Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ФЦКМ на тему «Что мы знаем о птицах?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Петраева Наталья Юрьевна

Конспект открытого занятия  в подготовительной группе  по ФЦКМ на тему «Что мы знаем о птицах?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_o_ptitsah.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №3 «Сказка»

МР Калтасинский район Республики Башкортостан

Конспект открытого занятия

в подготовительной группе  по ФЦКМ

Тема «Что мы знаем о птицах?»

Воспитатель:

                                                              Минабашева Наталья Юрьевна      

                                      Калтасы 2016 г.

Цель: Учить детей доброте, бережному отношению к природе,

 воспитывать бережное отношение к птицам, знакомить с особенностями

их жизни, помочь испытать им радость от сознания того, что делясь

крохами, можно спасти птиц от гибели; дать детям элементарные

сведения о том, чем кормят птиц зимой.

Задачи:

- обобщать и систематизировать представление детей о домашних и диких птицах;

- закреплять знания детей об отличительных особенностях птиц и их видов;

- продолжать учить соотносить сезонные изменения в природе зимой с жизнью птиц и устанавливать простейшие взаимосвязи в окружающем мире;

- воспитывать познавательный интерес к птицам заботливым отношением к ним;

- воспитывать умение выслушивать ответы сверстников не перебивая;

-активизация словаря: домашние птицы, дикие птицы: зимующие,(воробей, ворона, снегирь, синица, перелётные (ласточка, скворец, иволга, кормушка.

Материал к занятию: макет деревенского дома,

изображение кормушки, картинки диких птиц, кормушка, грамзапись с голосами

птиц

(Дети заходят в группу с воспитателем и становятся на ковёр)

Воспитатель:  Ребята, сегодня наше занятие необычное, к нам пришли гости, давайте скажем: «Здравствуйте», и больше не будем отвлекаться.

- Здравствуйте!

- Проходите, пожалуйста. Садитесь на стульчики. Ребята, сегодня утром нам почтальон принес письмо. Но я его еще не успела прочитать. Давайте мы его откроем и вместе прочитаем.

Содержание письма.

Здравствуйте, ребята. Пишет Вам попугай Кеша. Недавно я устроился на работу в редакцию. И первое мое задание, это написать статью про птиц. Я хотел выехать к вам и с помощью вас написать статью, но из-за погоды я не могу отправляться в путь. Помогите мне пожалуйста. Кеша.

Воспитатель:  Ну что ребята, поможем.

Воспитатель: Итак, ребята, сегодня мы будем говоритьс вами  о птицах. Недавно на занятии мы с вами побывали у дедушки с бабушкой в деревне на птичьем дворе (прикрепить

деревенский домик и дерево на фланелеграф.)

- Давайте вспомним, кого мы видели на птичьем дворе?

Ответы детей (гycь, утка, куры, индюк, по мере ответов возле домика выставляются изображения домашних птиц).

-Как мы называем их одним словом? (домашние птицы).

-Правильно ребята, это домашние птицы.

- Почему мы их называем домашними птицами? (ответы детей 2-3 чел.)

(Потому что они живут рядом с жильём человека, человек о них заботится: кормит,

поит, убирает, а домашние птицы приносят человеку пользу: дают яйцо, мясо, перо).

Воспитатель: Да, ребята, вы всё верно ответили, правильно назвали домашних птиц и какую пользу они приносят человеку.

Воспитатель: Но кроме домашних птиц на земле есть и другие птицы,и вы сними уже знакомы, но для того чтобы их вспомнить мы с вами на минуточку переместиться на сказочную полянку. Присядем удобно, глазки закроем и тихонечко слушаем.

(Звучит мелодия «Голоса птиц»)        

Воспитатель: Что за песенные переливы мы с вами услышали?

 - В какое время года можно услышать веселые  голоса птиц,  такое чудесное птичье пение? (весной, летом).

- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать веселые птичьи трели;

-Почему нельзя услышать их зимой  (птицы улетели на юг);  

- Как называют птиц, которые осенью улетают в дальние края,  туда,  где тепло и сытно?  (перелетные).

Чтобы вспомнить их названия я вам буду загадывать загадки.

Отгадайте загадки про перелетных птиц:

1.Он - певец лесной,
И солист ночной;
Горлышко трясется 
Песенка несется. 
(Соловей)

2.Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет
А все же голос свой имеет. 
(Скворец)

3.Прилетает к нам с теплом, 
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. 
(Ласточка)

4.В синем небе голосок 
Будто крохотный звонок,
Он взовьётся в высоту,
И поёт там на лету. 
(Жаворонок)

5.Он на вид высок и сер - 
Сухопарый землемер:
Поле гречки, за лугами
Всё промерил он шагами. 
(Журавль)

6. Братьев погубила,
Мамку не любила,
Мачеху забыла,
Деток не кормила. 
(Кукушка)

Физминутка.

Насекомые пропали
Птицы в лесу заскучали. 
(Взмахи руками)
Стали думать и гадать,
Как беды им избежать? (Пальцы рук к вискам головы,

Покачивание головы вправо-влево)
Вместе собрались,
Стаей назвались. (Дети встают в круг,
Взявшись за руки.)

Дружно взлетели,
На юг полетели

Воспитатель: А что происходит с птицами, которые остались на  зимовку?

( не хватает корма, холодно). Правильно, ребята, голодно зимой в лесу не только  зверям, но  и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.

Воспитатель: А как мы называем птиц которые остаются зимовать?

Воспитатель: А каких зимующих птиц мы с вами, ребята, знаем? (на доску вывешиваются картинки с птицами изображением вниз; дети подходят к доске, переворачивают и отвечают).

Воспитатель: Молодцы, знаете много зимующих птиц. А еще мы с вами знаем, что нашим друзьям, птицам, обязательно нужно помогать пережить трудное для них, холодное время  года - зиму. Подкармливать птиц можно разными семенами  (тыква, арбуз, семечки подсолнуха); подойдут и крупа и  хлебные крошки, кусочки сала и мяса. Не забывайте о птицах зимой!  (дети садятся на стульчики).

Задание «Обведи в кружок» домашние в красный цвет, а зимующие синий, перелетные в зеленый.  

Один ребенок выполняет  у доски.

Воспитатель: Мы с ребятами уже позаботились. Нам родители

помогли сделать кормушки и мы повесили их на нашем участке и каждый день выносим птицам корм.

-А я хочу поиграть с вами в игру «Птицы на кормушке» и посмотреть, какие ребята наблюдательные, и какой корм любят клевать птицы.

На фланелеграф выставить «кормушку», на столе лежат картинки с птицами: воробей, снегирь, синица.

1) В понедельник вы положили в кормушку крошки хлеба, семечки, пшено, сало и ягода рябины. Прилетели маленькие, серенькие птички. Крошки и семечки склевали, а рябину и сало не тронули. Кто это были? (воробьи).

(ребёнок выходит и ставит воробья на кормушку).

2) Во вторник прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками ,они склевали всю рябину? Кто это были? (снегири)

(ребёнок выходит и ставит снегиря на кормушку).

3) В среду прилетели птички с жёлтыми грудками, они склевали семечки и сало, а рябину не стали. Кто это были? (синицы).

(ребёнок выходит и ставит синицу на кормушку).

Воспитатель: Молодцы всех птиц  рассадил у кормушки. Теперь мы можем отправить и письмо с ответом нашему другу Кеше, чтобы он смог спокойно написать свою статью.

Итог.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили.

-Какие птицы называются перелетные, а какие зимующие.

-Как мы можем помочь птицам зимой?

-Что больше всего понравилось на занятии?

Насекомые пропали
Птицы в лесу заскучали. 
(Взмахи руками)
Стали думать и гадать,
Как беды им избежать? (Пальцы рук к вискам головы,

Покачивание головы вправо-влево)
Вместе собрались,
Стаей назвались. (Дети встают в круг,
Взявшись за руки.)

Дружно взлетели,
На юг полетели

Отгадайте загадки про перелетных птиц:

1.Он - певец лесной,
И солист ночной;
Горлышко трясется 
Песенка несется. 
(Соловей)

2.Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет
А все же голос свой имеет. 
(Скворец)

3.Прилетает к нам с теплом, 
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. 
(Ласточка)

4.В синем небе голосок 
Будто крохотный звонок,
Он взовьётся в высоту,
И поёт там на лету. 
(Жаворонок)

5.Он на вид высок и сер - 
Сухопарый землемер:
Поле гречки, за лугами
Всё промерил он шагами. 
(Журавль)

6. Братьев погубила,
Мамку не любила,
Мачеху забыла,
Деток не кормила. 
(Кукушка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи по теме: «Зимующие птицы» в подготовительной группе

Образовательные цели. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы". Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствов...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Подготовительная группа. ТЕМА: «РАСТИ ЗДОРОВЫМ».

Открытое занятие "Расти здоровым"  (ознакомление с органами пищеварения, советы по правильному питанию)...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему Дифференциация звуков З и С в подготовительной группе

Упражнять детей в умении характеризовать звуки З и С, активизировать предметный и глагольный словарь, учить делить слова на слоги....

Конспект открытого занятия ООД по ФЦКМ "Волшебные свойства воды"

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.Цели: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни чел...

Конспект открытого занятия ООД по ФЦКМ "День мамы"

В нашей стране в конце ноября отмечается общественный праздник «День Матери».  Самое лучшее слово на свете «МАМА». Слова «мама», «мать» - одни из с...