Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Ямальская тундра» для детей подготовительной группы.
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Орлова Валентина Владимировна

Цель: формирование экологически оправданного поведения в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orlova_yamalskaya_tundra.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Ямальская тундра» для детей подготовительной группы.

Тип: интегрированное занятие.

Вид: познавательный.

Тема: «Ямальская тундра».

Возрастная категория: подготовительная к школе группа.

Цель: формирование экологически оправданного поведения в природе. Программное содержание: 

Обучающая задача: дать знания о богатстве родного края, пополнить знания детей о дикоросах, закрепить знания о временах года.

Развивающая задача:  развивать эмоциональную сферу детей посредством художественного и звукового восприятия природы, совершенствовать умение детей размышлять, рассуждать и связно выражать свои мысли.

Воспитывающая задача: воспитывать любовь к родному краю, способствовать расширению представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре.

Словарная работа: названия съедобных ягод (морошка, брусника, голубика, черника, клюква, смородина); названия ядовитых ягод (вороний глаз, волчья ягода); названия съедобных грибов  (маслята, грузди, волнушки, моховики);  названия ядовитых грибов (мухомор, белая поганка); дикоросы.

Оборудование: интерактивная панель.

Демонстрационный материал:  презентация «Ямальская тундра».

Предварительная работа: разучивание стихотворения Р. Ругина «Пойдём со мной в наш тихий лес…», беседы о временах года.

Ход занятия.

(Воспитатель с детьми входят в зал, и читают стихотворение Романа Ругина «Пойдём со мной в наш тихий лес…»)

Воспитатель:

Пойдем со мной в наш тихий лес,

Там есть черника и морошка,

Там всевозможнейших чудес

Сто тысяч и еще немножко.

Воспитанник:

Смотри: на скулах у ложбин

Сквозь листья светится сморода-

Так звезды светят из глубин

Таинственного небосвода.

Мы соберем их в туесок,

А сердце выпустим на волю:

Пусть погуляет хоть часок,

Как скажешь ты, как я позволю.

Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас?

Дети: Осень

Воспитатель: Какие признаки осени вы знаете?

Дети: Дни становятся короче, солнце греет не так сильно и т.д.

Воспитатель: Сейчас вы прослушали  стихотворение «Пойдём со мной в наш тихий лес…», его написал наш ямальский поэт, писатель, журналист Роман Прокопьевич Ругин. Он написал много книг, посвящённых нашей северной природе. Как вы думаете… о каком времени года говориться в стихотворении?

Дети: О лете.

Воспитатель: Правильно, о лете! А вы любите это время года? (Диалог с детьми о лете). А давайте мы с вами отправимся в лето! Закройте все глазки, и представьте лето… (звук природы, лето)

Воспитатель: Ну вот ребята, мы с вами попали в лето. А точнее, в нашу северную тундру… (показ видео ролика «северная тундра летом»)

Воспитатель: Природа нам всегда оставляет много загадок…

Послушайте и отгадайте:

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Собирать в лукошко дети. (Ягоды)

Воспитатель: Правильно, ягоды. Ребята, а какие ягоды растут в нашей ямальской тундре?

Дети: Морошка, брусника, голубика, черника, клюква, смородина.

Воспитатель: Кто-нибудь знает, чем полезны эти ягоды, какая польза от них? (Ответы детей)

Воспитатель: В этих ягодах очень много витаминов. Черника улучшает зрение; клюква… ещё её называют «северным лимоном» используют при различных простудных, инфекционных, воспалительных заболеваниях, для снижения температуры; морошка очень хорошо поднимает иммунитет, а ещё… в морошке в три раза больше витамина С, чем в апельсине.

Воспитатель: Ребята, ещё в лесу растут ядовитые ягоды. Вы должны знать, как они выглядят – вороний глаз, волчья ягода  (показ изображений ядовитых ягод). Если съесть одну из этих ягод, у человека начинаются судороги, тошнота, головокружение, может остановиться дыхание. В основном, все эти ягоды имеют неприятный, резкий запах.

Воспитатель: Послушайте следующую загадку:

Он стоит среди травы
В шляпе, но без головы.
У него одна нога,

Да и та без сапога. (Гриб)

Правильно, молодцы! Какие грибы вы знаете? (Подосиновики, сыроежки, белые грибы, маслята, грузди, волнушки, моховики). 

Воспитатель: А вы знаете какие-нибудь названия ядовитых грибов? (мухомор, белая поганка)

Физминутка:

(Воспитатель говорит, дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Над землёю мы летим, 
Мы летим, мы летим, (дети бегают и машут ручками-крылышками)
И тихонечко звеним,
Да, звеним, да, звеним. (дети издают звон комариков)
Пролетели речку, луг,
Сделали почётный круг, (бегут по кругу)
Оглядели всё вокруг, (поворачивают головы влево и вправо)
Приземляемся, мой друг! (останавливаются)

Воспитатель: На болотах и в тундре обитают куропатки, утки, клесты, олени, бурундуки и белки. Это далеко не полный перечень животных и растений, населяющих Ямал.

        Кто же несет ответственность за всю красоту и за все богатство Крайнего Севера? Конечно, это человек. Но что же он делает? Бурит землю, не заботясь о ее целостности, не в меру охотится на обитателей тундры и неправильно собирает ягоды, после чего они еще долго не могут прорасти.

        При эксплуатации промыслов нефти и газа большой вред воздуху приносит сжигание попутного газа. Немалый вред приносит автомобильный транспорт.

        Таких примеров я могу привести немало. Прошлое лето мы с семьей и друзьями ездили в лес на отдых. Место, куда мы приехали, находилось в нескольких километрах от жилых домов. Там мы обнаружили горы различного мусора: разбитые бутылки, фантики, окурки.

Воспитатель: Как вы думаете, кто оказал такое неуважительное отношение к природе?

Ответы детей: человек.

Воспитатель: И это, ведь, не единичный случай. Люди приезжают на природу, чтобы расслабиться, уединиться с ней, они получают массу положительных эмоций. А что же дают взамен?

Мусор, грязь, мертвую землю, на которой долгие годы не сможет что-нибудь прорасти. Но не все люди одинаковые. В большей степени это зависит от моральных принципов человека, от его воспитания. Тот человек, который понимает, что мы – должны заботиться о природе, намеренно вредить не станет. А если и навредит, то постарается это исправить. Таких людей называют волонтерами, и они делают наш мир чуточку лучше.

Воспитатель: Я хотела бы привести еще один пример неаккуратного обращения с природой. Не так давно для работ в тундре использовали гусеничную технику. Она снимала верхний плодородный слой, перемешивая его с песком. На такой территории еще сто лет не может ничего прорасти. А это значит, что многие обитатели тундры остаются без еды, что может привести их к вымиранию. Человек это осознал и попытался решить проблему. Гусеничную технику заменили машинами типа «ТРЭКОЛ», которые ездят на больших резиновых колесах. Все эти меры способствуют сохранности верхнего слоя тундры - ягеля.

Воспитатель: В заключение хочу сказать вам, ребята - наш общий дом будет в опасности, пока каждый не осознает, что он является частью окружающего его мира и что он несет ответственность за природу. Ведь, не стоит забывать, что природа нашего края очень хрупка, она нуждается в постоянной заботе и защите.

Подведение итогов. 

Воспитатель: На интерактивной панели вы должны выбрать только съедобные грибы и ягоды (на интерактивной панели изображения ягод и грибов,  дети должны выбрать съедобные грибы и ягоды)

Воспитатель: Что нового вы узнали на занятии?

Дети: На занятии мы узнали названия ядовитых ягод (вороний глаз, волчья ягода) и ядовитых грибов (белая поганка)

Воспитатель: Как надо обращаться с дикоросами? Как вести себя в тундре? Что делать с мусором?

Дети: Не вырывать с корнем ягоды и грибы, нельзя оставлять мусор после отдыха на природе.

Воспитатель: Молодцы! В заключении я хочу чтоб вы прослушали продолжение стихотворения Р. Ругина:

Садится солнце вдалеке,

И день, собравшийся в дорогу,

Как ягодка на языке,

Истаивает понемногу.

Пора и нам. Спасибо, лес!

Бежит, как ручеек, дорожка.

Теперь ты знаешь: здесь чудес

Сто тысяч – и еще немножко!

Список литературы:

  1. От рождения до школы, примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.В. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. -368с.
  2. Сборник стихотворений Р. Ругин.
  3. Елисеева, Л. Н. Хрестоматия для маленьких / Л. Н. Елисеева. – М.: Просвещение, 1982.
  4. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Знакомство с животными севера и жарких стран»

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе«Знакомство с животными севера и жарких стран»...

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей 2-3лет.

Интегрированное занятие по ознакомлению     с окружающим миром и развитию речи для детей 2-3лет.Тема:   На чем ездят люди?Цель:   Закреплять и расширять знания детей...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром И развитию речи в старшей группе «Зимние забавы детей»

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "Зимние забавы детей"...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Дикие животные» для детей подготовительной группы с задержкой психического развития.

Конспект  ООД  по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Дикие животные» для детей подготовительной группы с задержкой психического развития....