на мелкие части.

С каждым годом вокруг Горы и в реке камней становилось больше, но по размеру они были меньше и меньше. Камни упавшие в реку, ласково гладила вода, откалывая от них маленькие песчинки. Они оставались лежать на дне реки. Речные камешки стали ровными, гладкими.

А камни, лежавшие на земле, были шершавые, с острыми краями. Их обливали дожди и обдували сильные ветра. Они откалывали от камней мелкие песчинки, оставляя их рядом друг с другом. Камней становилось меньше, а песчинок было всё больше.

Гора стояла серьёзная и задумчивая. Ей было жаль своих детей, которых разрушали ветер и вода, холод и жара, но она ничем не могла им помочь.

Да и сама Гора с каждым годом становилась всё меньше и меньше.

Прошло много лет, но вот однажды утром, Гору разбудил тихий, ласковый Ветерок. Он просил у горы взять её часть детей-песчинок и перенести их в другие края. Ведь песок нужен птицам, животным и растениям.

Гора задумалась, ей было жаль своих малышей, но в это время с такой же просьбой к ней обратилась и Река. Она хотела перенести часть песчинок своими быстрыми водами, чтобы и речной песок приносил пользу.

Гора улыбнулась и подумала:

" Всё время я грустила о том, что потеряла своих деток, тело моё стало неровное. А оказалось, что я самая счастливая Гора! Ведь мои дети-песчинки нужны всем. Пусть же Река и Ветер возьмут и разнесут по всему свету для пользы всех живущих на Земле. "

Так и случилось. С тех пор люди, растения и животные получили в дар от Красавицы-Горы камни и песок, которые ценят и берегут.

Вот и сказки конец, а кто слушал-молодец!

Воспитатель: Ребята, красавица-гора подарила нам камни и песок, которые очень нужны птицам, животным и людям.

Птицам нужен песок для того что бы расстелить твердые семена ягоды и траву. Ведь у них нет зубов, как у людей и животных. Тогда они могли бы разжёвывать семена и хлеб, траву и ягоды. Песчинки прочные, острые. Они растирают пищу, которой питаются птицы.

Морская черепаха живёт в океане. Она выходит на берег, чтобы найти место в песке. Там она роет яму и откладывает там свои яйца. Закапывает их и уплывает. О своих малышах она больше не заботится. Солнце греет песок, а он помогает вылупиться из яиц маленьким черепашкам. Выбравшись из песка, они сами добираются до океана и живут в нём. Так песок помогает морским животным.

Песок нужен детям, они любят играть с ним в песочнице. Песок нужен и растениям. Он делает землю рыхлой и мягкой. Вода и воздух хорошо поступают к корням деревьев, и они быстро растут. Люди из песка научились делать белые кирпичи из которых строят дома. Песок нужен всем, его нельзя рассыпать, нужно беречь.

Из песка люди делают кирпичи. Они нужны, чтобы строить красивые дома, которые могут быть, как одноэтажные, так и многоэтажные.

Песок нужен, чтобы сварить стекло. Из стекла люди научились делать красивую посуду, украшения и ёлочные игрушки, которые делают ёлку волшебной, нарядной.

Воспитатель: Давайте теперь исследовать песок! Приглашаю в нашу мини-лабораторию.

Какие правила надо соблюдать при работе с песком?

Дети:

Не тереть грязными руками глаза.

Не брать песок и грязные пальцы в рот.

Не обсыпаться.

Аккуратно работать за столом.

Опыт 1. “Свойства и качества сухого песка”.

Воспитатель: Что на тарелочке?

Дети: Песок.

Воспитатель: Возьмите песок в ладошку, пересыпьте из одной ладошки в другую. Песок сыпется -значит он

Дети: Сыпучий.

Воспитатель: Потрите песок между пальчиками. Что ощущаете? Какой песок

Дети: Шершавый.

Воспитатель: Возьмите лупу, рассмотрите песок. Из чего состоит песок?

Дети: Из песчинок.

Воспитатель: Как они выглядят, одинаковые или разные они?

Дети: Разные, маленькие или побольше, темные и светлые.

Воспитатель: Песчинки скреплены между собой?

Дети: Нет, поэтому песок рассыпается.

Воспитатель: Песок может двигаться?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте проверим.

Возьмите трубочки, аккуратно подуйте. Что случилось с песком?

Дети: Песок сдувается, двигается.

Воспитатель: Где применяют движение, сыпучесть песка?

Дети: Песочных часах.

Воспитатель: Песочные часы люди использовали в древности. Сейчас, где можно увидеть их?

Ответы детей.

Воспитатель: Попробуйте слепить из сухого песка куличик.

Дети: Не лепится.

Опыт 2. “Свойства мокрого песка”

 

Воспитатель: Налейте немного воды и размешайте ложечкой. Рассмотрите через лупу. Какой стал песок?

Дети: Мокрый, липкий, темнее.

Воспитатель: Попробуйте слепить из мокрого песка куличик.

Почему сухой песок не лепится, мокрый – лепится?

Ответы детей, если дети затрудняются, объясняет воспитатель.

Когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга.

Воспитатель: Сравните мокрый и сухой песок.

Дети делают вывод: Сухой песок сыпучий. Мокрый песок нельзя сыпать, но принимает любую форму, становится более тёмным.

Воспитатель: как можно очистить воду?

Предположения детей.

Опыт 3 “Фильтр из песка”.

Есть метод очистки воды песком. Возьмите воронку, вниз положите ватный диск и насыпьте песок до половины. Налейте медленно грязную воду.

Что происходит?

Дети: Вода очищается, течёт чистая вода.

Воспитатель: Где остаётся грязь и мусор?

Дети: Грязь и мусор остаётся на песке, а вод проходит сквозь песок.

Воспитатель: Но воду эту нельзя пить, надо прокипятить.

Физкультминутка. Вокруг себя повернитесь

И в песчинки превратитесь

Дунул сильный ветерок

Натворил переполох

Лёгкие песчинки поднял их как пушинки

Сыпется, сыпется, сыпется песок

слышится, слышится тонкий голосок.

Вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь.

Воспитатель: Песком можно ещё рисовать. Как можно получить цветной песок.

Дети: Смешать измельчённый цветной мел с песком.

Для рисования предлагается клей ПВА, кисточки, картон с нарисованным контуром предмета, цветной песок. Дети рисуют цветным песком, выставляют готовые работы.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Конспект открытого НОДа по познанию "Путешествие капельки"....

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: "Волшебница-вода"

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: "Волшебница-вода"...

Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности на тему: «Воздух – невидимка» в подготовительной к школе группе

Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности                 на тему:  «Воздух – невидимка»...

Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности "Батарейка"

Образовательная область "Познание". В ходе совместной деятельности дети знакомятся с физическим явлением - электрическим током, его природой, у ребят формируются основы электробезопасности в быту, эко...

конспекты занятий опытно-экспериментальной деятельности

опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста...