Методическая разработка Лепбук "Все о воде"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Кривогина Мария Олеговна

Введение

Вода – самое простое и в то же время самое уникальное вещество на земле. Но вода таит в себе множество тайн и загадок. Ее до сих пор продолжают исследовать ученые, находя все больше интересных данных о воде. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница - значение воды очень трудно переоценить. Вода - одно из самых важных для человека веществ.

В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет главную роль. Вода – это сама жизнь!

Лэпбук «Вода – источник жизни» был разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода необходима для всего живого. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

 

 

Глава 1. Лепбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Согласно требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в свою работу новые интерактивные и более эффективные методические средства и приемы, которые способствуют повышению познавательной активности ребенка. К ним можно отнести лэпбук. Что это такое?

Лэпбук в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях». Представляет из себя тематическую папку, сделанную своими руками. Сделать её может педагог для детей или для родителей. Лучшим вариантом считается совместное творчество взрослого и ребёнка. Чем старше дети, тем больше их роль, вклад в создание данного пособия. Особенностью лэпбука является наличие различных кармашков и окошечек, в которых размещается информация в виде картинок, небольших текстов, загадок, заданий в любой форме и на любую тему.

Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.

Педагогическая технология «Лепбук» имеет своей целью - развитие познавательной и творческой инициативы ребёнка. Она позволяет решить целый комплекс образовательных, развивающих и воспитательных задач:

•              Организовать материал по изучаемой теме.

•               Разнообразить занятия, совместную деятельность.

•               Способствовать организации групповой и индивидуальной работы с детьми.

•              Развивать креативность и творческое мышление.

•              Способствовать развитию речи.

•              Развивать память детей.

•              Способствовать развитию мелкой моторики.

•              Воспитывать партнерские взаимоотношений между взрослыми и детьми

Технология «Лэпбук» отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде. Лэпбук, по своей сути:

•              полифункционален (может применяться как для изучения нового материала, так и для его повторения; может служить дидактическим пособием и быть итогом проектной деятельности)

•              вариативен (может иметь несколько вариантов использования той или иной его части)

•              доступен (структура и содержание лэпбука доступны для детей дошкольного возраста, его можно взять в руки, самостоятельно рассмотреть содержимое; в нём минимум подписей, нет больших текстов и лишней информации)

•              обладает дидактическими свойствами (элементы лэпбука, как правило, имеют различную форму, цвет, величину)

•              является средством художественно-эстетического развития ребенка

•              обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников

Преимущества инновационной педагогической технологии «Лэпбук» в том, что она позволяет благодаря необычной подаче материала быстро и эффективно усвоить новую информацию или повторить и закрепить пройденный материал. Особенно лэпбук хорош для детей-визуалов, которые составляют примерно 80% от общего количества.

Лэпбук позволяет организовать занятие, как со всей группой детей, так и с подгруппой, а также и индивидуально. Хорошо, что можно собрать материал под конкретную группу детей, учитывая возраст, уровень развития, интересы, дополнять материал новой информацией, заданиями (материал, размещающийся в конвертах, кармашках можно легко поменять)

Также можно реализовывать дифференцированный подход (задания могут быть различными по сложности, например, в одном кармашке задание для нечитающих детей, в другом – для тех, кто уже умеет читать)

Привлекательность технологии «Лепбук» в том, что это яркое дидактическое пособие, сразу привлекающее внимание дошкольника, оно имеет чёткую структуру, является пособием многоразового использования, так как выполняется из довольно прочных материалов. Является уникальным, авторским, как по своему внешнему исполнению, так и внутреннему содержанию. И, наконец, процесс изготовления лепбука - очень полезное и увлекательное занятие. Лэпбук в своей работе могут использовать не только воспитатели, но и узкие специалисты.

Результаты использования лэпбука:

-быстрое запоминание стихов, пальчиковой гимнастики;

-проявление повышенного интереса к содержанию;

-проявление самостоятельности при работе с лэпбуком;

-проявление интереса со стороны родителей.

 

 

 

Глава 2. Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры посредством исследования воды

Дошкольное детство – это первое звено, где интенсивно проходит накопление знаний об окружающем мире, формируется многогранное отношение к людям и природе. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности.

Экологическое воспитание дошкольников несет в себе: усвоение знаний об окружающей их действительности; усвоение норм и правил поведения в природе; формирование и выработку ответственности за сохранение окружающего мира; развитие эстетических чувств, умение видеть прекрасное, умение наблюдать естественную красоту. Экологическое воспитание помогает осознать близкую связь всего живого на планете, предотвращает враждебные, разрушительные деяния по отношению к природе, ориентирует детскую активную деятельность в позитивное направление и расширяет круг интересов.

Экологическая культура – это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в какую входят: зарождение у детей заинтересованности к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение простых природоведческих познаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по формированию благоприятных условий с целью жизни живых созданий, развитие элементарных понятий о природе, как о величайшей ценности, восприятие ее неприкосновенности, развитие у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.

Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является элементарная исследовательская деятельность. Исходя из того, что мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью, педагогам необходимо строить процесс обучения таким образом, чтобы основные сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом. Этот метод дает возможность ребенку самостоятельно обнаруживать законы природы.

Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность созидать во благо природы, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного и интересного.

Основные направления работы: развитие познавательной активности детей; передача социального опыта в сфере влиянии воды на все живое; вовлечение детей в активное освоение окружающего мира через проведение занимательных опытов и экспериментов с водой; оказание помощи в овладении способами познания связей между предметами и явлениями; развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой, поэтому экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения.

Пробовать и исследовать свойственно маленьким детям. Вода – ежедневный объект природы, с которым человек сталкивается, не замечая, как он важен в нашей жизни (умывается, пьет, готовит пищу, все кругом чистит). Она дает возможность ребенку познать, какая вода на ощупь. При действии с водой у ребенка развиваются различные рецепторы, что обеспечивает сенсорное развитие и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.

Игры с водой, экспериментирование – один из самых доступных способов познания свойства воды. Наблюдая за играми детей с водой, опытами, а так же во время умывания, закаливающих процедур, уходом за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получении знаний и представлении детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и здоровья людей.

Наблюдения и опыты развивают у детей любознательность, наблюдательность и эмоциональную отзывчивость, активизируют восприятие и познавательный процесс. Не стоит забывать о ведущем виде деятельности – игре. При проведении экспериментов и в процессе игры дети получают массу положительных эмоций, делятся друг с другом впечатлениями и приобретают опыт взаимодействия с водой, знакомясь с её свойствами.

Ученые всего мира до сих пор продолжают исследовать уникальные свойства воды. Вода – единственное вещество на Земле, которое существует в природе во всех трёх агрегатных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном (вода, лед и водяной пар). Вода удивительна своими самыми обычными свойствами.

Обычно, среди свойств воды называются такие, как:

-прозрачная,

-бесцветная,

-без запаха,

-текучая,

-принимает любую форму, в которую её налить,

-может замерзать,

-может испаряться,

-вода расширяется и сжимается

-растворяет вещества.

Для ребёнка дошкольного возраста важно чувствовать и ощущать – именно так они познают окружающий мир.

Именно поэтому важно дать ребёнку самому переливать воду, окрашивать её, наблюдать за испарением – это возможность для каждого из них познакомиться со свойствами воды, увидеть в таком простом и привычном для них веществе как вода массу интересных особенностей. Знания, полученные ребёнком в процессе собственной деятельности, а это его опыт, усваиваются прочно и надолго.

Опытно-экспериментальную деятельность должна проходить в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Необходимо формировать у детей старшего дошкольного возраста не только систему знаний и представлений о свойствах и состояниях воды, но и воспитывать у детей основы экологической культуры, учить их бережно относиться к воде и водным ресурсам.

 

 

Глава 3. Лэпбук «Вода – источник жизни».

Актуальность: У детей в дошкольном возрасте развивается эмоционально — целостное отношение к окружающему миру, начинает формироваться нравственно — экологических позиция личности, которая проявляется в разнообразных действиях ребёнка с природой. Перед взрослыми возникает задача дать детям экологические знания, нормы и правила поведения в природе, воспитать сопереживание к окружающему миру, активность в решении некоторых экологических проблем.

В современных условиях жизни от человека требуется не только обычное получение знаний, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими. В связи с этим актуальным становится использование проектно — исследовательского метода, делающего детей не только активными участниками учебно-воспитательного процесса, но и обучающего находить новые способы решения проблем. Используя элементы проблемного обучения, мы развиваем у детей познавательные умения, самостоятельность мышления, раскрываем разнообразные способности ребёнка. Рассматривая проблемы и находя для них решение, дети улавливают взаимосвязи между предметами и явлениями, а также черты, на основе которых и существует эта взаимосвязь. Нужно учить детей самостоятельно решать разнообразные вопросы, требующие актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами явления закон.

Аннотация: Дидактическое пособие лэпбук «Вода – источник жизни» представляет собой картонную папку-передвижку, оформленную самоклеящейся плёнкой. Для придания эстетичности и долговечности пособию все карточки и картинки ламинированы. Все карточки, в которых собрана информация по теме вложены в кармашки и их можно использовать в разных видах образовательной деятельности: в НОД, самостоятельной деятельности и в совместной деятельности педагога с детьми. А так же при организации индивидуальной работы с детьми, при проведении бесед. Работа с лэпбуком позволяет разнообразить работу, повысит познавательный интерес у детей, так как дети самостоятельно, в любое время могут им пользоваться. С помощью изготовленных дидактических игр дети закрепят полученные знания.

Пояснительная записка: Дидактическое пособие лэпбук «Вода – источник жизни» предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.

Цель: Расширить и углубить знания детей о воде, её свойствах, состояниях; о значимости воды в жизни человека и всего живого.

Задачи:

Образовательные:

Систематизировать и закрепить представление детей о воде, о круговороте воды в природе.

Формировать представления о важности воды в жизни человека и всего живого.

Развивающие:

Развивать у детей способность целенаправленно исследовать и наблюдать окружающий мир, анализировать и делать выводы.

Развивать речевые и познавательные способности дошкольников в ходе заучивания пословиц, отгадывания загадок.

Развивать мышление, внимание, память, умение устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать у детей бережное и осознанное отношение к воде; эмоциональный отклик, любознательность.

Стимулировать на самостоятельный поиск решений.

Рекомендации по использованию: Лэпбук «Вода – источник жизни» может быть использован в индивидуально-коррекционной работе с детьми, а также в самостоятельной и игровой деятельности. В лепбуке собраны материалы о воде для развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Содержание лэпбука

1.          Пословицы, поговорки и загадки о воде.

2.          Свойства воды.

3.          Схема «Круговорот воды в природе».

4.          Дидактическая игра «Что плавает? Что тонет? И почему?».

5.          Раскладка «Где в природе есть вода?».

6.          Кармашек с информацией «Вода в природе».

7.          Картотека «Вода нужна всем».

8.          Дидактическая игра «Собери картинку».

9.          Советы капельки.

10.      Картотека «Опыты с водой».

11.      Игра-тренажер «Волшебница – водица».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

Методическая разработка проекта "Чудо-водичка"

Вопросы экологического воспитания занимают одно из важных мест в системе дошкольного образования. Вода - доступный, интересный и глубокий объект для изучения и формирования экологических и гигиеническ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»АВТОРЫ ПРОЕКТА: дети, родители воспитатель – ИВАЩЕНКО ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА ГБОУ 762 общеразвивающего вида. ...

Методическая разработка на тему "Водичка водичка..."

Цель: Начальное формирование экологической культуры ребенка.Задачи:1.Учить детей бережно относится к воде, экономить воду.2.Дать представление какую роль играет вода в жизни человека.3.Показать д...

Методическая разработка исследовательского проекта "Вода-водичка для детей младшего дошкольного возраста"

Цель данного проекта: закреплять знания детей о свойствах воды: холодная, горячая, теплая, умения аккуратно ей пользоваться.Задачи: — участвовать в посильной практической деятельности;- развиват...

Методическая разработка игры-занятия "Вода-водичка"

В методической разработке изложена методика проведения игрового занятия с детьми раннего возраста...