Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Русская народная игрушка – матрешка».
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Попова Ольга Николаевна

Цель: приобщать детей к истокам устного народного творчества и декоративно – прикладного искусства через интеграцию различных видов деятельности. Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой;
Задачи:
1.Образовательные:
- способствовать расширению знаний детей о русской народной игрушке – матрешке;
- развивать в детях умение выделять некоторые детали костюма (сарафан, платок), видеть их красоту;
- развивать умение определять размер, цвет, количество, свойства предметов;
- активизировать в речи детей прилагательные;
- способствовать формированию интереса к малым фольклорным формам;
- закреплять навыки рисования красками, умение украшать изображение в нетрадиционной технике (рисование ватными палочками);
- приобщать детей к культуре родной страны.
2.Развивающие:
- способствовать развитию речи детей и мелкой моторике рук при рисовании;

- продолжать знакомить с малыми фольклорными формами: загадками, потешками;
- развивать внимание, память, творческие способности детей.
3.Воспитательные:
- способствовать воспитанию интереса к народной игрушке;
- развивать в детях эстетический вкус;
- способствовать воспитанию самостоятельности, аккуратности, доброжелательности.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая, изобразительная, музыкальная, двигательная, восприятие художественной литературы.

Материал и оборудование: три деревянные матрешки, гуашь, ватные палочки, нераскрашенные бумажные силуэты матрешек по количеству детей; аудиозапись «Мы веселые матрешки».

Предварительная работа:

Дидактические игры: «Собери матрешку», «Какой матрешки не стало», «Одень матрешку». Рассматривание иллюстраций с изображением матрешек. Чтение стихотворений о матрешках, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie.odt29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Русская народная игрушка – матрешка».

22 января 2019

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Русская народная игрушка – матрешка».
Цель: приобщать детей к истокам устного народного творчества и декоративно – прикладного искусства через интеграцию различных видов деятельности. Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой;
Задачи:
1.Образовательные:
- способствовать расширению знаний детей о русской народной игрушке – матрешке;
- развивать в детях умение выделять некоторые детали костюма (сарафан, платок), видеть их красоту;
- развивать умение определять размер, цвет, количество, свойства предметов;
- активизировать в речи детей прилагательные;
- способствовать формированию интереса к малым фольклорным формам;
- закреплять навыки рисования красками, умение украшать изображение в нетрадиционной технике (рисование ватными палочками);
- приобщать детей к культуре родной страны.
2.Развивающие:
- способствовать развитию речи детей и мелкой моторике рук при рисовании;

- продолжать знакомить с малыми фольклорными формами: загадками, потешками;
- развивать внимание, память, творческие способности детей.
3.Воспитательные:
- способствовать воспитанию интереса к народной игрушке;
- развивать в детях эстетический вкус;
- способствовать воспитанию самостоятельности, аккуратности, доброжелательности.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая, изобразительная, музыкальная, двигательная, восприятие художественной литературы.

Материал и оборудование: три деревянные матрешки, гуашь, ватные палочки, нераскрашенные бумажные силуэты матрешек по количеству детей; аудиозапись «Мы веселые матрешки».

Предварительная работа:

Дидактические игры: «Собери матрешку», «Какой матрешки не стало», «Одень матрешку». Рассматривание иллюстраций с изображением матрешек. Чтение стихотворений о матрешках, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки).

 

 

Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня утром в нашу группу пришла посылка. Вот она. Давайте откроем её и посмотрим, что в ней. Откроем?
(Воспитатель достает перевязанную коробку и читает адрес на крышке.) 
г. Павловский Посад, д/с «Малыш», младшая группа «Ветерок». Это наш адрес? (да) Почтальон не ошибся? (нет) Будем открывать. 
(Воспитатель открывает коробку, достает конверт и читает.)

Жители страны игрушек прислали своих друзей посмотреть, как живут ребята в группе «Ветерок», но чтобы они появились из коробки надо отгадать загадку. Отгадаем? (да)

Слушайте внимательно.
Первая сестра — большая,
В ней прячется сестра вторая,
Откроешь, третью ты найдешь,
И так до маленькой дойдешь.
В самой серединке — крошка,
Игрушку ту зовут… (матрешка).

Молодцы. Сейчас посмотрим, правильно ли вы отгадали. 
(Воспитатель достает матрешку).

- Правильно! Молодцы! Это матрешка. Сегодня мы с ней познакомимся и поиграем.

- А сейчас проходите, садитесь на стульчики, будем знакомиться с матрешкой.

Ой, ребята, а тут только одна матрешка, а в письме написано, что игрушек в
коробке много, я ничего не понимаю, а где остальные. 
(Навести детей на мысль, что матрешки спрятались одна в другой).
А где же они, как же они спрятались, кто знает, как открыть эту куколку?
(Воспитатель подзывает 2-3 детей открыть матрешек.)
Ой, как много получилось матрешек. А как вы думаете, кто из них самая
старшая, почему? (она большая) А кто самая младшая, почему? (она самая маленькая)

 

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки.

Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрёшечка.


А я про матрешек одну интересную историю знаю.
Давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер,
который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку  куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка  матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю немного поиграть.

Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.

Физкультминутка » Мы веселые Матрешки»

Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Сарафаны  пестрые, (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Яркие платочки,  (Наклоны головой влево-вправо)

Любим очень танцевать,  (Топают ногами)

Раскраснелись наши щечки,  (потереть щечки)

Мы  веселые матрешки,

Мы похожи словно сестры. (Хлопают в ладоши)

  1. Рассматривание матрешки.
    - А кто знает, из чего сделаны матрешки? (из дерева)
    - Правильно, из дерева. Значит она какая? (деревянная)
    - Молодцы, ребята! Матрешка деревянная.(повторить всем вместе)
    - Посмотрите, во что одета матрешка?

 Что у нее на голове? (платок, платочек)
- Какого цвета платок? (желтый)
- А еще во что она одета? (сарафан) 
- Как украшен сарафан? (цветами)
- Наряд у матрешки какой? (яркий, красивый, разноцветный)
- Матрешка одета в русский народный костюм. У нее нарядный яркий сарафан, украшенный цветами, красивый платочек.

 

Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам придем.


- Ребята, а вам нравится матрешка? (ответы детей)
- А какое настроение у матрешки, как вы думаете? (веселое)
- Почему вы так думаете? (она улыбается)
- Да, матрешка улыбается, у нее хорошее настроение и она очень любит играть и танцевать!
Чтобы матрешки получились такими красивыми, яркими и цветными, их
украшали красками – расписывали. Поэтому они и называются – расписные. 


  1. Продуктивная деятельность (изобразительная деятельность)

 Рисование ватными палочками «Укрась матрешку»
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришли ещё матрёшки. 
(Воспитатель достаёт из сундука заготовки матрёшек)
Посмотрите на этих матрешек, сравните их с деревянными, чем они
отличаются? (Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны)
Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные,
красивые, как их деревянные подружки? (Ответы детей)

Им нужна ваша помощь, матрешки остались в нераскрашенных сарафанчиках и платочках.

 - Поможем матрешкам, украсим платочки и сарафаны? (ответы детей)
Молодцы!

- Пройдемте к столам, и каждый украсит узором свою матрешку.

- А рисовать мы будем «волшебными палочками».

На столах разложены шаблоны матрешек по количеству детей, ватные палочки, гуашь.

Пальчиковая гимнастика.

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Дети под музыку украшают матрешек.

- Молодцы! Красивые получились матрешки!

- Очень любят все матрешки разноцветные одежки!

Они так рады, что улыбаются нам!


Индивидуальная работа: во время работы хвалить детей, оказывать по мере
необходимости помощь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие яркие сарафаны и нет ни одного
похожего. Какие вы, молодцы!

4.Рефлексия
Воспитатель: Ребята назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы сегодня говорили?
Вам понравилось играть с матрешками? А разукрашивать матрешек вам
понравилось?
Воспитатель: Матрешкам пора прощаться и отправляться в страну игрушек,
к своим друзьям, чтобы скорей рассказать им про нашу группу, им очень, здесь понравилось, и они обязательно к нам еще придут в гости поиграть.
Давайте похлопаем друг другу в ладоши за хорошую работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка - матрешка» с применением ИКТ

Направления развития и образования (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познав...

НОД с использование ИКТ во второй младшей группе «Русская народная игрушка - матрешка»

Направления развития и образования (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познав...

НОД с использование ИКТ во второй младшей группе «Русская народная игрушка - матрешка»

Направления развития и образования (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познав...

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка - матрешка» с применением ИКТ

Направления развития и образования (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познав...

Занятие для детей второй младшей группы «Русская народная игрушка — матрешка»

Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на восприятиедеревянной матрешки, как символа русского народного искусства....

НОД с использование ИКТ во второй младшей группе «Русская народная игрушка - матрешка»

Направления развития и образования (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативн...

Конспект ОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Русская народная игрушка – матрешка».

Приобщать детей к истокам устного народного творчества и декоративно – прикладного искусства, через знакомство детей с русской народной игрушкой – матрешкой. Задачи:1.Образовательные:...