Круговорот воды в природе (занятие в старшей группе детского сада)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Исхакова Екатерина Анатольевна

Круговорот воды в природе (занятие в старшей группе детского сада)

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах и круговороте воды в природе.

Основные задачи:

Образовательные задачи:

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу круговорота природы;

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы,

отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Развитие всех компонентов устной речи,практическое овладение нормами речи: формирование словаря –вводить в словарь детей существительные: модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование, испарение, осадки.

помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, тает, испаряется;

развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе;формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

Развивающие задачи:

Способствовать развитию любознательности;

Развивать внимание детей;

Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

Воспитательные задачи:

Продолжать воспитывать культуру поведения в природе;

Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Оборудование и материалы:

- Глобус, схемы«Круговорот воды в природе»«Времена года»,-Для проведения опытов с водой: термос с кипятком, лёд, трёхлитровая банка, поднос.

Место проведения - групповое помещение.

Так выглядит наша планета Земля, нашу планету недаром зовут голубой путешественницей космоса. Вот как много воды у нас на земле. О ней мы и будем сегодня с вами разговаривать.

- На нашей планете живет очень много людей, животных, растений и воды всем требуется тоже очень много. Как вы считаете, почему вода на нашей планете не кончается?

В речке живет много капелек. Каждый день солнышко нагревает воду в морях и реках. И капельки воды превращаются в пар, становятся легкими и невидимыми, поднимаются высоко – высоко в небо.

(Демонстрация схемы круговорота воды в природе). Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. И пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе и образуют маленькое облачко. Облачко растет и превращается в тучу. Когда туча становится совсем большой, капелькам в ней тесно,и они падают на землю: летом – дождиком, зимой – снежинками. Такое путешествие капельки называется круговоротом воды в природе.

Сейчас я вам покажу опыт, а вы поможете мне сделать выводы.

(Перед опытом необходимо так усадить детей, чтобы всем было хорошо видно и предупредить их, что нельзя покидать своё место во время опыта).

Опыт №1 "Определение цвета воды”

- Какого же цвета вода?

Поставьте перед ребенком стакан с

водой и попросите сказать, какого она

цвета

Опыт №2 "Определение прозрачности воды”

- У меня на столе стоят 2 стакана: один с чистой водой, а другой с молоком.

Давай посмотрим сквозь стакан с молоком на цветную картинку. Ее видно?

(Нет.) А если на ту же картинку посмотрим сквозь стакан с чистой водой?

(Ее будет видно.) вода – прозрачная.

Опыт №3 "Определение запаха воды”

- Какой запах имеют цветы? Духи?

(приятный, цветочный, сладкий и т. д.)

-А теперь понюхай воду. Имеет ли она запах? (нет)

Опыт №4 "Определение вкуса воды”

-Какая соль на вкус? (соленая)

- - Лимон? (кислый)

- Попробуй воду на вкус. Какая она? (без вкуса)

Опыт № 5 "Определение формы воды”

- Посмотри, у меня в стакане вода, если я перелью в тарелку такое же

количество воды, что изменится?

(вода принимает ту форму, в которую ее переливают, вода растекается)

- Так имеет ли вода определенную форму? (нет)

Физминутка.

А сейчас мы с тобой немножко отдохнем. Мы

превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода

находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень

плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.

Давай и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком

льда. А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся

за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за

руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек

бежит весной. Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее

молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши

руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

- Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле?

Правильно, есть различные водоемы, в которых содержится вода. (иллюстрации)

Правильно на Земле вода содержится во многих водоёмах морях и океанах, реках, ручьях, болотах и прудах.

В морях и океанах вода солёная.

Как вы думаете, можно её пить?

Конечно, нет. А какую воду пьём мы?

Не солёную.

Да, не солёная вода- это пресная, она есть в реках, озёрах, прудах.

После очистки люди эту воду используют.

А теперь, скажите, откуда мы с вами берём воду? (из крана).

Как вода попадает к нам в квартиру? (по трубам).

Вода в наши квартиры поступает со станции очистки. На эти станции вода попадает из рек, озёр, подземных водохранилищ.

Каждый водоём это живой организм. В нём живут, развивают, рождаются и умирают растения и животные.

Изменение воды связано с деятельностью человека. Люди берут из водоёмов воду для заводов и фабрик, а выливают в них воду загрязнённую, испорченную, в которой уже не могут жить рыбы.

Иногда люди, отдыхая возле водоемов, моют в них машины, выбрасывают остатки пищи, бумагу, стёкла, банки из под консервов.

Всё это вредит жизни водоёмов, они заболевают, вода в них становится грязной, отравленной, в ней погибают растения и животные.

Даже купаться в такой воде нельзя, можно заболеть.

Поэтому загрязняя водоемы и больше и меньше - люди вредят, прежде всего самим себе. Они получают меньше чистой воды. Поэтому нам особенно надо ценить чистую воду.

К воде надо относиться бережно, экономно, всегда закрывать кран, зря не лить, не засорять ручьи и реки.

Ребята как вы думаете, что нужно делать, чтобы водоёмы не загрязнялись.

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает – и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется,

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – ВОДА!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Круговорот воды в природе (занятие в старшей группе детского сада)

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах и круговороте воды в природе.

Основные задачи:

Образовательные задачи:

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу круговорота природы;

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Развитие всех компонентов устной речи,практическое овладение нормами речи: формирование словаря –вводить в словарь детей существительные: модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование, испарение, осадки.

помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, тает, испаряется;

развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе;формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

Развивающие задачи:

Способствовать развитию любознательности;

Развивать внимание детей;

Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

Воспитательные задачи:

Продолжать воспитывать культуру поведения в природе;

Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Оборудование и материалы:

- Глобус, схемы«Круговорот воды в природе»«Времена года»,-Для проведения опытов с водой: термос с кипятком, лёд, трёхлитровая банка, поднос.

Место проведения - групповое помещение.

Так выглядит наша планета Земля, нашу планету недаром зовут голубой путешественницей космоса. Вот как много воды у нас на земле. О ней мы и будем сегодня с вами разговаривать.

- На нашей планете живет очень много людей, животных, растений и воды всем требуется тоже очень много. Как вы считаете, почему вода на нашей планете не кончается?

В речке живет много капелек. Каждый день солнышко нагревает воду в морях и реках. И капельки воды превращаются в пар, становятся легкими и невидимыми, поднимаются высоко – высоко в небо.

(Демонстрация схемы круговорота воды в природе). Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. И пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе и образуют маленькое облачко. Облачко растет и превращается в тучу. Когда туча становится совсем большой, капелькам в ней тесно,и они падают на землю: летом – дождиком, зимой – снежинками. Такое путешествие капельки называется круговоротом воды в природе.

Сейчас я вам покажу опыт, а вы поможете мне сделать выводы.

(Перед опытом необходимо так усадить детей, чтобы всем было хорошо видно и предупредить их, что нельзя покидать своё место во время опыта).

Опыт №1 "Определение цвета воды”

- Какого же цвета вода?

Поставьте перед ребенком стакан с

водой и попросите сказать, какого она

цвета

Опыт №2 "Определение прозрачности воды”

- У меня на столе стоят 2 стакана: один с чистой водой, а другой с молоком.

Давай посмотрим сквозь стакан с молоком на цветную картинку. Ее видно?

(Нет.) А если на ту же картинку посмотрим сквозь стакан с чистой водой?

(Ее будет видно.) вода – прозрачная.

Опыт №3 "Определение запаха воды”

- Какой запах имеют цветы? Духи?

(приятный, цветочный, сладкий и т. д.)

-А теперь понюхай воду. Имеет ли она запах? (нет)

Опыт №4 "Определение вкуса воды”

-Какая соль на вкус? (соленая)

- - Лимон? (кислый)

- Попробуй воду на вкус. Какая она? (без вкуса)

Опыт № 5 "Определение формы воды”

- Посмотри, у меня в стакане вода, если я перелью в тарелку такое же

количество воды, что изменится?

(вода принимает ту форму, в которую ее переливают, вода растекается)

- Так имеет ли вода определенную форму? (нет)

Физминутка.

А сейчас мы с тобой немножко отдохнем. Мы

превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода

находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень

плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.

Давай и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком

льда. А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся

за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за

руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек

бежит весной. Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее

молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши

руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

- Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле?

Правильно, есть различные водоемы, в которых содержится вода. (иллюстрации)

Правильно на Земле вода содержится во многих водоёмах морях и океанах, реках, ручьях, болотах и прудах.

В морях и океанах вода солёная.

Как вы думаете, можно её пить?

Конечно, нет. А какую воду пьём мы?

Не солёную.

Да, не солёная вода- это пресная, она есть в реках, озёрах, прудах.

После очистки люди эту воду используют.

А теперь, скажите, откуда мы с вами берём воду? (из крана).

Как вода попадает к нам в квартиру? (по трубам).

Вода в наши квартиры поступает со станции очистки. На эти станции вода попадает из рек, озёр, подземных водохранилищ.

Каждый водоём это живой организм. В нём живут, развивают, рождаются и умирают растения и животные.

Изменение воды связано с деятельностью человека. Люди берут из водоёмов воду для заводов и фабрик, а выливают в них воду загрязнённую, испорченную, в которой уже не могут жить рыбы.

Иногда люди, отдыхая возле водоемов, моют в них машины, выбрасывают остатки пищи, бумагу, стёкла, банки из под консервов.

Всё это вредит жизни водоёмов, они заболевают, вода в них становится грязной, отравленной, в ней погибают растения и животные.

Даже купаться в такой воде нельзя, можно заболеть.

Поэтому загрязняя водоемы и больше и меньше - люди вредят, прежде всего самим себе. Они получают меньше чистой воды. Поэтому нам особенно надо ценить чистую воду.

К воде надо относиться бережно, экономно, всегда закрывать кран, зря не лить, не засорять ручьи и реки.

Ребята как вы думаете, что нужно делать, чтобы водоёмы не загрязнялись.

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает – и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется,

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – ВОДА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для старшей группы детского сада « Путешествие по сказкам» (занятие с элементами математики и художественной литературы)

Интегрированное занятие для старшей группы детского сада « Путешествие по сказкам» (занятие с элементами математики и художественной литературы)...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада с использованием современных технологий, тема занятия: «Зимушка»

Обобщение, уточнение и расширение представлений знаний детей о зиме;Активизация словаря по теме;Совершенствование грамматического строя;Развитие памяти, внимания, фонетического восприятия;Формирование...

Конспект занятия по экологии, на прогулке: Зеленая аптека (занятие в старшей группе детского сада)

Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений....

Конспект экологического КВН на тему «Знатоки родной природы» для детей старшей группы детского сада

Конспект экологического КВН на тему «Знатоки родной природы» для детей старшей группы детского сада...

Конспект экологического КВН на тему «Знатоки родной природы» для детей старшей группы детского сада

Формировать познавательный интерес дошкольников с общим недоразвитием речи к миру природы....

Паспорт проекта "Сохраним природу вместе" в старшей группе детского сада

Паспорт проекта "Сохраним природу вместе" в старшей группе детского сада....

Фотоотчет о занятии в старшей группе детского сада « Свойства воды»

Недавно мы с ребятами провели небольшой эксперимент и он был посвящён свойствам воды! Дети с удовольствием погрузились в экспериментальную деятельность и узнали много нового о воде! Ребятам очень понр...