Найди исток Байкала. Почему река Ангара так называется?
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лугинина Олеся Юрьевна

Найди исток Байкала. Почему река Ангара так называется?

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №1 Лугинина

Группа Старшая

Тема ОС

Педагогический смысл  Найди исток Байкала. Почему река Ангара так называется?

Культурна практика

Познавательно – исследовательская (Окружающий мир)

Культурно-смысловой контекст

Очищение воды – опыт.

Цель

Создание условий для закрепления знаний о правилах безопасного поведения в природе.

Задачи:

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Учить группировать предметы по признакам

Развивать  мышление, память, воображение

Воспитывать самостоятельность и инициативу у детей.

Оборудование и материалы

Слайд – фильм «Путешествие по Байкалу», пластмассовая ванночка, стеклянные стаканы, воронки, разные виды фильтров: сетка с большими отверстиями, сетка с мелкими отверстиями; салфетка, вата.

Этапы

ОС

Деятельность педагога

Деятельность детей

(вид ДД) 

Планируемые результаты

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

Воспитатель вносит карту. Мы сегодня с вами отправимся в путешествие. Наш маршрут на озеро Байкал. Кто хочет путешествовать?  

Коммуникативная

Мотивация детей

2. Актуализация  (повтор, закрепление знаний и умений

Ребята, а кто из вас был на Байкале? Расскажите, как там, опишите его?

Как же попасть на Байкал? Физминутка «Автобус»

Познавательная

Игровая

Обладает начальными знаниями.

3. Затруднение в ситуации

Ребята, в о. Байкал вода кристально чистая, а посмотрите в нашу речку (показываю подготовленную ванночку с водой и мусором), она грязная, что нам надо сделать, чтобы очистить воду?

Коммуникативная, Познавательная

Рассуждают, отвечают на вопросы.

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

        

1 опыт (коллективный): Воспитатель приглашает детей пройти к столу. Предлагает внимательно рассмотреть воду в кувшине: Вывод: вода в кувшине чистая, потому что она прозрачная и в ней нет мусора. Далее воспитатель обращает внимание детей на ванночку.

– Что находится в ванночке (песок, сухая трава, шелуха от семечек и орех и т.д.)?

– Посмотрите на эту речку (начинает медленно лить воду по наклонной плоскости ванночки). Смотрите, какая стала вода (грязная – мутная, в ней плавает мусор)? Почему вода стала грязной? (ответы детей).

“Ребята, тоже самое происходит с Байкалом. Дело в том, что на Байкале стоит завод по изготовлению бумаги. Этот завод очень вредит озеру. В Байкал попадает загрязнённая вода: гибнут рыбы, растения, болеют животные. Что же делать? Как быть с заводом? (ответы детей). Чтобы в Байкале вода была чистой, на заводе необходимо установить фильтры. А вы знаете, что такое фильтры и для чего они нужны? (ответы детей). Фильтры – это очистительные устройства, они помогут очистить воду. Хотите в этом убедиться? (приглашает детей пройти за столы).  

2 опыт “Очищение воды” (работа в парах):

У вас на столах стоит стакан с грязной водой, чистые пустые стаканы; разные виды фильтров: сеточка с большими отверстиями, с мелкими отверстиями, вата; воронка. -Вам нужно грязную воду очистить, используя имеющиеся у вас фильтры. Прежде, чем приступать к проведению опытов, подумайте, с какого фильтра лучше начать и каким закончить. И ещё: сегодня мы работаем парами, мы не будем ссориться, а будем помогать друг другу (дети самостоятельно очищают воду).

Коммуникативная

Экспериментирование.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

5. Включение  нового знания в систему знаний и умений

Показ слайдов на компьютере сопровождается рассказом воспитателя: Посмотрите на эти царственные воды, на горы в сизой полумгле. Это озеро – священный дар природы… А вы знаете, как оно называется? (ответы детей). Да, это озеро Байкал. Ещё его называют «Жемчужиной сибири». “Святое море”, “Святая вода”, так называли Байкал с незапамятных времён. Славен Байкал своей чудесной животворной силой, неподвластной времени, исконного величия и заповедного могущества.

Вы видите, вы слышите, как чист и прозрачен Байкал? Как спокойно плещутся его волны. Вот одна, другая... Заиграл ветерок с волной, погнал её на прибрежные камни. Бежит волна, торопиться... но вот ударилась о скалу и... рассыпалась хрустальными каплями...”

¦ Рассказ воспитателя легенды о Байкале: “В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна. Как вы думаете, как она называется? (Ангара). Да, это река Ангара. Даже существует легенда о том, почему так происходит. Хотите, я вам сейчас её расскажу? В старые времена Байкал был весел и добр. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Днём светила светлее неба, ночью темна темнее тучи. Шаловлива и капризна была красавица Ангара.

Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Но. Случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами.

Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у неё скалу и бросил вслед убегающей дочери.

Так и течёт ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаманским камнем.”

Коммуникативная,

Наблюдают за действиями воспитателя, отвечают на поставленные вопросы.

6. Осмысление

(итог, рефлексия)

Ребята, где мы сегодня с вами побывали? Что такое Байкал- речка или озеро? Что вам понравилось на занятии?

Индивидуальные высказывания детей.

Анализируют свою деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра "Путешествие по реке Ангаре на теплоходе"

Цели, предварительная работа, помощь воспитателя при развёртывании сюжета игры, подробный ход сюжетно-ролевой игры в старшей группе детского сада. В разработке учитывается региональный компонент (реги...

"У Байкала мы живем". Программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам культуры народов Бурятии в процессе дидактических игр.

Дидактические игры,  в ознакомлении с национальной культурой, делают сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяют ребенку получить собственный опыт.  Все дидактические игры вхо...

театральная инсценировка по мотивам сибирской легенды "Река Ангара - дочь Байкала"

развивает речь и пополняет словарный запас, а также развивает мышление, память. Воспитывает эстетический вкус....

Сказ о том, почему река Амур стала рекой Черного дракона.

Сказ о том, почему река Амур стала рекой Черного дракона(в рамках реализации краевого (национально - регионального) компонента – "Край родной, земля Амурская") Выполнила студентка...

«Поездка на исток реки Оки – главное природное чудо Орловщины».

Педагогическое мероприятие с детьми средней группы, направленное на воспитание нравственно-патриотических чувств к родному краю....

Ситуативный разговор к педагогическому проекту «Сибирский бриллиант – озеро Байкал». «Почему нужно бережно относиться к природе». (для детей 6-7 лет)

Ситуативный разговор к педагогическому проекту «Сибирский бриллиант – озеро Байкал». «Почему нужно бережно относиться к природе». (для детей 6-7 лет)...