Консультация для родителей "Знакомим малыша с окружающим миром"
консультация по окружающему миру

Тихомирова Наталья Олеговна

Малыш учится ориентироваться в окружающем его мире, благодаря этому умению у него формируется система знаний. Но в наших условиях жизни новых современных технологий даже самому маленькому ребенку очень легко получить и запомнить ту информацию, которая ему не нужна и не понятна на данном возрастном этапе.

Совершенствуясь, маленький ребенок слышит и видит то, что его окружает, как живут люди рядом с ним. Пока ещё не осознанно, но очень легко запоминает слова, которые вы говорите, действия которые вы выполняете это и есть его познание мира, запоминает для того что бы  потом использовать полученные знания в своём общении с окружающим.         

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomim_malysha_s_okruzhayushchim_mirom.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 91 Красносельского района Санкт- Петербурга

(ГБДОУ детский сад № 91 Красносельского района Санкт- Петербурга)

Консультация для родителей

«Знакомим малыша с окружающим миром»

Воспитатель:

Тихомирова Н.О.

г. Санкт- Петербург

2022

       Малыш учится ориентироваться в окружающем его мире, благодаря этому умению у него формируется система знаний. Но в наших условиях жизни новых современных технологий даже самому маленькому ребенку очень легко получить и запомнить ту информацию, которая ему не нужна и не понятна на данном возрастном этапе.

       Совершенствуясь, маленький ребенок слышит и видит то, что его окружает, как живут люди рядом с ним. Пока ещё не осознанно, но очень легко запоминает слова, которые вы говорите, действия которые вы выполняете это и есть его познание мира, запоминает для того что бы  потом использовать полученные знания в своём общении с окружающим.          

     Именно для того, что бы знания ребенка накапливались равномерно и в дальнейшем дали положительный результат развития ребенка как личности, ваша задача, уважаемые родители,  уже сегодня руководить отбором содержания, материала и методов развития познавательной деятельности вашего сына или дочери.

    Содержание даваемого ребенку речевого материала должно соответствовать возрасту, не завышая его, но и не затормаживая. Не надо заставлять ребенка, который  ещё только научился выговаривать отдельные слова, но не может построить их в предложения, произносить тяжелые для него обороты речи и  простые предложения, которые на данном этапе кажутся ему очень сложными. Н-р: Не надо просить сына или дочь произнести слово: «фольцваген», «красивая машина» если только вчера он первый раз произнес слово «машина».

     Но одновременно с этим, уважаемые родители, не забывайте, что ваш малыш это личность которая, растет и развивается, а для положительного развития ребенка просто необходима позиция, в которой вы, общаетесь даже с маленьким сыном или дочерью на равных, т.е. ваше общение проходит без «сюсюканья» и «упрощенных» слов. Н- р: Отправляясь с малышом на прогулку, даже если ваш ребенок ещё не заговорил и только набирает словарный запас, комментируйте свои действия и желания только общепринятым языком, обращаясь в этот момент к ребенку по имени «Слава, сейчас мы идем на улицу, гулять», никогда не применяя фраз:

«Сейчас мы пойдем на улку, гуль – гуль». Для того что бы ребенок научился понимать окружающих правильно, заговорил простыми словами, а не словами заместителями, изначально малыш должен слышать только правильную речь.

     Игра для ребенка в этом возрасте основной метод познания окружающего. При правильном подборе игрового материала ребенок осваивает действия со строительным материалом, разнообразными разборными (пирамиды, матрешки) и сюжетными (куклы с атрибутами к ним, мишки) игрушками, с удовольствием рассматривает яркие предметные картинки.

       Материал, который вы подбираете для игры, должен быть простым в понимании, ярким, а главное безопасным для малыша.  Предлагая ребенку, сюжетные игрушки покажите ему, как действовать с ними, действия с ними ребенок воспроизводит после показа. Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки» и малыш развивает умение доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамидку, подбирая их по цвету, из строительного материала возводит не сложные постройки, укладывать куклу спать, сажать её за стол.

     Хорошо освоив сюжетные игрушки, ваш малыш  пробует  переносить разученное действие с одной игрушки (куклы) на другие (мишку, зайку), а так же ребенок научившийся действовать с игрушками начинает искать предмет необходимый для завершения действия (что бы накормить мишку ищет тарелочку, что бы уложить куклу спать нужно одеяло).

    Активно играя с ребенком, вы уважаемые родители, заметите, что он сначала не ориентируется на то, как его действия совпадают с теми действиями, которые  бывают в жизни и свободно с уверенностью может начать катать на машине спящую куклу.

    Но к концу второго года жизни в игровых действиях ребенка вы хорошо заметите, как в его игре отражается жизненная последовательность: н-р погуляв с куклой, ребенок сначала покормит её, а потом уложит спать.

     Итак, вы подобрали материал, настроились на игру с ребенком, а теперь обратите внимание настроен ли ваш ребенок играть с вами здесь и сейчас. Если он тянется к игрушкам, подготовленным вами, вы видите интерес во  всем его проявление то игру, а значит и процесс освоения мира через игру, можно смело начинать и быть уверенным в положительном результате  освоения ребенком знаний.

    Если ваш ребенок не откликается на ваше предложение поиграть с ним, оставьте малыша в покое и ни в коем случае не принуждайте его к выполнению ваших требований «Мы будем играть сейчас, потому, что потом мне будет некогда».

      Запомните, уважаемые родители, каждая минута, подаренная вами сегодня вашему ребенку, откликнется в будущем  и станет основой хорошего и качественного образования.

      Ещё одним не маловажным методом развития ребенка через познания окружающего мира  является интерес ребенка к этому миру через его исследование. Чаще и активнее всего процесс исследования, начинаясь в квартире ещё в возрасте 6-7 месяцев, когда ребенок начинает вставать на четвереньки и ползать, перемещается на улицу, где начиная с активного исследования сначала взглядом из коляски, а затем с 1-1,5 мес. и пешком, продолжает своё развитие.

      Вот здесь очень важно вовремя обратить внимание на то, что заинтересовало ребенка больше всего и рассказать ему об этом предмете,

явление природы, не бойтесь того, что ребенок, откликаясь на вашу речь, выражает свою доступными ему способами: звукоподражанием, жестами, мимикой. Он накапливает свой пассивный словарный запас для того, что бы потом перенести всё увиденное и рассказанное вами в активный словарь и начать говорить.

      Во время общения с ребенком, старайтесь самостоятельно обращать внимание своё и ребенка на какие либо, пусть даже самые обыкновенные вещи. Уважаемые родители, покажите сыну или дочери как кошка сидит на дереве и как весело дети играют в мяч, попробуйте объяснить малышу, почему и как это происходит, доступным очень простым языком и вы сами получите огромное удовольствие от общения с природой.  Знакомьте детей с элементарными человеческими чувствами, дайте понятие «радуются», с чувством страха «испугалась».

        Общаясь с ребенком,  подводите его к желанию заменять звукоподражательные слова обще употребляемыми.  Н-р: Вместо би –би, произносить машина.  

       Рассказывая малышу об окружающих, заинтересовавших ребенка предметах, предлагайте ему образцы правильного произношения слов, побуждайте детей к подражанию. Побуждайте детей  к потребности  общения посредством речи.

     Огромную роль в ознакомлении малыша с окружающим миром играет художественная литература. Через любовь к книги ребенок узнает о том, чего он не может увидеть рядом. В условиях города малыш видит кошку и собаку, но не имеет возможности внимательно рассмотреть козу и корову.

    Детям необходимо иметь представление о домашних животных и птицах, о том какими звуками они общаются с миром. Заинтересуйте детей чтением русского народного фольклора, такими произведениями как: Русские народные песенки и потешки: «Петушок, петушок….»; «Как у нашего кота…»; « Киска, киска, киска, брысь!..»  Русскими народными сказками: «Курочка Ряба»; «Репка»; «Как коза избушку построила…»

      После того как вы прочитали ребенку произведение познакомьте его с основными отличительными особенностями животного: у кошки и собаки есть хвост;  у петуха гребешок и крылья.

      Расскажите малышу о том, какие голосовые реакции есть у  герой произведения, даже если об этом не упоминается в самом произведении, собака  лает – гав-гав; кошка – мяукает – мяу – мяу.  Покажите малышу, каким ярким бывает петух и как громко он кричит  ку – ка – ре – ку.

Пытаясь повторить за вами отдельные слова и звукоподражания, ребенок совершенствует свою речь.

    Так же как художественная литература незаменимыми в ознакомлении с окружающим миром являются яркие предметные картинки.

    Игры с сюжетными игрушками, о которых мы говорили выше, побуждают ребенка к действию и знакомят с таким явлением как: способ движения ребенок узнает, что кукла может ходить, бегать  собака и кошка бегают; петух летает; способ питания  петух клюёт зернышки; кошка лакает молоко.  

    Теперь продолжая, знакомить малыша с окружающим миром и развивая, его умение показывать и называть изображенные на картинке предметы, покажите малышу статическое положение: кукла, кошка, собака стоит и их же в действии: кукла идет, собака бежит, кошка лакает молоко.

    Закрепляя с ребенком знания об окружающем мире, формируйте в малыше умение отвечать на вопросы «Кто это?»; «Что делает?».

     Особое место в развитии малыша с окружающим миром занимает ознакомление ребенка с явлениями природы. Обращая внимания на окружающий мир во время прогулки, вы не только называете  ребенку погодные явления н-р: сейчас дует ветер, но и даёте элементарное представление о причинно – следственных отношениях: когда дует ветер, на улице становится холодно.  Ребенок должен не только слышать пояснения взрослого , но и видеть его эмоциональное отношение к явлениям природы, поэтому когда вы выхолите на прогулку в солнечный день покажите ребенку как вы рады солнцу, а в дождливый день сидя дома, дайте понять малышу, что вы очень расстроены вам грустно, от того что на улице идет дождь и нельзя гулять, потому что можно промокнуть

      Не менее особое место в развитии ребенка занимает растительный мир, с ним вы, уважаемые родители,  можете познакомить малыша, показывая ему такие овощи как: помидор, огурец, капуста и фруктов:  яблоко, груша.  Показывая ребенку овощи и фрукты  в первый раз, знакомьте малыша с ними как с предметами, которые можно употреблять в пищу.

       Понятийное обозначение «овощи» и «фрукты» даётся детям в более, старшем возрасте. Рассказывая детям о помидоре, огурце, капусте, яблоке и груши назовите цвет предмета: красный, зеленый.  Рассказывая об «овощах» и «фруктах», подключите  в образовательный  процесс  игровой момент, когда в гости к вашему малышу приходит кукла Даша, и ребенок сам  угощает её яблоком.

       Именно в таких игровых моментах и формируются у ребенка первые навыки культуры поведения, когда малыш начинает доступным для него способом здороваться с куклой, благодарить её и прощаться с ней в тот момент, когда кукла уходит. Со временем это входит в привычку ребенка.

    Наблюдая за растениями, обращайте внимание ребенка на  зеленую траву, яркие цветы,  высокие деревья.  Расскажите малышу о том, что нельзя рвать цветы и листья, нельзя ходить по траве, нельзя обижать животных, а надо относится к ним ласково, защищать их. Не забывайте своим положительным примером к миру природы воспитывать в ребенке эстетическое восприятие,

бережное отношение ко всему живому.

    Объекты и явления неживой природы (песок, камни, вода) всегда привлекают внимание маленького ребенка. В этом возрасте малыш ещё не понимает зависимости их  состояния от сезонных изменений. Н-р: Лед – это замерзшая вода.

Поэтому вам, уважаемые родители, достаточно, в процессе общения с ребенком на улице, обратить его внимание на эти явления и организовать определенные игры, в которых, малыш познает сыпучесть песка, тяжесть камешков, текучесть воды. Начните процесс знакомства ребенка с элементарными свойствами неживой природы с таких простых и доступных пониманию малыша игр как: «Поймай шарик», предложив ребенку выловить пластмассовые шарики из воды сачком; «Торт для Маши», заинтересуйте малыша играми в песке и используя формочки для песка и сам влажный песок «приготовьте угощение» кукле Маши. Зимой познакомьте ребенка со свойствами снега, вылепив из него фигуры, залейте их водой и обратите внимание малыша на то, какие хрупкие они были сначала и какие твердые стали потом, украсьте фигуру красками и цветными тряпочками, для того что бы доставить удовольствие малышу от игры с ними.

   Знакомство ребенка с общественной жизнью происходит через его наблюдения

за тем, что происходит на улице в те моменты когда он вместе со взрослыми уходит со двора в «большой для него мир». Малыш с удовольствием наблюдает за тем, как не спеша двигается автобус, на большой скорости проезжают машины, в небе летит самолет,  как быстро и умело дворник подметает дорогу, а рядом маляр красит забор, обращает внимание на то, что улицы украшены яркими огнями, красивыми большими рисунками. Остановитесь, расскажите малышу о том, что он видит, как называется всё то, что окружает его в данный момент и ваш ребенок приобретет ещё больший багаж знаний.

    Всесторонне развивая малыша, не бойтесь показаться окружающим слишком взволнованным и переполненным тревожностью родителем, будьте самими собой и давайте малышу знания теми способами, которые вы сами считаете нужными, не смотря ни на кого, ведь это ваш ребенок и только от вас, уважаемые родители зависит его будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомим малыша с окружающим миром

Знакомим малыша с окружающим миром...

Знакомим малышей с окружающим миром с помощью психогимнастики

В своей работе по ознакомлению с окружающим миром использую психогимнастику. В процессе  психогимнастики ребёнок расслабляется, получает положительные эмоции. Ребёнок учится мечтать ,фантазироват...

"Знакомим малыша с окружающим миром"

Консультация для рдителей...

Знакомим малыша с окружающим миром в процессе игры.

Как в процессе игровой деятельности дошкольника можно познакомить с окружающим его миром взрослых? Об этом вы познакомитесь в моей статье....

Консультация для родителей «Знакомим малыша с окружающим миром»

Ребенок познаёт мир на эмоционально - чувственной, ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию....

Буклет-консультация для родителей «Знакомим малыша с окружающим миром»

Объекты и явления неживой природы (песок, камни, вода) всегда привлекают внимание маленького ребенка. Поэтому в процессе общения с малышом, во время прогулки, обратите его внимание на эти явления и ор...