Открытое занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Где вода — там жизнь», с применением технологии исследовательской деятельности.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Бондарева Ирина Дмитриевна

Открытое  занятия  в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром  

 «Где вода — там жизнь», с применением технологии исследовательской деятельности.

 

Задачи:  1. Познакомить детей со свойствами воды.

2. Уточнить представление о значении воды в природе.

 3. Систематизировать знания об агрегатных состояниях воды.

 4. Расширять словарь глаголов, существительных и прилагательных.

5. Упражнять детей в умении составлять предложения по картинке и обобщение опыта.

 6. Совершенствовать умение отгадывать загадки.

 7. Совершенствовать умение проводить опыт.

8. Развивать общую моторику.

 9. Способствовать развитию логического мышления. 10. Развивать память и внимание. 11. Воспитывать бережное отношение к природе. 12. Воспитывать интерес к экспериментальной работе и узнаванию нового. Приоритетная образовательная область: • познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: • социально­ коммуникативное развитие; • художественно – эстетическое развитие; • физическое развитие. •    речевое развитие Оснащение: Ноутбук, презентация о воде, три прозрачные емкости разной формы (стаканчик, колба, пробирка), две емкости с грязной и чистой водой, кусочки марли, 

ватные диски,вата, салфетки, полоски бумаги разного цвета. Предварительная работа: · Рассматривание иллюстраций; · Чтение художественной литературы; · Наблюдения в природе, в быту; · Проведение различных опытов; · Игры с водой;

ХОД  ООД ­ Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие

принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных  заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание,находчивость и  смекалка. ­ Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают). ­ Доброе утро, небо! (аналогичное движение). ­ Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают). ­  А кто поможет отгадать загадку? 

Я и туча и туман

И ручей и океан

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

Ответы детей. Вода (1 слайд)

Рябята, а знаком ли вам этот предмет? (Да) Как он называется? (Глобус) 

А, что такое глобус?— (так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много­многораз). Это модель Земли. Какого цвета на глобусе больше всего? (синего, голубого) А что означает голубой, синий цвет на глобусе? (вода). Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. 

Как по­вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро ­быстро.  

Кажется,   что   вся   планета   синего   цвета   —   покрыта   водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая.  Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.  Пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной   воды.   Именно   поэтому   нельзя   понапрасну   ее   лить.   Пресную   воду,   нужно беречь.  ­ Ребята, есть такая поговорка: «Где вода — там жизнь». Почему так говорят? Вода нужна для жизни всем. Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья ­  деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды. ­

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_okr.mir_.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое  занятия  в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром  

 «Где вода — там жизнь», с применением технологии исследовательской деятельности.

Задачи:  1. Познакомить детей со свойствами воды.

2. Уточнить представление о значении воды в природе.

 3. Систематизировать знания об агрегатных состояниях воды.

 4. Расширять словарь глаголов, существительных и прилагательных.

5. Упражнять детей в умении составлять предложения по картинке и обобщение опыта.

 6. Совершенствовать умение отгадывать загадки.

 7. Совершенствовать умение проводить опыт.

8. Развивать общую моторику.

 9. Способствовать развитию логического мышления. 10. Развивать память и внимание. 11. Воспитывать бережное отношение к природе. 12. Воспитывать интерес к экспериментальной работе и узнаванию нового. Приоритетная образовательная область: • познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: • социально коммуникативное развитие; • художественно – эстетическое развитие; • физическое развитие. •    речевое развитие Оснащение: Ноутбук, презентация о воде, три прозрачные емкости разной формы (стаканчик, колба, пробирка), две емкости с грязной и чистой водой, кусочки марли, 

ватные диски,вата, салфетки, полоски бумаги разного цвета. Предварительная работа:  Рассматривание иллюстраций;  Чтение художественной литературы;  Наблюдения в природе, в быту;  Проведение различных опытов;  Игры с водой;

ХОД  ООД  Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие

принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных  заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание,находчивость и  смекалка.  Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).  Доброе утро, небо! (аналогичное движение).  Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).   А кто поможет отгадать загадку? 

Я и туча и туман

И ручей и океан

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

Ответы детей. Вода (1 слайд)

Рябята, а знаком ли вам этот предмет? (Да) Как он называется? (Глобус) 

А, что такое глобус?— (так выглядит наша планета Земля уменьшенная во многомногораз). Это модель Земли. Какого цвета на глобусе больше всего? (синего, голубого) А что означает голубой, синий цвет на глобусе? (вода). Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. 

Как повашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро быстро.  

Кажется,   что   вся   планета   синего   цвета   —   покрыта   водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая.  Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.  Пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной   воды.   Именно   поэтому   нельзя   понапрасну   ее   лить.   Пресную   воду,   нужно беречь.   Ребята, есть такая поговорка: «Где вода — там жизнь». Почему так говорят? Вода нужна для жизни всем. Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья   деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.  Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать?  Завянут и погибнут. А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды,  чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если мы перестанем мыть руки? Можем  заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить, то не сможет прожить без воды  больше трех дней. Ни умыться, ни напиться без воды. Листику не распуститься без воды. Без воды прожить не могут птица, зверь и человек. И поэтому всегда всем везде нужна вода! Вы запомнили поговорку? «Где вода  там жизнь!»  А хотите немножко поиграем?

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Сколько знаю я дождей

Сосчитайте поскорей: Дождик с ветром. Дождь грибной, Дождик с радугой

дугой, Дождик с солнцем, Дождик с градом, Дождик с рыжим листопадом. Дождь со снегом, Дождь с грозой, Дождь холодный, Проливной! Вот как много есть дождей Для растений и людей. (загибать пальцы на обеих руках поочерёдно) А, что ещё вы знаете о воде? …

А хотели бы вы узнать о воде ещё чтонибудь интересное? (Да) Я предлагаю вам игрувикторину, в которой раскрываются различные состояния воды. 1.Мочит поле, лес и луг, Город, дом и всё вокруг! Облаков и туч он вождь, Ты же знаешь, это  ...(Дождь)  

2 слайд

2. Каплями в траве сверкает, Травку  утром украшает. С переливами краса... Как зовут её? ... (Роса)   3 слайд 3. С неба облако спустилось и у речки поселилось. Как причудливо, красиво, белосказочное диво. Это утренний обман, называется … (Туман)    4 слайд      4.Белые овечки  Не сидят на печке А плывут издалека  Кучевые…(Облака)   5 слайд 5. Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь: Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь.  (Снег)   6 слайд 6.С неба падают крупинки, Это маленькие льдинки. Им вообще никто не рад, Потому что это…(Град)  7 слайд 7. Он появляется тогда, Когда замёрзнет пруд, река. На нём так трудно удержаться, Но любим по нему кататься!  (Лед)   8 слайд Ребята, а как мы можем назвать дождь, росу, снег, облака, град, туман, лед   одним словом? … Ответы детей.  Правильно, ребята, это вода. Отгадав загадки вы убедились, что вода может быть в трех состояниях: 9 слайд В каких? … жидком 10 слайд Парообразном 11 слайд И твердом  12 слайд Ребята,   сегодня   к   нам   в   детский   сад   пришло   письмо   из   института   Воды.   В   этом институте проводятся исследования с водой, изучают ее свойства. И вот сотрудники этого института пригласили нас в гости помочь и провести исследования и опыты с водой. Поможем им, ребята? ( Да).  Ну, что же отправляемся? К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. 1, 2, 3, 4, Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе раз – это брас, Одной – другой – это кроль, Все как один Плывем, как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой. Вот мы и попали в институт.  Но для начала вспомним правила поведения в лаборатории. (слайд 13) Правило № 1. Ничего нельзя пробовать на вкус, можно отравиться. Правило № 2В лаборатории нельзя бегать, прыгать и толкаться,  громко разговаривать. Правило 

№ 3. Быть внимательным и аккуратным Правило

 №4. Слушать и внимательно следить за результатами опыта Правило 

№5. давать возможность высказываться своим товарищам. А теперь друг другу пожелаем удачи.  Скажем дружно: Удачи!» (Садимся за столы) Я   предлагаю   налить   воду   из   прозрачного   кувшина   в   разные   емкости   (стаканчик, пробирка, колба).  Что вы заметили? …  (Вода приобретает форму каждой из них).  Дети приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет собственной формы, а приобретает форму того сосуда, в которую ее наливают. А,   если   мы   случайно   выплеснем   немного   воды   на   пол,   что   произойдет?   …       (она растечется лужицей). Молодцы Ребята, а какие вы знаете водоемы? …   (река, озеро, пруд, море). (14 слайд).  Как вы много всего знаете! Молодцы!  А хотите немножко отдохнуть и поиграть? Физкультминутка. (Упражнения для кистей рук ) Так проворны наши руки  Нет им времени для скуки. Руки вверх, вперед, назад  С ними можно полетать. Здорово нам было тут,  Но вернемся в институт! Много знаний и открытий, В институте нас всех ждут!    Ой, а что же это случилось с нашим водоёмом? (15 слайд)  Посмотрите, какой он у нас? …  Ответы детей: грязное.   Что же нам делать? …  Ответы детей. Коллеги, скажите, можно ли бросать в воду мусор, отходы?   Что случится с водоёмом, если бросать мусор? Ответы детей: ее нельзя будет пить, употреблять в пищу людям и животным, погибнут растения и все живое в воде.   Коллеги, давайте с вами подумаем, можно ли очистить воду?  Я предлагаю, как можно очистить воду. А может вы сами знаете как можно очистить воду? …  Посмотрите, ребята, у меня на столе две емкости с водой.   Как вы думаете, вода в них одинаковая? Ответы детей: одна чистая, другая грязная.   Грязная вода, образец, набранный в грязном водоёме.  А как вы думаете, можно очистить грязную воду? … А вот, что я вам ещё предложу.  Я возьму воронку, вложу в нее, сложенную в несколько раз марлю и начну пропускать грязную воду через эту воронку.   Что у нас получается? Ответы детей: вода становится чистой, прозрачной.  А что стало с нашим фильтром марлей? Ответы детей: она стала грязной.  Итак, ребята, можно ли очистить грязную воду? Ответы детей.  С помощью чего? Ответы   детей:   фильтров,   марли,   ваты,   салфетки   в   домашних   условиях,   очистных сооружений на предприятиях.  Молодцы, ребята! ((16 Слайд)  Какое чистый и прозрачный водоём у нас стал, в котором могут плавать самые разные рыбки и возле такого хочется отдохнуть. (17 Слайд) Такое   могли   сделать   только   дети   с   доброй   душой.   Посмотрите   друг   на   друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. А подскажите, какого цвета вода? … На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды.     Поднесите   поочередно   полоски   к   стакану.   Сравните   цвет   воды   и   цвет   каждой полоски.   Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из цветов? Ответы детей: нет  Какого же тогда цвета вода?  Ответы детей: бесцветная, прозрачная.  Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Посмотрите через стакан с водой. Давайте опустим в стакан с водой ложку. Вы ее видите? Ответы детей. Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная. Ну, что ребята, мы с вами отправляемся в детский сад, чтобы рассказать всем  об удивительной «волшебницеводе». Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.) Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.) Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.) Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.) Чтобы плыть ещё скорей, Надо нам грести быстрей. Мы работаем руками. Кто угонится за нами? (Плавательные движения.) А теперь пора нам, братцы, На песочке поваляться. Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.) И на травке отдыхаем. Что вы сегодня узнали нового?  Какой опыт вам показался интересным больше всего?  Что вы узнали из опытов о воде?  А какая игра вам понравилась больше всего? Молодцы ребята, вы дружно работали, много узнали интересного, были очень  внимательны и активны.   А что было сложно? (Похвалить каждого ребенка за чтото)  Спасибо вам, ребята, за работу и хочу пожелать не забывать о пользе воды и о том, что воду нужно беречь. (18 Слайд)  Я хочу пожелать вам всегда оставаться такими же любознательными. Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы, экспериментируйте и открывайте для себя чтото новое!  И помните, наука  это не только полезно, но и еще и очень интересно! До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС «Чудеса воды» с применением технологии исследовательской деятельности.

Занятие  построено с применением технологии исследовательской деятельности.Воспитателем реализовывались следующие задачи:         Познакомить детей со свойствам...

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Чудесница Вода»

Елена Анатольевна Осипова конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Чудесница Вода" МБДОУ детский сад " 17, Московская область, д. Путилково....

Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему «Удивительная вода» (экспериментально- исследовательская деятельность)

Дети очень любознательны и наблюдательны. Познание окружающего мира через увлекательные опыты и эксперименты открывают новые и интересные факты об окружащем мире....

Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Здоровый образ жизни»

В целях формирования у детей старшего дошкольного возраста  познавательной активности в образовательных областях «Здоровье», «Безопасность», «Физ...

НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром (с использованием ИКТ и технологии ТРИЗ) «Моя родина – Крым»

НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром(с использованием ИКТ и технологии ТРИЗ)«Моя родина – Крым»...

Занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром "Вода-волшебница"

Образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: старшая группа (5-6лет). Тема занятия «Вода-волшебница» Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского эксперимент...