Собственная методическая разработка.Перспективное планирование образовательной работы по теме: «Развитие естественно – научных представлений детей старшего дошкольного возраста через поисковую деятельность»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Сычева Ольга Борисовна

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится  к познавательному развитию.Известно, что ребенок усваивает прочно и надолго все то, что слышит, видит и делает сам.Это легло в основу разработки материала. В планировании представлен материал  с сентября по май для работы с детьми старшего дошкольного  возраста 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование образовательной работы по теме:

«Развитие естественно – научных представлений детей старшего дошкольного возраста через поисковую деятельность»

Старшая группа.

Сентябрь. Вода.

Задачи:

-Формировать у детей представления о воде, ее свойствах (жидкая, прозрачная, не имеет вкуса, запаха);

-Активизировать словарь детей за счет слов: жидкая, прозрачная, чистая, грязная, безвкусная, льется, течет;

- Развивать мышление, умение делать выводы;

-Воспитывать бережное отношение к неживой природе-воде, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу.

Совместная деятельность:

 «У воды есть кожа», «Вода течет», У воды нет вкуса», « У воды нет запаха», «Вода меняет форму»,» Цветные капельки», « В воде есть воздух»

Наблюдения:

- из окна за капельками в дождливую погоду

- за корочкой льда на лужах

-за облаками: «Что там?

- за осенним дождем

Беседы на темы:

 «Почему воду нужно беречь», «Где можно найти в детском саду»

Подвижные игры:

«Капельки», «Мы- стайка рыбок», «Мы – раки», Мы – чайки»

Чтение литературы:

 З.Н. Александрова «Дождик», К. И. Чуковский «Мойдодыр», А. Тараскин «Сколько знаю я дождей». Н.А. Рыжова «Как люди речку обидели», С. Н. Николаева «Нефть в море»

Слушание музыки:

 С. Прокофьев «Дождик и радуга», Г. Свиридов «Дождик»

Развивающая среда: 

емкости разного объема. Предметы разной тяжести, пипетки.  Кораблики (бумажные, пластмассовые), воронки, палочки, ложки, щипцы; иллюстрации различных водоемов (бассейн, река, озеро. Море, болото и т. д.); модели дождя

Октябрь. Ветер.

Задачи:

-Формировать представления детей о таком природном явлении, как ветер, о его свойствах( теплый, холодный, сильный, легкий и т. д.);формировать знания о причинах возникновения ветра.

-Активизировать словарь детей за счет слов: ветер, ветрище, ветерок, направление ветра, безветренная погода, освежающий ветер, переменный ветер, скорость ветра; обогатить словарь детей за счет слов: смерч, ураган, буря, поземка, флюгер.

- Развивать мышление, умение устанавливать простейшие взаимосвязи, умение делать выводы;

-Воспитывать познавательный интерес к поисковой деятельности, желание применять свои творческие способности самостоятельно.

Совместная деятельность:

 «Две свечи», «Делаем ветер», Движущиеся полоски» «Вращение вертушки», «Откуда ветер», «Ветер в пустыне».

Наблюдения:

- на прогулке за ветромв холодную и теплую погоду

- наблюдение за ветром в помещении

-за облаками: «Куда плывут облака?»

Дидактические игры: «Мы – ветер», «Воздух, двигайся»,» Характер ветра», «У кого дольше перышко не упадет»?,«У кого кораблик уплывет дальше?»

Беседы на темы:

 «Почему воду нужно беречь», «Где можно найти в детском саду»

Подвижные игры:

«Дует ветер», «Быстрый и медленный ветер».

Чтение литературы:

 О. С. Ушакова «О ветре», В. Сухомлинский «Весенний ветер», Л. Пантелеев «Парус», А.Костецкий «Бумажный змей», С. Михалков «Три ветра», М. Джамиль «Вольные ветры», Н. Матвеева «Дуб и ветер», С. Журанин «Нарисуй ветер», А. Барто «Эти капризы».

Римский – Корсаков фрагмент оперы «Сказка о царе Салтане», И. Дунаевский «А ну-ка, песню нам пропой веселый ветер», запись звуков сильного ветра.

Рассматривание картин: А.А. Рылов «Зеленый шум», «В голубом просторе», Куинджи «Волна»

Развивающая среда: 

Вентилятор, веер, кораблики с парусом и без паруса. ветряная мельница, флюгер, вертушки, бумага разных видов, природный материал (скорлупа грецкого ореха, кора дерева), флажки, пенопласт. Картинки с изображением ветреной и безветренной погоды, картинки с изображением фена, вентилятора, пылесоса.

Ноябрь. Воздух.

Задачи:

-Формировать представление детей о воздухе, познакомить с его свойствами, подвести детей к пониманию о необходимости чистого воздуха для человека.

-Развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования, умение устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы

- Активизировать словарь детей за счет слов: невидимый, прозрачный, легкий, упругий, воздушный; обогатить словарь за счет слов: планер, лайнер, дирижабль, аэроплан

- Воспитывать бережное отношение к природе

Совместная деятельность:

 Экспериментальная деятельность: «Воздух невидимый», «Сухим из воды», «Волшебная трубочка», «Упрямый воздух» «Сколько весит воздух», «Воздух занимает место», «Движение воздуха».

Наблюдения:

- температура воздуха

Дидактические игры: «Игра с мячом», «У кого крупнее мыльный пузырь»,» Чем пахнет воздух», «Для чего человеку нос

Беседы на темы:

«Для чего человеку нос»

Подвижные игры:

«Дует ветер», «Быстрый и медленный ветер».

Чтение литературы:

 Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», С Маршак» Мыльные пузыри», «Мяч»

Рассматривание картин: И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж», А. К. Соколов «На луне»  

Развивающая среда: 

Емкости разных форм, бумага, трубочки для коктейля, вертушки, самолетики из бумаги, мыльные пузыри, разные по тяжести предметы. Подбор картин, иллюстраций с изображением воздушных шаров, дельтапланов, самолетов, вертолетов.

Декабрь. Магнит.

Задачи:

-Формировать представление детей о металлах, их свойствах, познакомить детей с магнитом.

-Развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.

- Активизировать словарь детей за счет слов: железо, металл; обогатить словарь: магнит, магнетизм, магнетические и немагнетические предметы.

- Воспитывать дружеские отношения в процессе работы, умение работать в парах.

Совместная деятельность:

«Волшебная монета», «Монета в стакане», «Стальной барьер», «Волшебные рукавички», «Волшебный театр», «Притягивается- не притягивается», «Скрепки двигаются»

Наблюдения:

- за металлическими предметами в окружении

Дидактические игры: 

«Летающая бабочка», «Чей улов больше», «Волшебный театр»

Беседы на темы: «Металл бывает разным», « Почему отталкиваются магниты»

Дидактические игры: «Летающая бабочка», «Чей улов больше?»

Развивающая среда: 

Магниты разной формы, предметы из разных материалов (крышки от бутылки, проволока, скрепки, шпильки и т. д.), листы бумаги для зарисовок экспериментов.

Магнитная доска, фигурки из сказок на магнитах, цифры и буквы на магнитах.

Январь. Февраль. Снег, лед.

Задачи:

-Формировать представление детей о свойствах и качестве снега и льда.

-Развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования, умение устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, делать выводы.

- Активизировать словарь детей за счет слов: пушистый, мягкий, ледяной, гладкий, прозрачный; обогатить словарь детей за счет слов: застывший, застыл, хрустальный, леденящий, студеный, рассыпчатый и т. д.

- Воспитывать дружеские отношения, умение работать в паре.

Совместная деятельность:

 Экспериментальная деятельность: «Лед- твердая вода», «Лед легче воды», «Превращение снега в воду», «Что быстрее растает снег или лед,» «Защитные свойства снега», « Сильный лед»,» Цветные льдинки».

Наблюдения:

 «Снег - какой он?», « Снежинки», «Лед», « Морозные узоры», «Зимние осадки»

Беседы на темы:

«Почему скрипит снег?», «Что будет, если не убирать снег зимой?», «Опасный лед».

Подвижные игры:

«Снежинки - балеринки», «Поймай снежинку», «Снежки».

Чтение литературы:

 С Трутнева «Первый снег», И. Бунин « Первый снег», Н. Садовский « Снежинка», С Маршак «Ледоход»,» Вьюга, снежная пурга», В. Бианки» « Последняя льдинка», А. Пушкин «Блистает речка, льдом одета», М. Познанская «Снег идет», Ш. Галлиев « Купили снег», Н. Калинина « про снежный колобок»,р.н.с. «Снегурушка  и лиса»,» Лисичка сестричка и серый волк». Заучивание стихотворений: Ю. Марценкевичус «Ледяные цветы», В. Архангельский «Летят пушистые снежинки», Кохан «Сугроб», К. Бальмлонт «Снежинка»

Рассматривание картин:

 И. И. Шишкин «Зима», А. Саврасов «Зимний пейзаж», «Иней», А. Усанова «Строители», В. Поленов «Ранний снег».

Развивающая среда: 

Емкости разных форм, пластмассовые стаканчики, деревянные палочки, краски, кисточки.

Март. Свет,цвет.

Задачи:

-Формировать представление детей о свете и его источниках, как образуется тень и о некоторых особенностях тенеобразования.

-Развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования со светом, умение устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, делать выводы.

- Активизировать словарь детей за счет слов: солнечный, яркий, тусклый, бледный; обогатить словарь детей за счет слов: прожектор, природный свет, искусственный свет, отражение.

- Воспитывать дружеские отношения, умение работать в паре.

Совместная деятельность:

 Экспериментальная деятельность: «Волшебные лучи», «Волшебная кисточка», «Волшебный круг», «Тень», «Сквозь предметы», «Где теплее на солнце или в тени?», «Сделаем радугу», «Театр теней».

Дидактические игры:

«Спрячься от тени», «Подними тень», «Отгадай, чья тень», «Лучики».

Слушание музыкальных произведений, в которых отчетливо видны цветовые образы: Моцарт «Колыбельная», Шопен «Вальс ля – мажор», Бетховен «Лунная соната»

Беседы на темы:

«Белые ночи в Санкт – Петербурге», «Глаз - орган зрения человека», «Бывает ли опасен свет?»

Чтение литературы:

 С. Маршак «Разноцветная книга»; заучивание: У. Шоу-Шань «Тень», «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Рассматривание картин:

  А.А. Рылов «В голубом просторе», И.К.Айвазовский «Кронштадский рейд», И. И. Шишкин «На Севере диком».  

Апрель.Вода

Задачи:

- продолжать формировать представление детей о воде и ее свойствах

-развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования с водой, развивать любознательность, вызвать интерес к самостоятельному проведению экспериментов с водой; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, делать выводы.

- активизировать словарь детей за счет слов: жидкость, бесцветная, прозрачная, мутная, грязная, очищенная и т. д.

- воспитывать дружеские отношения, умение работать в паре.

Совместная деятельность:

 Экспериментальная деятельность: «Вода бывает теплой, холодной, горячей», «Впитывает – не впитывает», «Тонет, не тонет», «Сильная вода», «Растворяется – не растворяется», «Растущая крышка».

Слушание музыкальных произведений: А. Филиппенко» Дождик», А. Лядов «Дождик-дождик»

Наблюдения:

-за первыми ручейками,

-за облаками,

-за талой водой,

-наблюдение в течение дня «Где мы видели воду?»

Беседы на темы:

«Вода нужна всем», «Когда бывает половодье», «Опасная вода»

Чтение литературы:

 Ф. Тютчев «Весенние воды»; С. Погорельский «Апрельский дождь»; М. Пришвин» Светлая вода». Заучивание стихотворений: К. Чуковский «Вечная слава воде», Д. Родари «Самая горькая в мире вода»

Рассматривание картин:

И.И. Левитан «Весна. Большая вода»

Развивающая среда:

емкости различного объема, ткани, бумажные салфетки, губки, крупы: фасоль, гречка, соль, сахар, предметы разной тяжести, трубочки, мерные ложки.

Май. Почва.

Задачи:

- формировать представление детей верхнем слое земной поверхности- почве, ее составе и свойствах: сухая, мокрая, замерзшая, холодная, теплая

-развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования с почвой, развивать любознательность, вызвать интерес к самостоятельному проведению экспериментов с почвой; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, делать выводы.

- активизировать словарь детей за счет слов: почва, почвенный, глиняная, песчаная, каменистая

- воспитывать бережное отношение к почве и ее обитателям, воспитывать навыки экологически грамотного поведения отношения.

Совместная деятельность:

 Экспериментальная деятельность: «Из чего состоит почва?», «Есть ли воздух в почве?», «Куда исчезли капельки воды?», «Как ползет дождевой червяк?»

Наблюдения:

-насекомыми,

- дождевыми червяками,

-за превращением опавшей листвы,

Беседы на темы:

«Почва-живая земля», «Кто живет под землей?»

Чтение литературы:

 Н. Рыжова «На дубе том», Т. Макарова «Сказка о листьях», Э. Мошковская» «Давайте оставим немного земли», Л. Герасимова «Играем с песком»

Развивающая среда:

образцы почв, лупа, воронки, палочки, марлевая ткань. Иллюстрации, фотографии с изображением животных, обитающих в почве, иллюстрации с изображением различных почв в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с больш...

Опыт работы «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления...

Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."

Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....

Конспект НОД к методическому объединению педагогических работников на тему «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через трудовую деятельность» ОО «Познавательное развитие». На тему: "Посадка лука"

Учить детей выделять цвет, форму, величину как особое свойство предметов, находить донце с корнями и верхушку. Формировать у детей знания об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы дл...