ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЛАБОРАТОРИЯ НАУЧНЫХ ЗАБАВ»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Кострюкова Ирина Викторовна

Направленность дополнительной образовательной программы научно-познавательная. Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx51.37 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

 «ЛАБОРАТОРИЯ НАУЧНЫХ ЗАБАВ»

Возраст детей: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                                               Составитель:

                                                                                              воспитатель

Кострюкова И. В.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

4

3.

Учебно-тематический план

8

4.

Содержание изучаемого курса

9

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

17

6.

Список литературы

19

7

Приложения

20


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа

«Лаборатория научных забав»

(далее - Программа)

Руководитель программы

Воспитатель Кострюкова Ирина Викторовна

Организация-исполнитель

МДОУ «Детский сад № 66»

г.о. Саранск

Адрес организации

Исполнителя

г. Саранск ул. Лихачева д. 13а

Цель программы

Развитие познавательной активности дошкольников, любознательности в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира с помощью экспериментирования.

Направленность программы

Научно-исследовательская

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

 Адаптированная  

 Дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
- представления о свойствах веществ
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами
их использования
- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы,
анализировать


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Направленность программы

Направленность дополнительной образовательной программы  (научно-техническая,  эколого-биологическая, естественнонаучная).

 Направленность дополнительной образовательной программы научно-познавательная. Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.

  1. Новизна программы

Новизна введение  изучения  новых образовательных  областей,  новых технологий,  видов  деятельности.  

Новизна программы «Лаборатория научных забав» заключается: в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем

вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний; в создании специально организованной предметно-развивающей среды.

  1. Актуальность программы

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование, как форма деятельности, используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Детство – пора удивительная и уникальная.

Мы хотим видеть наших воспитанников самостоятельными,  любознательными, общительными. Дошкольник сам по себе уже исследователь, проявляет живой интерес к исследовательской деятельности, к экспериментированию.

 В окружении  дошкольника находятся различные объекты природы, поэтому процесс  познания окружающего мира и приобретение социального опыта неизбежен.

Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Развитие познавательных процессов у старших дошкольников происходит в экспериментальной деятельности посредством манипуляций с окружающими предметами, что обеспечивает эффективность обучения.

Детское экспериментирование — это многомерное и сложное явление.

С учетом важности экспериментирования для развития познавательной активности и любознательности ребенка разработан кружок «Лаборатория научных забав».

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения.

  1. Отличительные  особенности программы

Отличительные особенности программы: учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о предметах, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию познавательных  качеств у воспитанников объединения.

В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй.

  1. Педагогическая  целесообразность программы

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.

При составлении программы учитывались следующие принципы:

- Деятельностного подхода.

- Индивидуально-дифференцированного подхода.

- Максимальной опоры на различные анализаторы.

- Поэтапности и последовательности.

- Системности и регулярности.

- Комплексности. 

6. Цель программы

  • Развитие познавательной активности и любознательности дошкольников, в процессе формирования представлений о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира с помощью экспериментирования.
  • Создать  условия  для  формирования  познавательной активности;
  • Содействовать развитию индивидуальных способностей,  удовлетворению образовательных  потребностей  детей  в научно-экспериментальной деятельности.
  • Способствовать приобретению знаний и навыков.
  • Создавать условия для оказания психолого-педагогической,  социально-психологической,  специальной  помощи детям.
  1. Задачи программы

Обучающие:

  • развитие познавательного интереса у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
  • включение  в  познавательную деятельность, обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
  • приобретение определенных навыков и знаний
  • развитие мотивации к познавательному виду деятельности.

Развивающие:

  • развитие деловых качеств, таких как самостоятельность,  ответственность, активность и т.д.;
  • формирование  потребностей  в самопознании, саморазвитии.
  • развивать познавательные умения (анализировать наблюдать, делать выводы, элементарно прогнозировать  последствия);
  • развивать представления об основных физических явлениях (магнитное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.);
  • расширять представления  о физических свойствах окружающего мира:
  • учить фиксировать результаты исследований;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Воспитательные:

  • формирование  у  воспитанника культуры  общения  и  поведения  в социуме;
  • навыков  здорового  образа  жизни  и т.д.

  1. Возраст детей

Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы 6-7 лет.

-  состав  группы  постоянный;

-  особенности  набора  обучающихся - свободный.

  1. Срок реализации программы.

Срок реализации дополнительной образовательной  программы:

одноступенчатый  образовательный процесс (с 1.10.2021 по 30.05.2022);

10. Форма  детского  образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий:

- общее кол-во часов в год – 32часа 50мин,

- кол-во часов и занятий в неделю – 2 раза по 30 мин,

- периодичность занятий – вторник, четверг.

  1. Ожидаемые результаты и способы их проверки:

  • Сформировано положительное отношение и интерес к детскому экспериментированию как к совершенно особой области человеческого познания.
  • Положительные результаты развития познавательной активности, интереса дают занятия в игровой форме с использованием практических методов обучения (опыты, экспериментирование, наблюдения), а также разнообразные формы организации учебной деятельности, особенно интегрированные занятия и занятия-опыты, проекты познавательного и исследовательского характера.
  • Расширяются представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира.
  • Отмечается положительная динамика в овладении объяснительной и доказательной речью.
  • Дети принимают активное участие в планировании деятельности совместно с взрослым.
  • Сформированы простейшие навыки работы с оборудованием для детского экспериментирования (по возрасту).
  • Включение воспитательных задач в занятия по развитию познавательной активности через детское экспериментирование способствовало развитию таких личностных качеств детей, как: ответственность, уверенность в своих силах, самостоятельность, доброжелательное отношение детей друг к другу, умение работать вместе.
  • Способы проверки результатов освоения программы кружка «Лаборатория научных забав»: подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме наблюдений, тестов, вопросов, в ходе проведения которых дети демонстрируют полученные представления и знания.
  • Заключительным мероприятием является познавательный праздник.

  1. Форма  подведения  итогов

Тематические выставки, схемы, зарисовки, участие в конкурсах.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6-7 ЛЕТ

п/п

Наименование

модулей, разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во

занятий

мин.

1

Почва

2

30 мин

10 мин

20 мин

2

Камни

2

30 мин

10 мин

20 мин

3

Электричество

6

30 мин

10 мин

20 мин

4

Магнит

6

30 мин

10 мин

20 мин

5

Вода зимой

2

30 мин

10 мин

20 мин

6

Ветер

1

30 мин

10 мин

20 мин

7

Свет

8

30 мин

10 мин

20 мин

8

Звук

8

30 мин

10 мин

20 мин

9

Вес

3

30 мин

10 мин

20 мин

10

Время

1

30 мин

10 мин

20 мин

11

Рукотворный мир

6

30 мин

10 мин

20 мин

12

Огонь

1

30 мин

10 мин

20 мин

13

Физические явления

3

30 мин

10 мин

20 мин

14

Солнечная система

1

30 мин

10 мин

20 мин

15

Опыты с веществами

3

30 мин

10 мин

20 мин

16

Воздух

4

30 мин

10 мин

20 мин

17

Вода

3

30 мин

10 мин

20 мин

18

Итоговое занятие

1

30 мин

10 мин

20 мин

Итого

61

1830 мин

610 мин

1220 мин


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Наименование

модулей, разделов и тем

Содержание

Работа с родителями

Октябрь

1

«Почва – что это такое. Песок и глина»»

Обогатить знания детей о свойствах почвы, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Дать представления о том, что почва – верхний слой земли; познакомить с составом почвы.

Выставка методической и познавательной литературы на тему «Детское экспериментирование»

2

Опыт «Получаем песок из камней»

Подробно изучить свойства песка и его роль в жизни человека.

Анкетирование родителей: «Что вы знаете об опытно-экспериментальной деятельности детей»

3

«Живые камни»   

Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.  

Консультация для родителей на тему: «Детское экспериментирование как способ познания окружающего мира»

4

Опыт «Вулкан»

Дать детям элементарные представления о природном явлении - вулкан

Консультация по теме: «Растим любознательных»

5

«Электроприборы»

Развивать способности обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа).

Беседа: «Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»

6

«Волшебный шарик»

Познакомить детей с понятием «электричество». С помощью экспериментов с различными материалами обнаружить «статическое электричество».

Анкетирование родителей.

7

«Шарики поссорились»

Продолжать знакомить детей с понятием «электричество». С помощью экспериментов с различными материалами обнаружить «статическое электричество».

Рекомендации на дом:

 «Экскурсия в осенний лес»

8

«Миниатюрная молния»

Продолжать знакомить детей с понятием «электричество», с помощью экспериментов с различными материалами обнаружить «статическое электричество».

Ознакомление родителей с рекомендациями по организации и проведению опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях.

Ноябрь

9

«Зажги лампу»

Продолжать знакомить детей с понятием «электричество», закрепить знания о том, что хорошим проводником является металл. Пластик, стекло и резина – изоляторы, поэтому, когда к ним присоединяешь к ним провода, лампочка не загорается.

Рекомендации на дом:

«Проведите с детьми дома» (простые опыты)

10

«Волшебный лимон»

Формирование представлений о физических и химических явлениях, свойствах предметов с помощью экспериментирования.

Конкурс «Поделки из бросового материала»,

11

«Магнит для конфетти»

Формировать представление детей о свойствах магнита и
их использовании человеком.

Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

12

«Волшебные

магниты»

Предложить детям определить какие предметы притягиваются к магниту, а какие не испытывают его притяжения.

Результат зафиксировать в карточках наблюдения.

Домашнее задание: подобрать литературу с интересными опытами и экспериментами для дошкольников.

13

«Волшебная

скрепка»

Ознакомление детей с тем, что сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.

Круглый стол на тему: «Занимательные опыты и эксперименты с детьми»

14

«Магнитные куклы»

Ознакомление детей с тем, что сила магнита действует через картон и бумагу.

Домашнее задание: подобрать и провести дома совместно с детьми два опыта и зафиксировать их:

1опыт. Зарисовка поэтапного выполнения опыта для создания картотеки.

15

«Летающие бабочки»

Ознакомление детей с тем, что сила магнита действует через ткань.

Домашнее задание: подобрать и провести дома совместно с детьми два опыта и зафиксировать их:

2опыт. Предоставления фотомонтажа с проведением опыта для создания фотоальбома «Страничка юного исследователя»).

16

«Рыболовы»

Закрепить представление детей о свойствах магнита и
их использовании человеком.

Консультация на тему: «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло».

Декабрь

17

Защитные свойства снега.

Наблюдение за тем, как снег задерживает  тепло. Формировать представление детей о свойствах воды в зимнее время.

Рекомендации на дом:

 «Экскурсия в зимний лес»

18

Выявление механизма образования инея

Формировать представление детей о свойствах воды в зимнее время. Как образуются природные явления (иней).

Семинар-практикум для родителей на тему: «Организация домашней лаборатории»

19

«Ветер»

Выявить связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки. Расширить представление детей о ветре.

Совместное изготовление вертушки для определения силы ветра.

20

«Эффект радуги»

Дать понятие о том, что свет движется по прямым линиям, которые называются лучами. Попадая в воду, лучи света преломляются.

Папка- передвижка «Как помочь маленькому почемучке»

21

«Солнце греет краски»

Дать детям представления о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием «световая энергия». Показать степень ее поглощения разными предметами и материалами

Оформление фотоальбома «Страничка юного исследователя».

22

«Ломающиеся лучи»

Дать детям представления о том, что поверхность воды действует как зеркало и отражает свет под тем же углом, под которым он на нее падает.

Консультация «Как научить ребенка исследовать?».

23

«Может ли светить

отключенная лампа»

Показать детям как в результате трения возникает статический заряд.

Папка-передвижка «Создаем проект вместе»

24

«Льющийся свет»

Продолжать эксперименты со светом и водой.

Информация в уголок «Развиваем внимание, мышление – учим ребенка быть любознательным».

Январь

25

«Волшебные зеркала»

Показать детям как в зависимости от размещения светового источника, увеличивается количество отражений в зеркалах.

Папка передвижка«Удивительное в природе»

26

«Свет и тень»

Узнать, какие предметы излучают свет, какие особенности имеет свет, чтобы было, если его не было.  Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.

Памятка «Забавные игрушки»

27

"Какая лужа высохнет быстрее"     

Дать представление о том, что

темные предметы нагреваются сильнее.

Вода испаряется быстрее там, где теплее.

Практикум «Детская лаборатория и занимательные опыты».

«Проводим опыты с водой»

28

«Усилитель звука из воздушного шара»

Дать детям элементарные представления о звуке и его происхождении

Оформление фотоальбома «Страничка юного исследователя».

29

«Мой волшебный телефон»                                                                                      

Познакомить с понятием звук, причиной возникновения звука.

Консультация для родителей «Удивительное рядом»

30

«Откуда берется голос?»

Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Домашнее задание: подобрать и провести дома совместно с детьми опыт и зафиксировать.

Февраль

31

«Путешествие звука»

Познакомить детей со свойством натяжной нити; проводимостью звука по нитке в различных предметах: пластиковых стаканчиков, спичечных коробках.

«Магнитные задачки» на смекалку и сообразительность.

32

«Говорящая веревочка»

Продемонстрировать детям, что по твердым телам звуки проходят лучше и быстрее.

Оформление папки «Мои открытия».

33

«Есть ли голос у деревянной линейки?»

Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки, продолжать знакомить со свойствами звука.

Консультация для родителей "Изготавливаем цветные льдинки и ледовые игрушки своими руками"

34

«Звенящая вода»

Показать детям, что на звон влияет количество воды, звуки получаются разные.

Выставка звучащих игрушек, изготовленных из бросового материала.

35

«Усилитель звука»

Показать детям как с помощью различных предметов можно усиливать звук.

Совместный с родителями праздник «Калейдоскоп фокусов»

36

Зачем нужны весы? Поход в магазин

Познакомить с прибором для измерения массы чашечными весами, научить способам их использования.  

Привлечение к созданию и пополнению экспериментальной -развивающей среды в группе.

37

Измерение. Вес.

Показать, что предметы имеют вес, который зависит от материала, размера. Понять зависимость веса от материала.

Рекомендации на дом:

«Как помочь маленькому почемучке»

Март

38

«Почему не тонут корабли»                      

Выявить соответствие формы, размера предмета с весом.  Нахождения воздуха внутри предмета не дает утонуть.

Викторина «Почемучка» (взрослые пытались найти ответы на вопросы детей и доказать практическим путем)

39

«Что мы знаем о времени»

Дать понятие «время», объяснить смену дня и ночи, смену времен года; рассказать об измерении времени, разновидности  часов  (от древности до наших дней). Закрепить понятие «беречь время».

        

Пополнение папки «Мои открытия».

40

«Путешествие в мир стеклянных вещей»

Познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.        

Консультация на тему«Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

41

«Волшебные стеклышки»  

Познакомить детей с приборами для наблюдения - лупой, микроскопом, биноклем.           Очки, бинокли, подзорная труба, телескоп и многое другое нужны чтобы увидеть очень маленькие частички, которые нельзя увидеть глазом: пыль, микробы и т. д.

Памятка «Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка»

42

«Бумажные кораблики»

Закрепить полученные знания о свойствах  бумаги. Развивать мелкую моторику рук.        

Памятка для родителей «Волшебный мир бумаги»

43

«Ткань и её свойства»

Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д.         

Пополнение фотоальбома «Страничка юного исследователя».

44

«Легкая пластмасса»

Помочь  определить  свойства и сравнивать способность тонуть металлические и пластмассовые предметы.        

Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

45

«Свойства резины»

Формирование у детей представлений о резине. Изменяя технологию можно получить резину с разными свойствами.

Консультация для родителей «Ознакомление дошкольников с неживой природой»

46

«Огонь – друг или враг»

Расширять знания  о жизни древнего человека, об открытии  огня. Как огонь помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара.

Мастер –класс на тему«Чудеса большого мира»

Апрель

47

Сила тяготения

Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле; подвести к пониманию, что в космосе нет силы тяготения, все предметы находятся в состоянии невесомости        

Консультация «Как можно увидеть воздух»

48

Сила трения

Познакомить  с силой трения, познакомить с использованием силы трения и ее преодолением человеком, знакомство с изобретением колеса, опытным путем вместе выяснить, что у колеса меньше трения, как оно своим появлением облегчило труд людей.        

Домашнее задание: подобрать и провести дома совместно с детьми два опыта и зафиксировать их:

49

«Хитрости инерции»

Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении — инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни (отличать сырые яйца от вареных).

        

Совместное изготовление с родителями  - «магнитный кукольный театр»

50

«Юные космонавты»

Закреплять и систематизировать знания о Космосе (звездах, созвездиях, солнечной системе, планетах). Уточнить знания об исследованиях Вселенной, о космонавтах, о том, что космос изучает наука астрономия.

Листовки для родителей «Правила безопасности с горячими предметами»

51

«Лавовая лампа»

Закрепить знания о том, что масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно.

Конкурс «Лучший опыт».

52

«Выращиваем кристаллы»

Изучить взаимодействие веществ друг с другом, дать физическое объяснение.

Домашнее задание:подобрать и провести дома совместно с детьми два опыта и зафиксировать их.

53

«Секретные записки»                                                                                                  

Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления.

Пополнение фотоальбома «Страничка юного исследователя».

54

«Свойства воздуха»

Закрепить свойства воздуха посредством опытов, познакомить с тем, что воздух имеет объем и не имеет запаха.

Анкетирование родителей по вопросам детского экспериментирования.

Май

55

«Свойства воздуха»

Доказать, что объем воздуха зависит от температуры. Наглядно показать, что при нагревании - воздух расширяется, при охлаждении - сжимается.

Оформление стенгазеты «Юные знатоки природы»

56

«Воздух в предметах»

Опытным путем показать, что в почве содержится воздух.

Совместный с родителями праздник «Эксперимент – шоу».

57

«Воздух помогает плавать»

1) Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.

2) Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.        

Консультация для родителей «Играем с мыльными пузырями»

58

«Волшебница – вода»

Закрепить и обобщить представления о свойствах воды, ее агрегатных состояниях, об ингредиентах растворимых и нерастворимых в воде.

Пополнение папки «Мои открытия»

59

«Пар»

Доказать, что пар –это одно из состояний воды.

Консультация «Научите ребенка любить живую природу»        

60

«Соленая вода»

Показать детям свойства соленой воды. Объяснить почему в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки.

Фотовыставка «Мой поход в лес, парк»

61

Итоговое занятие

Закрепить полученные знания и умения за год.

Заключительный этап Итоговое мероприятие: КВН «Мы экспериментаторы».


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.

Основными формами реализации программных задач является наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, исследовательская деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, и именно этот период является наиболее благоприятным для экспериментальной деятельности. Поэтому участниками реализации программы являются дети 6-7 лет.

  1. Приемы и методы организации.

Эмоциональные методы:

− поощрение;

− порицание;

− учебно-познавательная игра;

− создание  ярких  наглядных  образных представлений;

− создание ситуации успеха;

− свободный выбор заданий.

Познавательные методы:

− опора на жизненный опыт;

− создание проблемной ситуации;

− выполнение творческих заданий.

Социальные методы:

− создание ситуации взаимопомощи;

− поиск контактов и сотрудничества;

− заинтересованность в результатах;

− взаимопроверка;

− рецензирование

  1. Дидактический материал. 

Таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, диафильмы, диапозитивы, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и картотека экспериментов др.

4. Техническое оснащение занятий.

  • Отдельное учебное помещение 30 кв. м. с окнами, имеющее искусственное освещение, соответствующее требованиям СанПиН, охраны труда и пожарной безопасности.
  • Мебель по количеству, соответствующая контингенту; регулируемые в соответствии с ростом столы и стулья, доска магнитная, шкафы для хранения методических пособий и литературы.
  • Технические средства обучения: телевизор.
  • Учебно-методические пособия, включенные в УМК.
  • Иллюстрации объектов живой и неживой природы.
  • природный материал с образцами почв, камней, минералов, измерительные приборы (весы, линейки, мерные стаканы), увеличительные приборы: микроскоп, лупы, глобус, карты, макеты.
  • Наглядный и дидактический материал.
  • Канцелярские принадлежности.
  • Фотоаппарат.
  • Дополнительный материал и оборудование, необходимое для конкретных занятий.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагогов

1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.

2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.

4. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 3–5.

5. Короткова, Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 412.

6. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.

7. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.

Список литературы для детей и родителей

1. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера, 2010г.

2. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.

3. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...