НОД по окружающему миру "Школа юного финансиста"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Анастасия Александровна Посохова

Дети расширят знания по финансовой грамотности. Раскроют сущность понятий «доходы», «расходы».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27 «Петушок»

Непосредственно образовательная деятельность

«Школа юного финансиста»

группа общеразвивающей направленности для детей 6 – 7 лет

Разработала:

Посохова Анастасия Александровна,

воспитатель

г. Камень-на-Оби

Алтайский край

2022 г

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область,

интеграция образовательных областей

Познавательное развитие

Речевое развитие, социально -коммуникативное развитие, физическое развитие

Цель

Раскрыть сущность понятия «семейный бюджет»

Задачи

Расширять знания дошкольников по финансовой грамотности.

Раскрыть сущность понятий «доходы», «расходы».

Расширять активный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.

Развивать  умение выражать свои мысли и анализировать. Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.

Развивать экономическое мышление.

Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).

Форма проведения

непосредственно образовательная деятельность

Время мероприятия

30 минут

Материал и оборудование

 Проектор, экран, ноутбук, познавательный мультфильм «Доходы и расходы», «Дневник юного финансиста» на каждого ребенка; карточки на каждого ребенка  по теме - доходы/расходы; клей; разрезные картинки с изображением расходов.

Предварительная работа

Беседы по теме «Финансовая грамотность», знакомство детей с денежными знаками, дидактические игры «Разрезные картинки», «Расходы и доходы семьи» и др.

Словарная работа

Доход, расход, бюджет, зарплата, пенсия

Взаимодействие педагога с детьми

Формулирование проблемы, (цели), введение в игровую (сюжетную)  ситуацию

Самостоятельная работа детей

Заполнение «Дневников юного финансиста»

Обратная связь (анализ) занятия

Контрольные закрепляющие вопросы в конце НОД

Ход  непосредственно образовательной деятельности

  1. Минутка вхождения

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

 Готовы к занятию? Тогда за работу.

 Удачи желаю всем нам!

 - А она нам сегодня понадобится. Ведь мы отправимся в школу. А скажите,   что же такое школа и чему учат в школе?

- И сегодня я Вам предлагаю отправиться в школу, но в  необычную, а в школу юного финансиста. Где наши рюкзаки, берите их, становитель парами. Отправляемся в путь, а чтобы нам было в пути весело, произнесём речёвку.

 Воспитатель: Раз, два,

 Дети: Три, четыре.

 Воспитатель: Раз, два,

 Дети: Три, четыре.

 Воспитатель:  Кто шагает дружно в ряд?

 Все: Наш детсадовский отряд.

 Воспитатель: Кто со скукой не знаком?

 Все: С нами все в строю одном.

 Воспитатель: Нас вперёд ведут дороги.

                        Наш девиз - "Всегда вперёд!"

                        Нарушитель - брысь с дороги,

                        Уноси скорее ноги!

  1. Школа юного финансиста

Воспитатель: Вот мы и в школе. Готовьтесь к уроку. Достаньте из рюкзачков: дневники и пеналы. (Раздается звонок)

 - Здравствуйте. Ребята, меня зовут Анастасия Александровна. Я учитель в школе финансовой грамотности. Как вы думаете, чему учат  в нашей школе?

-  Я вижу вам трудно ответить на этот вопрос, послушайте загадку:

Бывают они медные,

Блестящие, бумажные,

Но для любого из людей,

Поверьте, очень важные!

(монеты, деньги)

- Правильно, в современном мире очень тяжело жить без денег, поэтому в нашей школе мы учим детей и взрослых правильно пользоваться деньгами. ( звонок, письмо на экране)

3. Создание проблемной ситуации.

Письмо – видеообращение кота Матроскина.

- Почему Матроскин не может купить сепоратор?

- Ребята, поможем коту Матроскину, научиться правильно, распределять деньги?!

- Давайте включим видеокамеру, чтобы записать видеоответ для кота Матроскина (включаем камеру)

  1. Знакомство с семейным бюджетом.

 -Что же такое семейный бюджет?  Ответить на этот вопрос нам поможет семья Скворцовых. Посмотрите, какая большая семья.

- Назовите членов семьи. Чем они занимаются в жизни? (папа работает, бабушка и дедушка не работают, они на пенсии на заслуженном отдыхе, старший сын учится в колледже, сестра в школе, мама в отпуске по уходу за ребенком)

      - Папа трудится и получает за свой труд, что? (зарплату)

      - А что такое зарплата? (Зарплата-это деньги, получаемые за работу. Это оплата труда за месяц, за день или за неделю.)

      - Своей зарплатой папа пополняет  семейную копилку. (на экране)

     - На что живут бабушки и дедушки, они  уже не работают? (Они получают пенсию. Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет.)

      - Бабушка и дедушка то же кладут деньги в копилку.

      - Старший сын обучается в колледже, он студент и за свой труд получает стипендию, это тоже деньги. И он то же пополняет семейную копилку.

    - Сестра учится в школе, она не получает денег.

    - Еще в этой семье есть младший брат, так как он маленький, за ним ухаживает мама, и за это мама получает пособие по уходу за ребенком.  

  -Мама то же кладет в копилку полученные пособия.

-В копилке лежат деньги – это доход семьи, т.е.– это все деньги, которые   получают члены семьи.

-Что же такое доходы?

-Откройте «Дневник юного финансиста», посмотрите на какой странице (слайд – доходы - расходы).

-У вас на столах есть картинки, рассмотрите их внимательно, подумайте и найдите подходящие те картинки, которые вы бы поместили  страницу «Доходы», где зелёная стрелка и приклейте их.

- Ребята, семья Скворцовых не только зарабатывает, но и тратит их.

- Это называется «расходы».

- Какие бывают расходы, мы узнаем с помощью пазлов.

-Каждая пара выйдет к мольберту и соберет магнитный пазл, и узнает какие расходы бывают. (дети работают у мольбертов, собирают пазл)

- Итак, на что расходует деньги семья на вашей иллюсторации? И т.д. (питание; коммунальные услуги; мебель, одежда; медицина; развлечения.)

-Что бы не забыть, то, о чем мы с вами сейчас проговорили, я предлагаю вам поместить в графу «Расходы», оставшиеся у вас карточки. (самостоятельная-практическая работа.)

 Семейный бюджет – это план доходов и расходов.

-Что такое семейный бюджет? (Семейный бюджет - это все средства, которые зарабатывает и тратит  семья.)

  1. Физкультминутка «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).

- Ребята, как вы думаете, научили ли мы кота Матроскина правильно составлять семейный бюджет?

- Нет, очень часто расходы в семье  превышают доходы, как у Матроскина. Так происходит потому, что  расходы бывают разные, обходимые и не обходимые. - Основные расходы, это те расходы, без которых мы не можем обойтись, а не основные, это те расходы, без которых можно обойтись Найдите страницу  с заданием  в «Дневнике юного финансиста», как на экране.  Здесь у вас изображено много разных предметов. Вам необходимо  найти те предметы, которые необходимы т.е нужны,  отметить в кружке. 

- Проверьте себя, на экране правильные ответы.

- Так что нужно делать, чтобы расходы были не больше доходов?

-Итак, ребята, давайте еще раз повторим для кота Матроскина, как правильно расходовать свои средства.

-Как называются все средства, которые зарабатывает семья? (семейный бюджет)

-Когда вы идете в магазин, можно ли покупать всё что тебе хочется?(нет, нужно купить только самое необходимое)

-Запомни кот Матроскин, что расходовать семейный бюджет нужно с умом!

-Сейчас мы завершим видеосъёмку, и я отправлю наше занятие коту Матроскину, пусть научится правильно расходовать семейный бюджет.

-Ребята, в ваших «Дневниках юных финансистов» есть еще задания, но их вы выполните дома. И поделитесь с родителями тем, что узнали сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа юного финансиста

Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...

План проведения недели «Юный финансист» в средней группе

План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...

Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"

Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...

Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы

Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с   проектной деятельностью  «Азбука юног...

методическая разработка программы кружка «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы

Рабочая программакружка по интересам«Юный финансист»для детей подготовительной к школе группы...

Кружок "Юный финансист"

Кружок был разработан для старшей группы.В этом кружке мы знакомили детей с деньгами, откуда они берутся и как зарабатывают их родители....