Конспект занятия по окружающему миру в ДОУ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мокрова Екатерина Владимировна

Закреплять и расширять знания детей об окружающем мире, его экологической системе, устанавливать связь всего живого в ней. Развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_okruzhayushchemu_miru_v_dou.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка конспекту НОД в старшей группе

по познавательному развитию МБДОУ № 28

« Вода – и ее свойства»

Автор конспекта: Мокрова Екатерина Владимировна,

 воспитатель МБДОУ №28 г. Канск

Возрастная категория: 5-6 лет


Цель: -  Закреплять и расширять знания детей об окружающем мире, его экологической системе, устанавливать связь всего живого в ней. Развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

Образовательные:

- уточнять и расширять знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки, озёра и т. д. ;

- познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность.

Развивающие:

- развивать речь, мышление, любознательность;

- формировать умение анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

Совместная деятельность:  игра, творческая деятельность, эксперимент, беседа,

Предварительная работа:

Методы и приемы: беседа, наглядно – практический метод (ответы на вопросы), словесный метод (ответы на вопросы), игровой прием (двигательные упражнения), прием эмоционального объединения детей в начале занятия. (сюрпризный момент, позволил за мотивировать детей, на дальнейшую деятельность, создать доброжелательную игровую атмосферу), рефлексия.

Оборудование:

Ход непосредственно образовательной деятельности

№ п/п

Формы работы

Ход образовательной деятельности

Комментарии, создание предметно-развивающей среды

І. Организационный момент.

  1. Подготовка детей к работе: психологическая подготовка детей к общению.
  2. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)

1.

Организация детей/ формулирование детьми темы дня

Ребята Айболит просит помощи. В Африке случилась беда, вся вода загрязнилась, все звери заболели. А что же мы можем сделать, как мы можем помочь жителям Африки (ответы детей) ( очистить воду и отправить в Африку рецепт очищения воды.

Давайте на карте посмотрим,  где находится Африка.

Дети в свободной деятельности находятся в центрах. Звучит сигнал sos

На экране появляется видео письмо от Айболита с просьбой о помощи.

Создание предметно-пространственной среды по теме недели

ІІ. Подготовка детей к работе на основном этапе (Мотивационная составляющая). Обеспечение мотивации, принятие цели детьми.

1.

Беседа

Ребята кому нужна вода? ( Вода нужна растениям, животным, человеку.)

- А может ли человек прожить без воды? Какая человеку нужна вода? Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Без воды все живое на Земле погибнет, засохнет.

Вода - это жизнь и воду надо беречь.

- Ребята, а откуда берется вода? (ответы детей)

Вот откуда берется чистая вода. Родник образует ручеек, потом ручейки стекаются в озера и реки, оттуда человек направляет ее в трубы.

Иллюстрации

2

Речевая игра «Вода – это… » 

Ход игры - Где встречается вода в природе?

(показ иллюстраций - в ручейке, роднике, реках, морях, океанах, озерах).

-Действительно, вода в реках, морях, океанах занимает на нашей планете гораздо больше места, чем суша-земля.

 - А кому нужна вода? (насекомым, животным, человеку)

- Как человек использует воду? (показ иллюстраций)

На телевизоре появляются иллюстрации

ІІІ. Основной этап (усвоение представлений и способа действий).

  1. Самостоятельная  умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.
  2. Индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение).
  3. Создание условий для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

1

Нацеливание детей на предстоящую работу

Объединение детей в  группы

Ребята, вы хотите больше узнать о воде? Я приглашаю вас отправиться в институт исследования воды. Давайте займём места лаборантов и проведём исследования. Вода обладает различными свойствами.                            Перед началом наших экспериментов вспомним правила безопасности с водой:

- не шуметь

- внимательно следить за результатами опыта.

- закончив наблюдения сделать выводы

- аккуратно пользоваться емкостями с водой, чтобы не разбить их

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы.

Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.

Дети одевают форму

2

Опыт №1

«Вода прозрачная»

Перед вами ребята стоят два стаканчика, В одном стаканчике налита вода в другом – молоко. Семен выбери полоску, совпадающую с цветом молока. Максим теперь выбери полоску с цветом воды. Ты нашел такую полоску? почему? Есть у воды цвет (нет) Так что мы можем сказать о воде (она бесцветная) Саша какая вода? (бесцветная)

Ребята с каким свойством воды мы сейчас познакомились? Вода какая? (бесцветная)

- Продолжим наш опыт.

Света возьми стакан с молоком и опусти туда ложку. А теперь Кирилл опусти ложку в стакан с водой. Ребята сравните их, что вы заметили. Видна ли нижняя часть ложки в стакане с молоком? А в стакане с водой? Значит, что мы сказать о воде? (прозрачная)

Давайте все вместе скажем.

Вывод: вода прозрачная жидкость, бесцветная

А еще вода умеет издавать различные звуки.

Артикуляционная гимнастика.

- Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С

-В кипящем чайнике мы слышим звук воды - Ш-Ш-Ш-Ш.

-А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР-ФР.

- Когда дождик на улице - КАП-КАП-КАП-КАП. (дети произносят звуки вместе с воспитателем) .

3.

Игра «Хорошо-плохо»

ребята давайте поиграем в игру «хорошо-плохо» Я буду читать предложения и если вы с ним согласны, то говорите слово «Хорошо», а если не согласны «плохо»

1.Вода нужна для питья, чтобы умываться и вымыть руки (хорошо)

2. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мять полы, посуду, игрушки, стирать одежду.

3. Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть

4. Горячей водой можно обжечься

5.Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде

6. В воде живут различные животные, возле воды обитают птицы

7. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть

8. Если не умеешь плавать, то можно утонуть

9. Бывают наводнения и тогда они разрушают дома

4.

Физминутка

Очень всем нужна вода,

Делай раз и делай два

Звери у ручья напились,

Влево в вправо наклонились.

Вместе на носочки встали,

Тучку лапками достали.

Дружно хлопнули в ладоши,

До чего же день хороший!

Дождик вдруг полил с утра,

За работу нам пора.

Молодцы! Я предлагаю вам пройти к следующему столу.

5.

Опыт № 2

«Вода растворитель?»

Ребята, а теперь подойдем поближе к следующему столу. какая это цифра? (2).Какой по счету стол? (второй)

Давайте ребята понюхаем воду. Чем она пахнет?

Дети: У воды нет запаха

На столе лежат блюдца, накрытые салфеткой. А что там лежит, узнаете, отгадав загадку. Белый камень в воде тает (сахар)

(Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли отгадали)

- В воде родится, воды боится (Соль)

(убирается салфетка со второго блюдца)

Желтое, а не солнце, Льется а не вода, На сковороде- не пенится, Брызгает и шипит. Что это? (масло)

- Он очень нужен детворе, он на дорожках, во дворе, он и на стройке и на пляже. Что это? ( песок)

Воспитатель: Ребята а почему сахар и соль боятся воды?

: потому что они в воде исчезают

- А теперь предлагаю вам сесть за стол.(дети рассаживаются на свои места)

Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы положим их в воду. Возьмите кусочек сахара и размешайте ложкой. Что получается? Растворился сахар или нет? Затем в другой стакан положите соль. Размешайте ее. Исчезла соль? Почему?

Дети: Соль растворилась в воде.

- А теперь посмотрите, я налью несколько капель масла в стакан с водой. Что произошло с маслом? Оно растворилось?

Дети: масло не растворилось в воде. Оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

А теперь давайте насыпем песок в воду и посмотрим, что произойдет с песком. Песок в воде не растворился, вода стала грязная.

А как можно грязную воду очистить? Процедить через марлю, вату.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сейчас проведя опыты с водой солью, сахаром, маслом и песком с каким свойством воды вы познакомились?

Дети: Вода одни вещества может растворять, другие – нет.

Воспитатель: Ребята Вода – добрый друг и помощник человека. Это одно из удивительных веществ на планете. А какие свойства воды мы узнали?

Дети: Вода – бесцветная, прозрачная жидкость

Вода может растворять одни вещества, а другие нет

6.

Опыт №3

«Вода может изменять цвет».

У вас на столе стоят 2 стакана с водой. Наберите кисточкой краску и опустите её в первую пробирку. Что произошло с водой? (Изменила цвет) Может это случайность. Повторим опыт с другой краской.
Вывод: вода имеет свойство изменять свой цвет.

7.

Фокусы с водой.

Иногда воду называют волшебницей. И сейчас я покажу вам фокусы.
Фокус №1 «Волшебная палочка»
Воспитатель: В воду я добавила молоко. Даю ему немного постоять. Теперь капаю пищевой краситель. Ватную палочку окунаю в жидкое мыло и касаемся красителя в центре. Что происходит? Вот Вам и волшебная ватная палочка! Посмотрите, как волшебница-вода играет с красками.
Фокус №2 «Чудо - пузыри». Нальем  в флакончик немного воды, добавим шампунь. Закроем и немного потрясем его. Подуем в колечко. Посмотрите что у нас получилось? (Мыльные пузыри)
Вставайте, ребята, ловите пузыри.

Рефлексия.

1.

Беседа

Ребята, вам понравилось быть исследователями? О каком веществе мы сегодня с вами говорили? Какие свойства есть у воды?

Давайте скажем еще раз - для чего нужна вода? Дети: Человеку для приготовления пищи, питья, для полива растений, животным, без воды все живое погибнет.

Мы сегодня с вами говорили о воде, о ее значимости, о ее необходимости в жизни человека. Без воды невозможно сделать много простых, обычных дел, вода ничем не заменима. А также узнали о свойствах воды. Вода – большая труженица и помощница человека, поэтому ее нужно беречь и охранять: не оставлять открытые краны, не засорять мусором и отходами.

2.

Запускание шарика с рецептом очищения воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект занятия по окружающему миру "Знакомство с миром профессий" в средней группе

Конспект занятия по окружающему миру "Знакомство с миром профессий"...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла».

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла»....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...