организация работы в группе Доу по ознакомлению дошкольников с окружающим миром (консультация для воспитателей)
консультация по окружающему миру

Корнеева Елена Ивановна

В дошкольном возрасте дети активно исследуют окружающий мир. Естественная потребность ребенка узнавать новое чрезвычайно сильна, и очень важно дать ребенку возможность реализовать ее в полной мере. Я расскажу вам, какими способами дошкольники познают окружающую действительность, что именно должен знать ребенок и что ему интересно, а также как организовать работу в группе по ознакомлению дошкольников с окружающим миром.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №65»

 Организация работы в группе ДОУ

по ознакомлению дошкольников

с окружающим миром

(консультация для воспитателей)

воспитатель:

Корнеева Елена Ивановна

Курск – 2022

Что должен знать дошкольник

об окружающем мире?

В дошкольном возрасте дети активно исследуют окружающий мир. Естественная потребность ребенка узнавать новое чрезвычайно сильна, и очень важно дать ребенку возможность реализовать ее в полной мере. Я расскажу вам, какими способами дошкольники познают окружающую действительность, что именно должен знать ребенок и что ему интересно, а также как организовать работу в группе по ознакомлению дошкольников с окружающим миром.

Как дошкольники познают окружающий мир?

Дошкольное детство - это период, во время которого у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, его закономерностях и взаимосвязях. Полученные знания дети применяют на практике, используя их в своих играх и при выполнении обучающих заданий. Любовь к природе, бережное отношение к результату труда человека, понимание отношений между людьми – фундамент этого закладывается именно в дошкольном возрасте.

Дети 2-3 лет, манипулируя с предметами, начинают постигать элементарные законы предметного мира (одни предметы тонут в воде, другие плавают на поверхности; шарик катится, а кубик нет; и т.п. Одновременно с познанием происходит и эмоциональное освоение мира: ребенок недоумевает, удивляется, опасается при столкновении с новым и необычным.

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года), в основном, интересуются предметами из их ближайшего окружения, которые они могут изучить непосредственно (дома, в детском саду, на прогулке). У детей 3-4 лет появляется очень важный способ познания мира – умение воспринимать информацию на словесном уровне, не подкрепленную зрительными образами. Познавая мир, у малышей формируется и определенное отношение к окружающему: к людям, их поступкам, к природе, музыке, искусству. А отношению к окружающему дети учатся у нас. Они внимательно наблюдают за нашим поведением, реакциями и подражают нам.

По мере взросления малыши могут глубже понимать природу и ее закономерности. Также примерно с 4-5 лет у детей возникает интерес к рукотворному миру (различным приспособлениям, техническим приборам, инструментам, сооружениям).

4-5 лет - возраст неугомонных почемучек, ребенку необходимо знать не только, что происходит вокруг, но и почему и зачем.

Если ребёнок 4–5 лет задаёт большое количество вопросов, это говорит о том, что он развивается нормально.

К старшему дошкольному возрасту знания о мире значительно расширяются, формируется представление о существенных свойствах предметов и явлений, абстрактных понятиях.

Если не поддерживать и не развивать у дошкольников познавательную активность, она значительно снизится, что скажется негативно на дальнейшем овладении знаниями в детском саду и школе.

 Поэтому так важно правильно организовать работу по ознакомлению с окружающим миром.

Подготовка и проведение занятия по ознакомлению с окружающим миром

Ознакомление с окружающим миром ведётся по 3 основным направлениям:

- ознакомление с социумом (формирование представлений о себе и других людях, их взаимоотношениях мире создаваемых ими предметов).

- ознакомление с природой (особенности времен года, погодных явлений, животного и растительного мира).

- ознакомление с предметами рукотворного мира (материалы и их свойства, преобразования предметов).

Немаловажно, как спланирует педагог эти компоненты в течение года. Уделить внимание необходимо всем разделам, и тут на помощь воспитателю придёт блочно-тематическое планирование. Работа с детьми в нём разделена на тематические блоки (1–2 недели), в зависимости от темы блока планируются занятия, дидактические игры, беседы и прочие виды занятости.

Какой бы разнообразной и интересной ни была деятельность детей в течение дня, занятия остаются основной формой организации образовательного процесса. Ведь именно они позволяют осуществлять работу систематически, планомерно, организованно.

Занятия по ознакомлению с окружающим планируются раз в неделю, причём чередуется изучение природы, предметного мира, социума. Это позволяет выполнить требования программы и обогатить кругозор детей знаниями о самых различных явлениях и объектах.

Структура занятия

  1. Вступительная часть (1,5–2 минуты). Организация детей, создание положительного эмоционального настроя (минутка доброты, психогимнастика). Сообщение темы занятия.
  2. Основная часть (15 минут). Мотивация, заинтересовывающий, сюрпризный момент. Получение детьми новых знаний, закрепление и углубление ранее усвоенных (в зависимости от типа занятия).
  3. Заключительная часть (2–3 минуты). Подведение итогов, краткая беседа с детьми, рефлексия (что понравилось, запомнилось, было интересно).

Мотивация познавательной деятельностии организация начала занятия

Мотивировать и увлечь ребят могут:

  • Новый необычный предмет (механическая или музыкальная игрушка, коллекция природного материала, к примеру, перьев) сразу вызывает у них множество вопросов, желание потрогать, обследовать, узнать побольше.
  • Появление сказочного или другого необычного персонажа, который пригласит их в путешествие или сообщит полезную информацию. Волшебница, красавица Весна, лесная Фея и даже Робот, который расскажет им о своих друзьях - бытовых приборах.
  • Сюрприз, таинственная находка (коробка, письмо)
  • Загадывание загадок, чтение художественного произведения (стихотворения, отрывка из рассказа).

Приёмы, используемые во время занятий

Чтобы помочь малышу узнать о мире как можно больше (в рамках интересов и возможностей ребенка), нужно использовать различные методы и сочетать их друг с другом. В целом, методы формирования знаний о мире можно разделить на три большие группы:

  1. Словесные:
  • беседа;
  • рассказ;
  • пояснение;
  • чтение художественных произведений.
  1. Наглядные:
  • демонстрация картин, слайдов, макетов, муляжей;
  • рассматривание натуральных объектов (природного материала, предметов);
  • наблюдение, экскурсия
  • просмотр мультфильмов, рассматривание картин
  1. Практические (опыты, упражнения, действия с предметами).

Среди практических приёмов важное место занимают игровые. Это и дидактические игры, и элементы ряжения, театрализации, сюжетной игры (дети представляют себя работниками разных профессий, имитируют поведение лесных и домашних зверей, передают настроение осенней берёзки, весеннего ручейка и даже самолёта, летящего в небе). 

Большое значение в образовательной работе приобретают упражнения и приёмы, стимулирующие логическое мышление дошкольников, память, внимание:

  • Пояснение взаимосвязей между явлениями и живыми объектами в природе (с выпадением снега заяц меняет шубку с серой на белую, чтобы его не заметили на снегу хищники), между деятельностью людей и её результатом в социуме (швея шьёт одежду, чтобы людям было тепло, уютно, а пекарь печёт хлеб, чтобы все были сыты, в том числе и швея).
  • Обсуждения прошлого и будущего, воображаемые «путешествия во времени», которые показывают детям, кем были их родители в детстве и кем станут они сами, когда вырастут.
  • Приём «от противного», то есть: «Что было бы, если бы не стало деревьев, птиц, хлеба, воды, домов и т. д.». Особенно эффективен он для воспитания экологической культуры, умения ценить жизнь на Земле, результаты человеческого труда.
  • Построение экологических цепочек. На пятом году жизни детям доступно осмысленное построение «цепи» из 3–4 звеньев: «Дождь поливает землю, из земли растёт трава, корова ест траву и даёт нам полезное молоко». Разумеется, такие упражнения должны проводиться с опорой на наглядность (схему, набор предметных картинок).
  • Сопоставление, обнаружение сходств и различий между предметами, объектами и явлениями природы (большое — маленькое, тёплое — холодное, мягкое — твёрдое, вредное — полезное, опасное — безопасное).
  • Способность детей понимать юмор, шутку делает возможным применение приёма «намеренной ошибки». Это могут быть как рисованные картинки-путаницы, так и рассказы с заведомо неправильной информацией. Они очень нравятся ребятам, позволяют закрепить знания по самым разнообразным темам: «Ребята, послушайте, какой рассказ об осени написал Незнайка! Да будьте внимательными: вдруг он ошибся. Пришла осень. Листочки на деревьях стали синими и фиолетовыми (жёлтыми и красными). Улетели на юг бабочки (птицы). Забрался спать в свою берлогу зайка (мишка). А белочка у себя в дупле собрала запас конфет, баранок (грибов, орехов)».
  • Очень полезно в плане развития мыслительных процессов и концентрации внимания простое игровое упражнение «Назови пять» (пять деревьев, пять птиц, пять предметов посуды и т. д.). Игра стимулирует умение быстро припоминать и применять багаж знаний.

Все эти упражнения и приёмы используют как на занятиях, так и в свободной деятельности. Главное, чтобы они проводились педагогом эмоционально, в хорошем темпе, были подкреплены поощрением, верой в способности ребят.

Игры для формирования и закрепления

знаний об окружающем мире

Особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усвоить и закрепить знания, а так же овладеть способами познавательной деятельности. Дошкольники учатся классифицировать, сравнивать, обобщать понятия.

Игра стимулирует познавательную активность детей, обучает умению самостоятельно добывать нужную информацию, выделять проблемы, ставить задачи, находить способы их рационального решения, анализировать полученные знания и применять их на практике.

  • «Узнай по вкусу». Попросите ребенка закрыть глаза и на вкус определить, что за продукт он пробует. Отсутствие зрительной информации значительно усиливает вкусовые впечатления.

  • «Чем пахнет?». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.

  • «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.

  • «Угадай по описанию». Загадайте животное, а ребенок должен попытаться отгадать, кто это, используя наводящие вопросы («Оно большое или маленькое?», «Где оно живет?», «Чем питается?» и так далее).

  • «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.

  • «Что сначала, что потом?». Упражнение заключается в том, чтобы определить правильный порядок этапов жизни различных существ (например, бабочки, лягушки, птицы, человека).

  •  «Когда это бывает?». Подготовьте сюжетные или предметные картинки с признаками времен года (например, падающие листья, зеленая трава, замерзшая река, подснежники и так далее). Малыш должен правильно соотнести признаки с временами года.

  • «От какого дерева лист». Эту игру можно проводить как на улице с настоящими деревьями и листьями, там и дома (использую карточки с картинками). Задача заключается в том, чтобы найти дерево по его листу.

  • «Кто, чей малыш». Предложите крохе помочь мамам найти своих малышей (нужно правильно соединить картинки с взрослыми животными и их детенышами).

  • «Кто, где живет». Подготовьте карточки с изображением животных и их жилищами (например, белка – дупло, муравей – муравейник, птица – гнездо, крот – нора и так далее). Ребенок должен правильно распределить карточки и постараться объяснить свой выбор.

  • «Похож – не похож». Взрослый загадывает двух животных, называя их сходства и различия (к примеру, большие, с копытами, с гривой, одна полосатая, а другая – коричневая – это зебра и лошадь). Отгадывая, малыш научится выделять существенные признаки.

  • «Кому это пригодится?». Эта игра поможет составить представление ребенка о различных профессиях. Задача малыша соотнести инструмент (или просто атрибут) с определенной профессией (повар – кастрюля, водитель – руль, космонавт – скафандр и так далее).

  • «Мой город». Прогуливаясь с малышом, поговорите о достопримечательностях и интересных местах вашего города, сделайте их фото. Затем вместе с ребенком нарисуйте карту города или района и предложите ему угадать, где находится та или иная достопримечательность.

Проектная деятельность

Одним из перспективных методов, способствующих развитию познавательного интереса, формированию навыков сотрудничества является реализация проектов.

В основе проекта лежит идея и для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Через объединение различных видов деятельности, различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Каждый ребёнок должен уметь пояснить: что он хотел узнать, как узнал, как проверял, что получилось. Исследование организуется от мотива, потребности детей.

Работа с календарём природы

Хорошим подспорьем в работе по закреплению знаний о природе, погодных явлениях является календарь природы. В нём дети  в зависимости от возраста могут отмечать:

  • время года;
  • день недели;
  • части суток;
  • состояние погоды на сегодня.

После прогулки и наблюдений за погодой дети отмечают её состояние, вклеивая или рисуя специальный значок в окошке нужного дня недели.

В конце недели или месяца воспитатель анализирует заполненный календарь, подводит итоги, привлекая детей: каких дней было больше — солнечных или пасмурных, шёл ли дождь среди недели и когда. Это развивает умение дошкольников видеть явления окружающего мира в их взаимосвязи, способствует лучшему ориентированию во времени, закреплению понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Выводы

Дошкольники – прирожденные исследователи. Необходимо всячески поддерживать их познавательный интерес, развивать наблюдательность, мышление и воображение.

Чтобы способствовать формированию у ребенка целостной картины мира, обращайте внимание детей на удивительный окружающий нас мир, беседуйте и задавайте вопросы, читайте книги, играйте, проводите эксперименты.

Расширяйте кругозор ребенка, воспитывайте уважительное и доброжелательное отношение к близким и окружающим людям, людям других культур и национальностей, побуждайте дошкольников познавать мир с радостью и удовольствием.

Приблизительные темы

по изучению окружающего мира

Возраст

Содержание знаний о мире

3-4

  • Части тела;
  • Одежда, обувь, головные уборы;
  • Названия транспортных средств (машина, корабль, поезд, трактор);
  • Названия домашних животных (кошка, собака, лошадь, корова и т.д.);
  • Названия диких животных (волк, заяц, лиса и т.д.);
  • Овощи и фрукты;
  • Некоторые названия растений (деревьев, цветов);
  • Части суток (утро, день, вечер, ночь);
  • Явления природы (дождь, снег, солнце, ветер).

4-5

  • Времена года и их признаки;
  • Эмоции;
  • Животные и их детеныши;
  • Кто, чем питается;
  • Названия некоторых птиц, рыб, насекомых;
  • Овощи, фрукты, ягоды, грибы;
  • Продукты;
  • Посуда;
  • Мебель.

5-7

  • Название (и порядок) дней недели и месяцев;
  • Виды транспорта (наземный, воздушный, водный);
  • Музыкальные инструменты;
  • Строительные инструменты;
  • Электроприборы;
  • Профессии;
  • Живая и неживая природа;
  • Космос;
  • Перелетные и зимующие птицы;
  • Животные разных континентов, особенности их среды обитания;
  • Страны, города.

Список литературы:

1. Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина. - М: Феникс, 2004. - С.326.

2. Арапова-Пискарева Н.А. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации [Текст] / Н.А. Арапова-Пискарева, Н.Е. Веракса, А.В. Антонова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - С.57.

3. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]/Л.Р.Болотина, Т.С. Комарова. - М.: Академия, 1997. - С.216.

4. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1986.- 228 с.

5. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход [Текст] / Н.Е. Веракса// «Перемены». Педагогический журнал. -2000. -№1. -С. 21-39.

6. Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте [Текст] /Н.Е. Веракса, А.И. Булычева// «Вопросы психологии» 2002. -№. 2.-С.24.

7. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 523 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольника с окружающим миром

Советы по организацииуголка экспериментиования в детском саду...

информационная справка «Организация воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию и ознакомлению детей с окружающим миром в ДОУ"

Справка  несен информацию о том, как организована работа по экологическому воспитанию  в рамках реализации основной общеобразовательной программы ДОУ ....

Выступление на педсовете. Доклад: "Пассивные, активные и интерактивные методы организации ознакомления дошкольников с окружающим миром".

Пассивные, активные и интерактивные методы организации ознакомления дошкольников с окружающим миром....

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром.

Экспериментирование в дошкольном возрасте является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Особенно важно экспериментирование при формировании основ естес...

Консультации для воспитателей на тему: "Театрализованная игра, как одно из средств ознакомления дошкольников с окружающим миром"

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая ...