Картотека опытов с песком, глиной, почвой, камнями
опыты и эксперименты по окружающему миру

Дунаева Надежда Валерьевна

Цели: Расширять представление детей о свойствах песка, глины, почвы и камней путём проведения элементарных опытов. Закрепить умение исследовать объект с помощью разных органов чувств; называть его особенности.

Развивать познавательный интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности; умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Воспитывать у детей бережное отношение к природным ресурсам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_s_peskom_glinoy_pochvoy.pptx543.3 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека опытов с песком, глиной, почвой, камнями

Слайд 2

ЦЕЛИ: Расширять представление детей о свойствах песка, глины, почвы и камней путём проведения элементарных опытов. Закрепить умение исследовать объект с помощью разных органов чувств; называть его особенности. Р азвивать познавательный интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности; умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Воспитывать у детей бережное отношение к природным ресурсам. Картотека опытов с песком, глиной, почвой, камнями

Слайд 3

Опыт № 2 «Легко ли сыпется песок» Цель : знакомить детей со свойствами песка. Материалы : лоток, песок. Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется). Вывод: песок сыпучий. Опыт № 1 «Из чего состоит песок» Цель: знакомить детей со свойствами песка. Материалы: лоток, песок, лупа, лист бумаги. Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток. На белый лист бумаги насыпьте немного песчинок. Рассмотрите через лупу форму песчинок. Она может быть разной, в пустыне, например, она имеет форму ромба. Посмотрите , какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бумаги. Чтобы получилась большая горка песка нужно очень много песчинок. Воспитатель насыпает несколько горок песка разной величины. В какой из них больше (меньше) песчинок? А в песочнице много песчинок? Вывод: Песок состоит из мелких песчинок различной формы.

Слайд 4

Опыт № 3 «Песчаный конус» Цель : Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга. Материалы : Сухой песок, поднос. Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплыв» - движение песка, похожее на течение. Почему же так происходит? Давайте внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? Из отдельных маленьких песчинок. Скреплены ли они друг с другом? Нет! Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга. Вывод : Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. Опыт № 4 « Откуда берётся песок » Материал : камни, листы белой бумаги, лупа. Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге. Как вы думаете, что это сыплется? Возьмите лупы, рассмотрите это. Как мы получили песок? Как в природе появляется песок? Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

Слайд 5

Опыт № 5 «Свойства мокрого песка» Цель : Показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания . Материалы : Сухой и мокрый песок , 2подноса, ф ормочки и совки для песка. Попробуем насыпать небольшими струйками сухой песок на первый поднос. Это получается очень хорошо. Почему? Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. Попробуем так же насыпать мокрый песок на второй поднос. Не получается! Почему? Дети высказывают разные версии, мы помогаем с помощью наводящих вопросов догадаться, что в сухом песке между песчинками – воздух, а в мокром – вода, которая склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться так же свободно, как в сухом песке. Пробуем лепить куличики при помощи формочек из сухого и мокрого песка. Очевидно, что это получается только из мокрого песка. Почему? Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму. Оставим наши куличики на подносе в теплом помещении до завтрашнего дня. На следующий день мы увидим, что при малейшем прикосновении наши куличики рассыпаются. Почему? В тепле вода испарилась, превратилась в пар, и больше нечему склеивать песчинки между собой. Сухой песок не может сохранять форму. Вывод : Мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух.

Слайд 6

Опыт № 6 « Погружение предметов в мокрый и в сухой песок » Цель : Показать, что в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок. Материалы : с ухой и мокрый песок, сито, 2 тазика, тяжелый стальной брусок, маркер. Равномерно через сито насыплем сухой песок в один из тазиков по всей поверхности его дна толстым слоем. Осторожно, без надавливания, положим на песок стальной брусок. Пометим маркером на боковой грани бруска уровень его погружения в песок. В другом тазике расположим мокрый песок, разгладим его поверхность и также осторожно положим на песок наш брусок. Очевидно, что он погрузится в него намного меньше, чем в сухой песок. Это видно по отметке маркером. Почему же так происходит? У сухого песка между песчинками был воздух, брусок своей тяжестью сжал песчинки, вытеснив воздух. У мокрого песка песчинки склеены водой, поэтому сжать их намного сложнее, именно поэтому в мокрый песок брусок погружается на меньшую глубину, чем в сухой. Вывод : В сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок. Опыт № 7 «Куда исчезла вода» Материал: стаканчики с песком и водой. В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок. Каким он стал? Куда исчезла вода? Вывод: вода быстро впитывается в песок.

Слайд 7

Опыт № 8 «На мокром песке остаются следы, отпечатки» Материал : подносы с мокрым и сухим песком. Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик) Вывод : На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет. Опыт № 10 «Сравнение песка и глины» Цель: Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются. Материалы: Два стакана: с сухим песком и глиной, лист бумаги. Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыплется - песок или глина? Песок. Поэтому и говорят, что песок «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Вывод : песок - рыхлый, сыпучий, а глина слипается комочками. Опыт № 9 «Песочные часы» Цель : ознакомить с назначением песочных часов. Материал : песочные часы. Проследить за тем, как сыплется песок, ощутить длительность минуты. Песок пересыпается за определенное время (несколько минут). Вывод: Песочные часы используются для измерения промежутков времени в минутах

Слайд 8

Опыт № 11 « Проходит ли вода через песок и глину ?» Материалы: стаканы, песок, глина, вода. В стаканы помещаются песок и глина. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду. Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет? Вывод : песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина очень плохо пропускает воду. Опыт № 12 «Из чего состоит глина» Материалы: лупа, глина. Предложить детям рассмотреть в лупу кусочек глины. Установить, что у глины нет отдельных крупинок, как у песка. Частицы глины, жёлтого и коричневого цвета, плотно скреплены друг с другом и между ними нет просвета. Попробовать разделить частички глины. Убедиться, что частички очень крепко соединены друг с другом и при ударе глина раскалывается . Вывод: Частицы глины, жёлтого и коричневого цвета, плотно скреплены друг с другом.

Слайд 9

Опыт № 13 «Сохраняет ли глина форму ?» Материалы : мокрая глина , доска для лепки. Берём мокрую глину лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Высохший колобок сохранил форму. Вывод : Изделия из глины сохраняют форму. Опыт № 14 «Глина хрупкая» Цель : познакомить детей с таким свойством глины, как хрупкость. Материалы: сухая глина, деревянная дощечка, молоток. П оложить глину на дощечку. Разбить глину молотком на кусочки. Предложить детям руками разломить кусочки расколотой глины на еще более мелкие кусочки. Вывод : сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая. Опыт № 15 «Чем отличается сухая глина от сырой?» Цель : показать детям отличие сырой глины от сухой. Материалы: сухая глина, сосуд с водой. О дин из кусков глины положить в сосуд с водой. Сравнить сухую глину и глину, находящуюся в воде. Вывод : сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, т.к. ее частички связаны друг с другом), цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины.

Слайд 10

Опыт № 16 « Какими бывают камни » Определить цвет камня(серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д .). Вывод : камни по цвету и форме бывают разные. Опыт № 17 « Определение размера» Одинакового размера ли ваши камни? Вывод: камни бывают разных размеров. Опыт № 18 « Определение характера поверхности» Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый. Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. Опыт № 19 «Твёрдость камней » Воспитатель предлагает каждому взять в одну руку камень, а в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с камнем, а что с пластилином? Почему ? Вывод: камни - твёрдые .

Слайд 11

Опыт № 20 « Определение веса » Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые . Опыт № 21 « Определение температуры» Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.) Вывод: камни могут быть теплые и холодные. Опыт № 22 « Тонут ли камни в воде? » Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Слайд 12

Опыт № 23 «Из чего состоит почва » Цель: Показать, из чего состоит почва. На лист бумаги кладём немного почвы, рассматриваем, определяем цвет, запах, растираем комочки земли, находим остатки растений. Рассматриваем в микроскоп. Вывод: В почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли , столь необходимые растениям для жизни ). Опыт № 24 «В почве есть воздух» Цель: Показать, что в почве есть воздух. Материалы : Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя. Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Вывод: В почве есть воздух.

Слайд 13

Опыт № 25 «Загрязнение почвы» Цель: Показать , как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого. Материалы: Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой: в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена). Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива. Задайте детям вопрос: «Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома ?» В ывод : в жизни, как и в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и "мертвая" вода - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Песок, глина» для детей старшей группы (Картотека «ОПЫТЫ С ПЕСКОМ И ГЛИНОЙ»)

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ....

Картотека опытов с песком, землей и глиной с детьми среднего дошкольного возраста

Этот материал будет полезен для проведения опытов с детьми среднего возраста...

Картотека: «Опыты с песком и глиной»

laquo;Опыты с песком и глиной»...

КАРТОТЕКА «Опыты с песком, землей и глиной»

КАРТОТЕКА «Опыты с песком, землей и глиной»...

Картотека опытов с песком и глиной в подготовительной группе

Как познакомить ребенка с окружающим миром? Объяснить, почему песок утекает сквозь пальцы, а стекло бьется? Зачем очищать воду для питья и почему магнит одни предметы притягивает, а другие нет? Конечн...

Конспект занятия «Сравнение песка, глины и камней»

Конспект занятияЗнакомство с окружающим (экология и опытно - эксперементальная деятельность)Подготовительная группаТема. «Сравнение песка, глины и камней»Дата проведения: 1 неделя ноября...