Конспект занятия по теме "Воздух - невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру

Дорина Людмила Владимировна

Конспекты занятий, мастер классы, презентации

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад № 2

р. п. Беково

НОД в средней группе по теме «Воздух»

(с элементами развлечения)

Занятие - развлечение для детей 4-5 лет

«Как мы с Карлсоном шалили»

                               

Воспитатель: Дорина Л.В

        

февраль 2021 год

Цель: Познакомить детей с воздухом и его свойствами.                                                              

Задачи:  - Формировать представления детей о воздухе;

 - Определить совместно с детьми опытно – экспериментальным путем основные свойства воздуха и его роль в жизни человека;

- Приобщать детей к процессу познания;

 - Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию;

 - Развивать речь младших дошкольников;

 - Развивать мышление и воображение;

 - Воспитывать у детей умение следовать инструкциям воспитателя;

 - Формировать эмоциональную заинтересованность. 

Ход занятия:

Дети здороваются с гостями.
Воспитатель:
Мы очень рады , что к нам пришло столько много гостей. Примите от нас «улыбки - солнышки» и хорошее настроение не покинет больше вас.
Предлагает детям подарить «улыбки – солнышки» гостям.
В это время в зал заглядывает Карлсон и дразнится.
Карлсон: Бе-бе-бе-бе-бе. Ну. я так не играю (огорченно). Я прилетел с ними пошалить, а они меня даже не замечают.
Воспитатель: Ой, Карлсон, здравствуй! Как хорошо, что ты прилетел…
Карлсон( перебивая): Пошалим?
Подходит к связке с шарами и лопает один из них.
Карлсон ( восторженно): Вы видели, а? Как бабахнул воздушный шарик! Так громко, даже уши заложило! Интересно, откуда такой громкий звук?
Воспитатель: А я знаю, откуда этот звук взялся.( интригующе). А вы хотите узнать ?
Дети и Карлсон соглашаются.
Воспитатель: То, что ты называешь « бабахнул» - это воздух вылетел из шарика.
Карлсон: Как вылетел? Куда вылетел?
Воспитатель: Сюда, к нам. Он повсюду! (показать жестом).
Карлсон: А я его не вижу. А вы, ребята видите ? ( обращается к детям).
Я же говорю, что его никто не видит! Значит его нет!
Воспитатель: Скажите, вы фокусы любите? (обращается ко всем)

Карлсон с детьми соглашаются.
Воспитатель: Тогда приглашаю всех к этому столу.
ОПЫТ 1. Обнаружение воздуха при помощи пакета.
Воспитатель: Что у меня в руках? ( пакет)
В нем что - нибудь лежит? ( дети высказывают свои предположения)
Воспитатель предлагает детям хорошенько рассмотреть пакет. Музыка звучит громче и воспитатель показывает « фокус» с пакетом:
- показывает со всех сторон,
- складывает в несколько раз,
-взмахивает пакетом ,ловя воздух, закручивает пакет.
Воспитатель: Что вы теперь скажете? И теперь пакет пустой? ( дает потрогать детям и Карлсону надутый пакет)
Почему пакет стал похож на подушку? ( подвести высказывания детей к тому, что в пакете воздух)
Воспитатель: В пакете воздух, он занял все пространство в пакете, что пакет стал похож на подушку.
Карлсон: Дайте-ка, я посмотрю. Я все равно ничего не вижу! Ребята, поглядите сами! ( предлагает детям посмотреть сквозь пакет).
Воспитатель: Карлсон, ты все сомневаешься. Я сейчас проткну пакет острой палочкой .Подставьте свои щечки ( воспитатель прокалывает пакет, подносит пакет к Карлсону и к каждому из детей, давая тем самым почувствовать струю воздуха).
Воспитатель: Расскажите о своих ощущениях. ( дети рассказывают, что чувствуют холодок, ветерок, воздух).
Карлсон: Как здорово! Я чувствую воздух!
Воспитатель: Из пакета выходила струйка воздуха. Воздух нельзя увидеть, но можно его почувствовать.
В это время Карлсон незаметно подходит к столу , где стоят стаканы с водой и соломинки для коктейля
Воспитатель :Скажите, ребята, а внутри нас есть воздух? ( дети высказывают свои предположения).
В это время Карлсон начинает дуть в через соломинку в воду и пускать пузыри.
Воспитатель: Карлсон, ты чем занят?
Карлсон: Шалю я, шалю! Идите сюда, будем вместе шалить!
Воспитатель: Будем шалить с Карлсоном? Но шалить мы будем с пользой.
ОПЫТ 2. Обнаружение воздуха при помощи соломинки для коктейля
Дети вместе с Карлсоном пускают пузыри в стакане с водой.
Воспитатель: Как здорово у вас получается. Вода в стаканах просто бурлит.
Почему так произошло? ( дети говорят что это выходил воздух из трубочки)
Откуда вы взяли воздух что бы дуть в трубочки? ( подвести детей к тому , что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом его выдохнуть в трубочку).
Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос , он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим , а значит воздух находится в нас.
Карлсон: Давайте поиграем в игру «Водолаз»
Воспитатель: А это как?
Карлсон: Кто дольше сможет продержаться без воздуха под водой. Для этого нужно крепко зажать нос руками и еще крепче сжать губы.(дети предварительно « готовят» организм к «погружению» - делают вдох – выдох три раза, затем приседают –«погружаются» и сидят на корточках кто сколько сможет. Кто не сможет дольше просидеть « всплывают» - встают )
Дети играют с Карлсоном . Карлсон первым сдается.
Карлсон : Все , я не могу. Голова закружилась.
Воспитатель: Это потому, что человеку для жизни необходим воздух, как и всему живому на земле. Карлсон, ты в футбол любишь играть?
Карлсон ( важно) : Да! Я самый лучший футбольщик!
Воспитатель: Ну, во первых, не «футбольщик», а футболист. А во-вторых, мяч нужно забить в ворота не касаясь до него ни руками, ни ногами. Ребята, кто-нибудь из вас догадался как это сделать ( дети отвечают, что нужно дуть на мячик)

ОПЫТ 3. Воздух движет предметы
Воспитатель объясняет детям как правильно забить мяч в ворота. Дети начинают играть в «Воздушный футбол» вместе с Карлсоном.
Воспитатель: Весело играли. Как вам удалось так ловко забивать в ворота мяч? ( дети говорят, что они дули на мячик ). Значит воздух помог нам играть, он двигал мячик.
Карлсон: Что-то я заигрался с вами. Мне к Малышу пора. Полечу, расскажу обо всем что узнал. До встречи! Еще увидимся!
Карлсон « улетает». Дети машут ему в след. Воспитатель обращается к детям.
Воспитатель: Весело провели время. Я думаю это не последняя встреча с Карлсоном. Он обещал вернуться. Ребята, как вы думаете , о чем может рассказать Карлсон Малышу? 

- что воздух постоянно нас окружает;

- что воздух легче воды;

- что воздух есть внутри предметов;

- что без воздуха не возможна жизнь;

- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

- что ветер - движение воздуха;

- что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;

- чтоб увидеть воздух, его надо поймать;

 Воспитатель: Хотите еще поиграть с воздухом? Тогда пойдем одеваться на улицу, возьмем с собой вертушки и будем играть.



Предварительный просмотр:

Тема: «Приключения в стране Песочного человечка».

                                             Подготовительная  группа.

Подготовила и провела : воспитатель Л.В.Дорина

 Цель: Формирование знаний о природном материале – песке.

Задачи:

1.Обучающая:

  1. Через исследовательскую деятельность обогащать знания детей о свойствах песка; его происхождении, использовании (познавательное развитие).
  2. Продолжать учить детей устанавливать элементарные причинно-следственные связи в изменении свойств природного материала – песка, делать выводы (познавательное развитие).
  3. Учить детей рисовать по трафарету картины из цветного песка ( художественно - эстетическое развитие).

2. Развивающая:

  1. Развивать познавательные, творческие способности, моторику пальцев  (познавательное развитие).
  2. Активизировать речь, обогащать словарь детей (речевое развитие).

3.Воспитательная:

  1. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, радоваться результатам коллективного труда, аккуратность в работе (социально-коммуникативное развитие).

Словарная работа: лаборатория, специальная одежда, конус, лупа, песок сыпучий, рыхлый.

Материал: мешочек с песком, фартуки, тарелочки, лупы, стаканчики с песком, салфетки бумажные, клеёнки, ткань, цветной песок в ёмкостях, незаконченная картина, проектор, экран, ноутбук, сладкие призы.                                             

Приемы:

Организационный момент (вводная часть):

  1. Сюрпризный момент: поиски волшебного мешочка.

Основная часть:

Совершение волшебного ритуала.

  1. Встреча с песочным человечком.
  2. Просмотр слайдов.
  3. Работа в лаборатории (опыты с песком)  
  4. Упражнение на расслабление «Песочный дождь».
  5. Продолжение работы в лаборатории.
  6. Подвижная игра «Песчинки».
  7. Работа в творческом отделе.
  1. Заключительная часть:

Психологический приём «Шарик».

Вручение подарков.

Ожидаемые результаты:

  1. Умеют устанавливать контакт со взрослыми.
  2. Умеют экспериментировать.
  3. Знают свойства песка мокрого и сухого.
  4. Умеют рассуждать, делать выводы.
  5. Умеют рисовать цветным песком.

 

Ход НОД.

 Воспитатель ищет чудесный мешочек с песком,  в это время заходят дети в зал.

Воспитатель: Ой, ребята, вы уже пришли, а я не могу  найти то, что я вам обещала. А вы  поможете мне найти мешочек, красный, красивый. Я его вот здесь положила, а теперь его нет (дети и воспитатель ищут мешочек,  находят его).

Ребята, вам интересно, что в мешочке? Авы можете определить на ощупь что в нём? Потрогайте, как вы думаете, что в нём? (воспитатель трясёт мешочек, предлагает детям  на ощупь определить, что там находится). Выслушиваются предположения детей: сахар, мука, песок, соль и т. д…

Может быть вам поможет узнать что находится в мешочке моя загадка.

Загадка:

Сухой, сыпучий везде ползучий

А промокнет, вот беда

Не пролезет никуда.        (песок)
Воспитатель: В мешочке находится песок.  А что такое песок? Из чего он состоит? Как вы думаете? (предположения детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам вместе со мной побывать в необыкновенной песочной стране! Но чтобы попасть в нее, нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал.

 Звучит музыка. Дети встают в круг и повторяют за педагогом слова:

Ты в ладошки наши посмотри,
В них доброту найди.
Чтобы в волшебство попасть,

Нужно многое узнать.

Надо быть активным,
А еще желательно
Делать все внимательно!

1 слайд

Встреча с анимационным песочным человечком

Песочный человечек: Здравствуйте ребята! Я очень рад вас видеть в своей песочной стране. А вы видели песок? Где его можно найти? (Ответы детей).

2 слайд

Песочный человечек держит камень в руках

Песочный человечек: Песок – это природный материал, он  получается из камня (показывает камень)  под воздействием воды, солнца, ветра, ледников. Существуют огромные залежи песка – это пустыни и морские берега,   где обычно расположены пляжи.

3 слайд

Показ слайда с картинками места нахождения песка

Воспитатель: Хотите  познакомиться со свойствами песка. А как вы думаете, где можно это сделать? Я вас приглашаю  в лабораторию -  это кабинет, где ставят опыты.
Воспитатель: Для работы нам  необходима специальная одежда, начинаем наши исследования.

Опыт № 1. (стол-1)

Возьмём  немного песка, насыплем  на тарелочку  и рассмотрим его через лупу.

Что вы видите?..............

Вывод: песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры.
 

Опыт № 2. (стол-1)

Предлагаю пересыпать  сухой песок из баночки в тарелочку. Что вы заметили?.............

Вывод: песок – сыпучий, рассыпчатый, рыхлый.

Упражнение на расслабление «Песочный дождь» (проводится за 2 столом)

Воспитатель:  ребята, в песочной стране бывает такое явление как песочный дождь. Вы сами можете устроить такой дождь. Для этого наберём песок в кулачок, сначала медленно, а затем быстро будем высыпать песок из кулачка на ладонь. Приятно? (да), предлагаю провести следующий опыт.
 

Опыт № 3. (стол-2)

Возьмём  горсть песка и постараемся высыпать его струей в одну точку. Что у нас получилось?

Дети: горка.

Воспитатель: правильно горка, которая напоминает форму конуса.

Воспитатель: тихонько подуем на песок, имитируя лёгкий  ветерок.  Что происходит с частичками песка?

Дети: Частички песка передвигаются. 

Воспитатель: Значит какой можно сделать вывод?
Вывод:  песок может двигаться под воздействием ветра

Воспитатель: посмотрите как это происходит в природе

4 Слайд

Движущийся песок в пустыне под воздействием ветра.

 Подвижная игра «Песчинки».

Воспитатель: Вокруг себя повернись и в песчинки превратись. Вот как много у нас песка. Весь песок сухой, сыпучий.  Подул сильный ветер. Все песчинки поднялись вверх и закружились, полетели. (шум ветра)

Дети кружатся.

 Воспитатель: Ветер затих, и песчинки осторожно опустились на землю.

Дети садятся на корточки. 

 Воспитатель: снова подул ветер и поднял весь песок вверх, неожиданно пошёл сильный дождь (шум дождя). Песчинки намокли и опустились на землю.

Дети садятся на корточки.

 

Опыт № 4. (стол-3)

 

Воспитатель: ребята, а как вы думаете можно ли из песка лепить?

Дети : да.

Воспитатель: Давайте попробуем.

Вывод: Из мокрого песка можно лепить фигурки, а из сухого нет.

5 слайд

Слайд песчаные фигуры

Воспитатель: посмотрите какие замечательные фигуры создают скульпторы из мокрого песка.

Воспитатель: А вы знаете, где применяют песок? ( Варианты ответов детей).

6-7 слайды (2 слайда с картинками, где можно применить песок)

Воспитатель: Его  применяют: в строительстве, для изготовления бетона, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, в медицине,  для игр, а ещё песком можно рисовать.

Воспитатель: и я предлагаю вам пройти в творческий отдел нашей лаборатории и попробовать себя в роли художников (педагог ведёт в мастерскую).

Педагог снимает ткань с ватмана с незаконченным рисунком.

Воспитатель: Художник нарисовал картину и не успел её раскрасить. Поможем  ему? (да). Но раскрашивать её будем не красками, а  песком, он у нас необычный -  разноцветный. Итак, начинаем, я буду намазывать клеем рисунок, чтобы песок не осыпался, кто хочет мне помочь, а вы за нами будете посыпать песком.

(Играет  музыка).  Дети закрашивают песком картину по нарисованному трафарету и выставляют на выставку.

После работы раздаются влажные салфетки для вытирания рук.

7 слайд

Слайд улыбающегося песочного человека

Воспитатель: как вы думаете, Песочному человечку понравилась наша картина из цветного песка.

8 слайд

Слайд улыбающегося песочного человека

 Песочный человечек : Какие вы все молодцы, дружно и слаженно работали.

Психологический приём «Шарик»

Теперь, мои милые творцы, я прошу вытянуть вперёд руки и сделать движение, как будто вы скатываете шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной: «Мы берём с собой всё важное, (пауза) что было сегодня с нами, (пауза) всё, чему мы научились»!

Воспитатель: До свиданья, песочная страна, до свиданья, песочный человечек.

Воспитатель: как сделать песок цветным, вы сможете узнать из книжки, которую я вам оставлю в подарок. А ещё примите от меня угощение, сделанное из песка, но только сладкого.

Спасибо вам всем, ребята! Мне с вами было очень интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Конспект занятия "Невидимка - воздух"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Невидимка - воздух". Для детей дошкольного возраста очень трудная для восприятия тема "Воздух", так как мы не можем увидеть воздух; поэтому не...

Конспект занятия для средней группы на тему: "Воздух – невидимка"

ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с понятием “ВОЗДУХ”. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; ЗАДАЧИ: ·        Показать способы обнаружения во...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Невидимка воздух" ст.гр.

 Образовательные задачи:           - обобщить и уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;- подвести к пониманию того, что возд...

Конспект занятия-опыта "Воздух-невидимка"

Программное содержание:-дать понятие о свойствах воздуха;-развивать умение проводить опыт и делать выводы;-воспитывать аккуратность при проведении опыта....