Кейс по познавательному развитию (познавательно- исследовательская деятельность) на тему "Приключение воздушного шарика"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Екатерина Михайловна Шефер

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

 по познавательно – речевому направлению развития детей

 № 17 «Звездочка» города Лесосибирска»

 

 

 

Конспект НОД по познавательному развитию

 (познавательно - исследовательская деятельность)

на тему: «Путешествие воздушного шарика»

                                                                                                                                      для детей старшего дошкольного возраста                                                                                                        Подготовила:

Шефер Е. М.,

 воспитатель

 средней группы

 

 

Лесосибирск 2020 г.

 

Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.

 

Задачи:

1. Образовательные: дать возможность самостоятельно найти решение проблемы литературного персонажа, формировать умение строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха;

2. Развивающие: развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

3. Воспитательные: воспитывать умение работать в группе, помочь по мере необходимости.

 

Детская цель: выдвинуть предположение о том, что произошло с шариком и проверить опытным путем.

Предполагаемый результат: Дети опытным путем узнают о том, что сжатый воздух создает реактивную силу движения предмета.

Материалы и оборудование: рассказ Дианы Климовой «Приключение воздушного шарика», воздушные шары (на каждого ребенка), насос, нить, двух сторонняя клейкая лента, трубочка.

Проблема: почему воздушный шар полетел быстрее ветра?

Методы и приемы: игровые, наглядные, словесные (вопросы, чтение), практическая деятельность (опыт).

 

1.Вводная часть (организационный момент)
 

 

Звучит песня «Воздушный шарик».

Воспитатель: Ребята, возьмитесь за руки и образуйте круг (дети повторяют движения в соответствии с текстом): « Мы на улицу ходили, (идут по кругу) шар воздушный там надули (останавливаются лицом в центр круга, выполняют «пружинку»).

Будем шарик надувать, будем с шариком играть. Шар воздушный, надувайся, (идут назад расширяя круг, маленькими шагами - надувают шар) шар воздушный, раздувайся. Надувайся большой (хлопают в ладоши) да не лопайся! Шар воздушный улетел, (поднимают руки вверх, покачивают ими в стороны).

Хочу загадку я вам загадать, а вы попробуйте ее отгадать: «Круглый, гладкий, как арбуз… Цвет - любой, на разный вкус. Коль отпустишь с поводка. Улетит за облака» Воспитатель показывает шарик.

Аудиозапись «смех детей»

Воспитатель: Что вы слышите?

Это смех детей, интересно чему они так радуются? Ребята, они, наверное, хотят вам рассказать вам историю. Послушаем?

 

 

2. Оснавная часть (мотивационный момент)

Однажды дети в своём дворе надули большой красный глазастый  воздушный шарик. Глазастый – потому, что на нём были нарисованы большие глаза и большой красный рот. Его смешная рожица, была настолько привлекательная и озорная, что, когда дети увидели, им сразу захотелось с ним поиграть. 

 

Они подбрасывали и звонко смеялись, опять подбрасывали и высоко подпрыгивали с поднятыми вверх руками, как будто сами хотели подняться высоко в небо вместе с 

Шариком. Шарику тоже, это нравилось, а его озорная мордашка, так и говорила сама за себя: «давай ещё, давай выше, подкидывай меня прямо к солнцу». 

   Время уже было, полдень  и детей позвали, мыть руки, для обеда. 

   Они быстренько привязали Шарик ленточкой за гвоздик, торчащей из дощечки забора, и убежали в дом. 

Во время обеда поднялся небольшой ветерок.

 Солнце закрыла небольшая тучка. Шарик подружился с ветерком и они вместе поиграли, пока дети заняты.

Воспитатель: Как вы думаете как ветерок играл с шариком?

Выдвижение гипотез (ветер дул и шарик взлетал).

Воспитатель: А почему так происходит?

 

 
3. Самостоятельная работа детей

Что нам понадобиться, чтобы проверить предположение?

Дети берут воздушные шары, нитки, насос.

Как можно увидеть движение воздушного шарика?

(потоком воздуха)

Дети экспериментируют, дуют на шарик и он взлетает.

Затем, зашумели в саду деревья и кусты, размахивая своими разной длины ветками и веточками. Ветерок нечаянно подул еще сильнее, ленточка развезалась. Ветерок очень удивился….

Как вы думаете. Что могло произойти с Шариком? Чему ветерок удивился?

 (выдвижение гипотез детей)

Воспитатель:  давайте проверим ваше предположение.

Что нам для этого понадобится?

(выбор материалов)

 
Дети берут нитку, трубочку, клейкую ленту, воздушные шары.

Воспитатель:  Как с помощью этих предметов можно увидеть движение воздушного щарика?

Воспитатель:  Ребята, не забывайте, что нужно помогать друг другу и совместно обсуждать то, что у вас получилось.

 

Дети берут необходимые им материалы. Продевают в трубочку нить, протягивают ее,  фиксируют, хорошо натянув. Прикрепляют  шар, при помощи клейкой ленты, к  трубочке и экспериментируют.

 

Воспитатель:  Что изменилось, когда вы отпустили воздушный шар?

Дети: Шарик быстро перемещается вдоль нити.

Воспитатель:

За счет чего шарик приходит в движение?

Дети: когда отверстие открылось, из него вырвалась струя сжатого воздуха, она создала реактивную силу.

Воспитатель:

Каким он стал и почему?

Дети: шарик сдулся потому что в нем нет воздуха.

4. Заключительная часть

Воспитатель:  Что мы с вами сейчас выяснили?

Дети: Воздух способствует перемещению предметов.

 

Воспитатель:  Давайте узнаем, что же случилось с шариком в рассказе?

(дочитывание рассказа)

 

Ребята делают выводы, правы они или нет.

 

Воспитатель предлагает высказаться о том, что интересного они сегодня узнали,  была ли в чем-то трудность, 

что понравилось?

Дети зарисовывают схематично опыт.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon skazka_sharik.pdf1.21 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективное планирование по познавательному развитию и исследовательской деятельности

блочное планирование по познавательному развитию и исследовательской деятельности на учебный год...

Конспект НОД по познавательному развитию ( поисково-исследовательской деятельности)"Посадка гороха"

Цели: систематизировать знания о процессе посадки, учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий; форми...

Организованная образовательная деятельность во второй группе раннего возраста Познавательное развитие. Экспериментально - исследовательская деятельность. Тема: ««Плывут кораблики».

Цель: формировать у детей представления о свойствах воды. Развивать мелкую моторику, физиологическое дыхание, вырабатывать длительную, направленную струю воздуха при выдохе. Задачи: Воспитательны...

Перспективное планирование по познавательному развитию в исследовательской деятельности детей старшей группы.

Данный материал, предназначен для воспитателей дошкольных учреждений.      Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований. Основой познавательной ак...