НОД по ознакомлению с окружающим миром "Береза - нетрадиционный символ России"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Абросимова Евгения Владимировна

Данное мероприятие было проведено для детей старшей группы в музыкальном зале.Цель занятия: Формирование у детей представления о Русской березе, о красоте окружающего мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bereza.odt34.43 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект НОД по экологическому воспитанию с детьми старшей группы

«Береза — нетрадиционный символ России»

Цель: Формирование у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира.

Задачи: 

  • расширить представления детей о деревьях;
  • расширить кругозор о красоте окружающего мира;
  •  познакомить с деревом береза – русская береза, ставшим символом России;
  • с характерными особенностями березы, составными частями дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев;
  • рассказать о том, какую пользу береза приносит людям;
  • познакомить со стихотворениями о березе, о правильном обращении в лесу с деревьями;
  •  развивать речь детей, обогащать словарь;
  • развивать продуктивную деятельность;
  •  воспитывать заботливое отношение к деревьям, к окружающей среде, к природе;
  •  воспитывать любовь к родному краю, развивать интерес к природе.

Виды детской деятельности: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Форма организации: групповое.

 Предварительная работа: беседы, прогулки, чтение рассказов о природе; рассматривание иллюстраций с изображением леса, прослушивание звуков природы.

 Оборудование: слайды с изображением карты РФ, природы в разное время года; картинки с изображением березы в разное время года, безопасное обращение с деревьями, посадка деревьев; художественная литература; карточки с изображением листьев и плодов; строение дерева; пазлы времена года.

Ход НОД :

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня я  пригласила вас в наш зал для того, чтобы попасть с вами в мир знаний и новых окрытий. Тема нашего занятия « Береза — нетрадиционный символ России». А помогут нам в этом  репродукции знаментых художников, которые вы увидите на экране.

А для начала, скажите мне в какой стране мы живем?

Дети отвечают на вопросы, а воспитатель показывает картинки основных символов страны ( Флаг, Герб, Гимн)

Правильно, дети! Эти символы обозначают, что мы живем в России, а значет мы Россияне. Эти символы встречаются на всех торжественных мероприятиях.

Основная часть.

Воспитатель:

Россия — необъятная страна, которая способна впечатлить не только обширными территориями, но и разнообразной природой. Путешествуя по ней, можешь подумать, что уже объездил полмира. Завораживающие пейзажи, прозрачные озера, необычные животные. Все это оставляет глубокий отпечаток в сердце каждого человка. Березовые рощи так распространены, что по праву стали считаться неофициальными символами Российской Федерации. Береза является одним из таких символов.

Попав однажды в наши леса, ты обязательно встретишь березу.Это излюбленное дерево русского народа.

 Ребята, я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации о природе нашей Родины. И обратить внимание на то, что в русских лесах очень часто встречается березка. Ласково мы можем назвать ее березонька, белоствольная красавица.

Дети читают стихи о березе в разное время года. На экране идут снимки, дети читают стихи: «Белая береза под моим окном» С.Есенина, « Стало вдруг светлее вдвое» Е. Трутнева, « Чуть солнце пригрело откосы» В. Рождественский, « Улыбнулись сонные березки» С. Есенин.

Береза — это дерево, которое является символом силы, могущества, счастья,плодородия и девичей красы.

Великие русские художники вдохновлялись красотой березы при написании картин.

          Береза часто встречается в русских народных  сказках, в стихах  и песнях.

В таких как « Иванушка дурачок», «Береза и три сокола», « Сказка о двух сестрах».

А сейчас я приглашаю вас поиграть и прокатиться на карусели.

Физкультминутка: « Ели, ели, еле, еле закрутились карусели, а потом, потом, потом все бегом, бегом....»

Воспитатель. Ребята посмотрите, где мы свами оказались? (Воспитатель выставляет картинки с изображением леса.) Звучит музыка « Звуки прроды»

Ребята, я предлагаю вам рассмотреть дерево — это береза. .

Это береза. У березы гладкий белый ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет – через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички»! Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой? (Ответы детей) Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле. А что есть на веточках? Маленькие клейкие зелененькие листочки и плоды березы - длинные сережки. Ребята, как вы думаете, береза любит солнце? (Ответы детей.) Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца.

А сейчас я предлагаю вам поиграть.

Дидактическая Игра «Узнай и назови»

Воспитатель задает вопросы детям:

- Какие части дерева вы знаете? (ствол, корни, ветки, листья, почки)

- Зачем корни деревьям? (корнями дерево питается, пьет)

- Где находятся корни? (корни в земле, иногда выходят на землю)

- Какого цвета ствол у березы? (ствол белый с черными пятнами)

- А какие ветки у березы? (длинные, тонкие)

 - Какой формы березовые листья? (похожи на треугольники, сердечки)

- Как вы думаете, зачем березе черные пятна на стволе, которые называются « Чечевинки»? (Черными пятнами березка дышит, они заменяют ей легкие)

-Какое дерево называют кудрявым (береза)

-Какое дерево называют русской, белоствольной красавицей? (береза)

 

 Расскажите, что вы там нельзя делать? (Рассказы детей.)

Дети читают стихи о безопасном обращении с деревьями.

Не руби березы белой, не руби е красы,

Не губи, и зла не делай,

А особенно весной.

Не губи, не тронь березы,

Обойдись с ней по -людски,

А иначе брызнут слезы,

Сам засохнешь от тоски.

Пусть береза, как невеста,

Бережет свою красу,

 Ей не в печке жаркой место,

Место ей всегда в лесу.

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно описали поведение людей в лесу. Деревья – это жилища многих зверей, птиц. Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, виснуть на них, срывать листья. Тогда деревья будут долго радовать нас своей красотой. И не забывайте, Что деревья _ это дом для зверей и птиц.

Воспитель: Ребята, давайте с вами станцуем русский народный танец

 « Во поле береза стояла»

Вывожу детей из леса ручейком и подвожу к музею.

Музей: Я предлагаю вам посетить мой мини-музей, посвященный изделиям из Березы. Здесь вы узнаете, какую пользу приносит береза (березовый сок и каша; лекарства из почек и сережек; дрова; мебель; лыжи; березовый веникв баню ; шкатулки и туяски из бересты; картины на бересте; лапти, корзинки; игрушки и дудочки; корм для птиц. Я предлагаю вам посетить мой мини-музей, посвященный изделиям из Березы. Здесь вы узнаете, какую пользу приносит береза (березовый сок и каша; лекарства из почек и сережек; дрова; мебель; лыжи; березовый веникв баню ; шкатулки и туяски из бересты; картины на бересте; лапти, корзинки; игрушки и дудочки; корм для птиц

9. Украшение березы листьями. Предлагает детям еще раз внимательно рассмотреть березку и приклеить к ней листья. Воспитатель напоминает, что ствол березы – белый, с черными пятнами, веточки напоминают дуги; наверху они короткие; чем ниже, тем длиннее. Коллективная деятельность.

III. Заключительная часть. Подведение итогов

10. Рефлексия. 

Вопросы:

 -С каким деревом вы сегодня познакомились?

-Что вы нового сегодня узнали о березе?

 -Чем дерево мы  украшали?

 -Что вам понравилось на занятии?

 Послушайте, что пишет поэт А. Прокофьев.Стихотворение «Люблю березку русскую».

Люблю березку русскую,

 То светлую, то грустную,

 В беленом сарафанчике,

 С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

 Люблю березку русскую,

 Она всегда с подружками,

 Под ветром низко клонится

 И гнется, - но не ломится.

Музей

Воспитатель:- В лесу береза приносит много пользы человеку, животным, птицам. А вы знаете, как люди могут использовать березу? Воспитатель обобщает ответы детей: «Люди заготавливают березовый сок? Только собирать его надо осторожно, чтобы не повредить дерева. Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. Любят птицы и березовые почки. Птицы устраивают гнезда на березах, а внизу под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики. Из почек изготавливают лекарство, из листьев – желтую и зеленую краску. Березовые дрова считаются ценным топливом. Из древесины делают бумагу, фанеру, мебель, лыжи. Много пользы приносит нам береза. Белоствольная, кудрявая, шелковистая, русская красавица – такими ласковыми словами называют березу. Еще ее называют символ – России.

Я предлагаю вам посетить мой мини-музей, посвященный изделиям из Березы. Здесь вы узнаете, какую пользу приносит береза (березовый сок и каша; лекарства из почек и сережек; дрова; мебель; лыжи; березовый веникв баню ; шкатулки и туяски из бересты; картины на бересте; лапти, корзинки; игрушки и дудочки; корм для птиц. Я предлагаю вам посетить мой мини-музей, посвященный изделиям из Березы. Здесь вы узнаете, какую пользу приносит береза (березовый сок и каша; лекарства из почек и сережек; дрова; мебель; лыжи; березовый веникв баню ; шкатулки и туяски из бересты; картины на бересте; лапти, корзинки; игрушки и дудочки; корм для птиц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (познавательное развитие) "Символы Краснодарского края"

В этом конспекте даётся детям материал о геральдике Краснодарского края (герб, гимн, флаг)....

"Нетрадиционные символы России"

Конспект мероприятия по воспитанию гражданственности и патриотизма в ДОУ, старший дошкольный возраст....

«Нетрадиционные символы России»

Работая с детьми в направлении нравственно-патриотического воспитания, педагог ставит перед собой задачу – воспитать патриотов своей страны, но прежде всего он сам должен являться таковым. Именн...

«Нетрадиционные символы России»

Цель:- расширить представления детей о символах России;- познакомить детей с неофициальными символами нашей страны;- способствовать воспитанию патриотических чувств, любви к Родине;- развивать исследо...

Аппликация "Нетрадиционные символы России"

Занятие к проекту по патриотическому воспитанию "Нетрадиционные симврлы России"...

Ознакомление с окружающим «Георгий Победоносец- символ победы добра над злом» (27.04.-30.04.2020)

Данный материал апробирован  в  старшей группе,где проходит кружок по православной культуре, с разрешения родителей....

Презентация к занятию "Символы и нетрадиционные символы России"

Презентация к занятию по теме "Символы России"- традиционные и нетрадиционные....