Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по экологии «Юные экологи спешат на помощь».
план-конспект занятия по окружающему миру

Пужайкина Анна Михайловна

Цель: Развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_ekologi_speshat_na_pomoshch.docx36.58 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по экологии «Юные экологи спешат на помощь».

Цель: Развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности.

Образовательная область «Познание»:

- Закрепить знания, полученные в процессе ОД по развитию экологических представлений.

- Расширить представления детей о значимости воздуха, воды в жизни человека.

- Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающая задача:

- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

- Развивать умение делать выводы и умозаключения.

- Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.

- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.

Воспитательная задача:

-Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха, воды.

- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру.

Обобщить знания детей о взаимосвязи человека и природы, о необходимых правилах поведения.

- Развивать познавательную активность детей, используя технологии деятельностного подхода (создание проблемных ситуаций).

- Развивать логическое мышление, уметь делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.

- Воспитывать доброе отношение к природе.

Образовательная область «Коммуникация»:

- Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли.

- Развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний.

- Воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

- Активизировать словарь (экология, ядовитые отходы, выхлопные газы).

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

Словесные методы – рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные методы – использование ТСО (презентация), иллюстраций.

Практические методы – использование метода наглядных моделей.

Планируемы результаты: Развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту».

Организация пространства.

Оборудование: Проектор, экран, ноутбук, глобус, для опытов: листы картона, полиэтиленовые пакеты, пустая пластиковая бутылка, таз с водой, лимон; два пластиковых стакана, комочек земли, воронка, марля и ватные диски; карточки, иллюстрации , пять контейнеров с надписью того материала, который нужно в них  бросать (стекло, пластмасса, бумага, металл, пищевые отходы), карточки с изображением «мусора»

Ход ОД:

Воспитатель:  Давайте пройдем на ковер и встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте! » друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет! » и «Добрый день! »;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.

Дети проходят на свои места

Воспитатель. Ребята, давайте с вами вспомним кто же такие экологи.

Ответы детей: Это учёные, которые изучают  природу, защищают её.

Воспитатель: ЭКОЛОГИЯ – это наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой

Экология – учит нас бережно относиться к окружающему миру, к нашей планете Земля.

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку. (загадка о глобусе)

На нём уместилась
Вся наша Земля:
Моря, океаны,
Леса и поля.
И северный полюс
Там тоже найдёшь,
А если захочешь —
В руках унесёшь (глобус) 

Воспитатель.(показывает глобус)Верно, это глобус, модель нашей планеты Земля, уменьшенная во много раз. Так наша планета выглядит из космоса.

Посмотрите на глобус. Какой формы Земля?

Ответы детей. (Шар)

 Какой основной цвет нашей планеты?

Ответы детей (Голубой)

А что он обозначает?

Ответы детей (большая часть планеты занята морями и океанами)

Какие цвета вы видите ещё? Что они обозначают?

Ответы детей (Зеленый - леса, коричневый - горы, жёлтый - пески).

Воспитатель: Наша планета Земля очень красива, потому что, она живая, а почему мы её называем «живой»?

Ответы детей: На ней обитают люди, животные, рыбы, насекомые, растения.

Воспитатель: Молодцы. Вот сколько замечательных соседей живёт с нами на Земле. А что необходимо для нашего существования на планете, вам помогут вспомнить загадки.

ЗАГАДКИ:

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все… (Солнце)

Воспитатель: Зачем нам нужно солнце? (Чтобы согревать всё живое на Земле)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

Я и твердой быть могу! (Вода)

 Воспитатель:Зачем нужна вода? (Чтобы пить, поддерживать гигиену)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Oн невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Воспитатель: Как вы думаете, зачем на Земле нужен воздух? (Чтобы дышать)

Воспитатель: Ребята нам пришло срочное сообщение

Слайд 1. – Мигает надпись SOS!  

Слайд 2.Уважаемые жители планета Земля. Вас приветствуют жители планеты «Грин». Она очень похожа на вашу планету . Умоляем, помогите! Наша планета погибает!

Воспитатель. Ребята, поможем жителям планеты Грин? Ответы детей.

Тогда отправляемся  в путь

Физминутка

(на фоне Слайд 3«Космические пейзажи»)

Космодром
Всё готово для полёта, (поднять руки вперёд, затем вверх.)
Ждут ракеты всех ребят. (соединить пальцы над головой, изображая ракету.)
Мало времени для взлёта,
(марш на месте.)
Космонавты встали в ряд. (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс.)
Поклонились вправо, влево
,( наклоны в стороны.)
Отдадим земной поклон. (наклоны вперёд.)
Вот ракета полетела.
(прыжки на двух ногах)
Опустел наш космодром. (присесть на корточки, затем подняться.)

Воспитатель. Ребята, мы прибыли на планету Грин. Давайте рассмотрим ее внимательно.

Слайд 4.   изображения земли, водоема и неба. Трава пожухла и пожелтела, водоём стал цвета ржавчины, небо стало мутным и серо-красным. На земле и в воде разбросан мусор.

Воспитатель. Ребята посмотрите, какой ужас. Что же случилось?

Ответы детей: Загрязнена почва, воздух, вода.

Воспитатель. Как вы думаете, из-за чего загрязнён воздух?

Слайд5. изображения фабрик/заводов, загрязняющих атмосферу

Ответы детей: фабрики и заводы выбрасывают из труб ядовитый дым.

Воспитатель. Всем живым существам для дыхания нужен чистый воздух. Ребята, а давайте мы с вами попробуем ответить на вопросы: «Есть ли воздух, где и как его обнаружить». А для этого я предлагаю вам провести несколько интересных опытов. А чтобы всё прошло успешно, нужно соблюдать определенные правила: приступать к выполнению опыта только после показа взрослого, работать спокойно, аккуратно, не шуметь, не мешать друг другу, .

Эксперимент №1. «Почувствуй воздух».

- Есть ли воздух вокруг нас? (Ответы детей).

- Узнать это очень просто. Возьмите лист картона и помашите им у лица.

- Что вы чувствуете? (Ответы детей).

Эксперимент №2. «Поймаем воздух» опыт с полиэтиленовым пакетом.

-Приступим к исследованиям. Возьмите пакет, что в нем? (он пуст)

-Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет.

-Посмотрите, пакет полон воздуха, он занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.

-Почему? (в нем нет воздуха)

- Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый, прозрачный, чтобы его увидеть, его нужно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Эксперимент №3. «Есть ли воздух».

Воспитатель показывает детям пустую пластиковую бутылку.

- Ребята, как вы считаете, эта бутылка пустая? Посмотрите внимательно, есть ли в ней что-нибудь?

- А сейчас мы это проверим. Возьмем бутылку и таз с водой. Опустим бутылку в таз с водой, чтобы она начала заполняться. Что вы видите? (Ответы детей).

- Да, из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки.

- Почему же мы сначала думали, что бутылка пустая? (Воздух невидим, он прозрачный)

- Именно поэтому воздух называют невидимкой,но все пустые предметы на самом деле заполнены воздухом.

Эксперимент №4. «Имеет ли воздух запах».

- Продолжим исследования.

- Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (Нет).

- Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что почувствовали? (запах мандарина).

- Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

- Ребята, мы провели ряд опытов,  и узнали: какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить. И сейчас подведем итоги нашим исследованиям.

- Воздух не имеет:

  • запаха;
  • цвета;
  • формы;
  • он есть везде;
  • И главное назначение воздуха в том, что мы им дышим.

Многие фабрики и заводы выбрасывают из труб ядовитые газы, сажу, пыль. Они делают воздух непригодным для дыхания. Сажа и пыль также оседают растениях , почве и вредят им.

Воспитатель. Как же защитить воздух от загрязнения?

Ответы детей: На заводах и фабриках надо построить специальные фильтры(очистительные сооружения), нужно больше парков и садов, потому что листья растений хорошо очищают воздух.

Слайд6.изображение голубого неба и белых облаков.

Слайд7.изображение загрязнённой реки.

Воспитатель. Расскажите, что случилось с водоёмом? Каким он стал?

Ответы детей:В реки и озера сливают грязную воду с заводов и фабрик, с жилых домов. От грязной воды страдает все живое, в реках и озерах гибнут рыбы, страдают растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья.

Воспитатель. Как же защитить водоёмы от загрязнения?

Ответы детей: Строить очистительные сооружения.

Воду нужно уважать —

Это должен каждый знать!

Совершенно не секрет —

Без воды нам жизни нет!

Ни умыться, ни напиться,

И не сможем насладиться

Ни природой, ни пейзажем

Без воды угаснет каждый!

Воспитатель. Ребята, а вы можете показать, как работают очистительные фильтры для воды?

Проводится опыт «Очистка воды»

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, посмотрите внимательно. Я взяла два стакана. В одном стакане (положила комочек земли, перемешала.) Что стала с водой? Вода стала мутной, она помутнела. Но её можно очистить. В качестве фильтра я использую марлю. Положу её в воронку, перелью помутневшую воду от земли через воронку в другой стакан. Посмотрите, что стало с водой. Правильно, она стала чистой. Вывод: грязную воду можно фильтровать, и она станет чистой (грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой). 

Слайд8.изображение чистой реки/моря

Слайд9. изображение мусорных свалок.

Воспитатель. А посмотрите ребята, как много мусора вокруг! Скажите, какими бедами это грозит?

Ответы детей: Мусор отравляет почву и наносит вред всему живому.

Воспитатель. Всё верно, ребята. Но ведь мусор может быть разным. Какие виды мусора вы знаете?

Ответы детей: стекло, пластмасса, бумага, металл, пищевые отходы.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что отходы, могут еще принести пользу, если конечно они будут правильно переработаны. Для этого их нужно грамотно отсортировать. Я предлагаю научить жителей планеты Грин сортировать мусор. Научим?

Подвижно-дидактическая игра «Сортировка мусора»

Слайд10. изображение мусорных баков для раздельного сбора мусора, мусороперерабатывающего завода.

 Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас мусорные горы.

Воспитатель:Ребята, благодаря нашим советам и небольшой помощи, я думаю, мы помогли спасти планету Грин от экологической катастрофы! Планета становится чистой как раньше. Трава позеленела, водоём вновь обрёл жителей, а небо снова стало ясным и синим. А нам пора возвращаться.

Физкультминутка «На ракете мы летим»
На ракете мы летим, (руки вверх домиком)
В невесомости парим. (наклоны в стороны)
Смотрим все в иллюминатор, (руки ко лбу)
Ищем для посадки кратер. (повороты влево, вправо)
Вдруг пошел метеоритный
Дождь космический магнитный. (резко машем кулаками в стороны)
Мы на кнопку нажимаем (имитация нажимания пальцами на кнопки)
И ракету опускаем. (присели)
Повреждений вроде нету, (руки на пояс, повороты туловища)
Мы выходим на планету! (маршируем).

Дети садятся на свои места

Скажите мне, а такое бедствие может случиться на нашей планете, ведь пришельцы сказали, что Грин очень похожа на нашу Землю?

Ответы детей(: Да, может, если не выполнять правила обращения с природой. )

Воспитатель. Да, ребята, все люди должны беречь и охранять  планету, на которой живут, ведь все мы являемся частью природы.

 И если каждый человек на Земле будет заботиться о доме, в котором он живёт, то природа подарит нам свежий воздух, чистую воду в реках, вкусные и полезные овощи и фрукты.

Ребята, а ведь именно этому и учит наука ЭКОЛОГИЯ.

 Слайд 11 «Письмо из космоса»

«Дорогие ребята, спасибо вам за помощь! Вы помогли нам своими советами и навели порядок  на нашей планете. Теперь мы видим, что вы настоящие защитники природы -Юные экологии.

Высылаем вам в благодарность от нас медали. До новых встреч!

Жители планеты Грин»

Воспитатель: Ребята, сегодня вы отлично справились с поставленными задачами и, я думаю, еще не раз сможете прийти на помощь природе и на своей планете!

Рефлексия

А теперь скажите, пожалуйста, Вам понравилось наше путешествие.

Я хотела поблагодарить Вас дети за активное участие. Надеюсь, что наше занятие было полезно и познавательно для Вас.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по экологии «Юные экологи спешат на помощь». Занятие из раздела «Познание».

Развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности. Развитие интегративных качеств...

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по экологии "Юные экологи спешат на помощь"

Занятие по экологии в подготовительной к школе группе "Юные экологи спешат на помощь".иСоставитель Багинская Т.А....

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по экологии «Юные экологи спешат на помощь».

Занятие-путешествие с проблемными ситуациями для детей подготовительной к школе группы. Экологическое воспитание формирует человека с новым экологическим мышлением....

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по экологии «Юные экологи спешат на помощь».

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести пла...

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по экологии «Юные экологи спешат на помощь».

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по экологии «Юные экологи спешат на помощь»....