Методическая разработка организации образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей подготовительной к школе группы на тему «Времена года. Зима»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Дубовцева Валентина Николаевна

Содержание занятия заинтерисует тех педагогов, которые увлекаются тризовскими играми. Ознакомление дошкольников с сезонными изменениями в природе, с помощью развивающих игр, будет интересным и захватывающим. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zima_ispravlennyy_7_1.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

организации образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей подготовительной к школе группы на тему «Времена года. Зима»

Воспитатель МБДОУ  д\с №64, г..Ставрополь:

Дубовцева Валентина Николаевна

Цель: создание условий для формирования у дошкольников позитивных установок к познавательной деятельности, формирования первичных представлений о временах года.

Задачи:

- развивать речь, воображение, способность к фантазированию;

- продолжать формировать целостную картину мира,  закрепить знания детей о временах года; систематизировать представления о зиме, помочь увидеть причинно-следственные связи; пополнять, уточнять и активизировать словарный запас детей по теме «Зима»; формировать познавательный интерес;

- воспитывать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Работа над словарём:  название месяцев,  мороз,  холод,  вьюга,  метель.

Методы: наглядный, словесный, введение в игровую ситуацию, информационно-рецептивный.

Виды детской деятельности: социально-познавательная, коммуникативная, игровая.

Планируемые результаты:

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, использовать речь для выражения своих мыслей.

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими.

Ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать и делать выводы.

Открыт новому,  то есть проявляет стремление к получению знаний.

Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: картинки с изображением «зимних» предметов и дополнительные картинки; листы картона и маркеры, модель снежинки; 2-3 изображения зимы с простыми сюжетами, нарисованными для детей (зимние забавы, праздник, город зимой) и они же разрезанные на равные части; паровозик времени; картинка «системный лифт» и карточки для рисования схем; листы бумаги по количеству детей и карандаши; изображения «друдлов».

Организация и методика проведения

1. Организационный этап.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами об одном из времен года. Вы уже много узнали о временах года, можете отгадывать загадки, быстро отвечать на вопросы. И сегодня можете выбрать способ с помощью которого вы узнаете о каком времени года пойдет речь. Вы хотите, чтобы я загадала вам загадку, задала простой вопрос или показала картинку или предмет подсказку? (Воспитатель выслушивает ответы детей и дальше действут в зависимости от выбранного детьми способа.)

Загадка о зиме:

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла... (Зима)

Вопросы: В какое время года на улице дует сильный ветер? В какое время года на улице становится холодно? В какое время года птицам не хватает корма? В какое время года выпадает снег?

Предлагаемый предмет - варежки: Что это? Зачем они нужны? В какое время года они могут пригодиться?

Предлагаемая картинка – предметы зимних забав: санки, лыжи, коньки: Что это? Для чего это нужно? В какое время года это может пригодиться?

(Воспитатель вместе с детьми делает вывод о том, что тема сегодняшней беседы  - время года зима).

2. Мотивационный этап.

Воспитатель: Вы любите зиму? За что вы любите зиму? Зима она какая? Выберите символ зимы? (Из символов: солнце, дождь, снежинка, радуга дети выбирают снежинку.)

Воспитатель: А знаете ли вы какие бывают снежинки? А снежинки оказываются бывают разные и очень не похожи друг на друга. Сегодня мы с вами, играя в необычные игры, сможем собрать много снежинок и еще раз рассмотреть их и убедиться в том, что они разные. Кто хочет искать снежинки вместе со мной? 

(Дети вместе с воспитателем подходят к столам-станциям, на каждом из котором, лежит задание.)

3. Образовательный этап.                                            

Задание на классификацию.

Воспитатель: А что такое снежинка? Снежинка- это кристалл воды, который может существовать только при низких температурах и эти кристаллы бывают очень разной формы.

- Итак, задание первое: назовите пожалуйста несколько «зимних» слов, обозначающих зимние явления в природе.  (мороз, снежинка, лед, сугроб, метель, холод, сосулька). Чтобы их запомнить, я напишу слова на карточках. (Отбираются слова обозначающие объекты и явления природы) А, теперь послушайте весёлые вопросы о тех явлениях, которые вы назвали и постарайтесь на них ответить:

Какая наощупь зима?

Какой на вкус мороз?

Какого цвета холод?

Какой формы метель?

Как пахнет снежинка?

Какой звук у сугроба?

И т. д.

(По окончании каждой игры из «волшебной коробочки» дети выбирают себе снежинку и складывают каждый в свой конверт с именем.)

Игра «Загадочные картинки» (системный подход).

Воспитатель: Следующая игра называется «Загадочные картинки». А загадочные они потому что,  помогут вам придумать загадки. На столе разложено много картинок, но вы можете выбрать только те, которые связаны с зимой. (Картинки: санки, валенки, лыжи, шуба, коньки, варежки, снегоход, печка, снеговик, Снегурочка, Дед Мороз и другие не по теме.) Возьмите себе по одной картинке. Сейчас мы по очереди будем загадывать загадку о предмете, при этом нужно называть только части этого предмета. Например: - У моего предмета есть сиденье, полозья., верёвка…( Санки) (Далее дети берут по очереди картинки и загадывают загадки).

Игра  «Угадай-ка»

Картинки с изображением различных зимних сюжетов разрезаны на 12 – 16 частей. Картинка лежит на столе изображением вниз. Наугад по желанию детей открывают один квадрат. Дети рассматривают его, предполагают, часть какой картины он является. Когда варианты исчерпаны, открывают следующий квадрат. И так до тех пор, пока не будет отгадано. (Дети хорошо знакомы со всеми изображениями).

Игра «Что сначала, что потом».

Воспитатель: Сколько времён года? Могут времена года идти не по порядку? Давайте повторим.  Сначала осень, а потом? - Зима. - А потом? - Весна. - А потом? - Лето. А потом? – Осень.-  А потом? – Зима? И т. д., два – три раза, что бы дети почувствовали цикличность сезонов. Можно использовать наглядную модель смены времен года.

Воспитатель: В какое время года мы катаемся на лыжах?

Физминутка: А как мы катаемся на лыжах?

Мы на лыжах в лес идём.

 Мы на лыжах в лес идём,

 Мы взбираемся на холм.

 Палки нам идти помогут,

 Будет нам легка дорога. (Дети машут руками, словно работают лыжными палками.)

 Вдруг поднялся сильный ветер,

 Он деревья крутит, вертит

 И среди ветвей шумит.

 Снег летит, летит, летит. (Вращение туловищем вправо и влево.)

 По опушке зайчик скачет,

 Словно белый мягкий мячик.

 Раз прыжок и два прыжок -

 Вот и скрылся наш дружок! (Прыжки.)

 Хоть приятно здесь кататься,

 Надо снова заниматься. (Дети садятся на стулья.)

Игра «Хорошо-плохо» (Метод противоречий)

 Выбираем любой зимний объект  и предлагаем детям придумать плюсы и минусы для него. Вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

- Кататься на лыжах это хорошо, потому что....

- Кататься на лыжах это плохо, потому что....

Аналогично со словами снег, мороз, праздник.

Игра "Один - хорошо, много - плохо"

Воспитатель: Давайте немного пофантазируем. Вот, например, мы выяснили с вами, что самая маленькая частичка зимы это -….снежинка. Снежинка зимой хорошо, потому что она красивая, она нужна для природы зимой, когда снежинок много – весело детям играть со снегом, а взрослые занимаются зимними видами спорта. А теперь, представьте себе, что будет, если, например снег будет подать много дней подряд, то это плохо, почему? Снега нападает столько, что люди не смогут его убрать, засыпет все дороги, может засыпать дома под крыши, люди не смогут выйти  на улицу и т. д. (Можно рассмотреть варианты с сосульками, снеговик)

Игра «Что хорошо, то и плохо»

- Зимой падает снег. Снегопад – это хорошо. Почему?

- Земля становиться красивой, много снега, можно лепить снежки.

- Лепить снежки – это плохо. Почему?

- Могут замёрзнуть руки. Это хорошо, почему?

- Будут закаляться. Это плохо, почему?

- Могут и заболеть.

Игра «Продолжи историю». Игру лучше проводить с использованием какой-либо «эстафетной палочки» (в ее роли может выступать мячик, игрушка, любой предмет). 

Первый участник игры (взрослый) говорит фразу и передает «эстафету» второму участнику (ребенку). Второй участник должен повторить фразу и продолжить ее, объяснив, почему это событие произошло и передает «эстафету» следующему участнику (или назад взрослому). Участник, получивший «эстафетную палочку», повторяет объяснение предыдущего участника игры и придумывает к нему свое объяснение и т.д.  Например. Дети пришли на праздник.  Почему?  Потому что скоро Новый год. Почему Новый год? Потому что заканчивается год. Почему заканчивается год?  Потому что скоро первое января.  Почему скоро первое января?  Потому что так в календаре написано. И т. д.

Игра «Что может произойти, если...» (Выявление причинно-следственных связей)

Помочь детям увидеть последствия разнообразных жизненных ситуаций, показать множественность как хороших (или нейтральных), так и негативных последствий. Очень хорошо использовать при беседах на тему безопасности, вероятность отрицательного развития событий необходимо учитывать.

- Если не высушить мокрую одежду и обувь после прогулки, то ...

- Если есть снег и сосульки, то ...

- Если положить снег на ладонь, то ...

- Если наступить в лужу, то ...

- Если бросит снежок в окно, то ...

- Если гололедиц, то ...

- Если сильный мороз на улице, то.

- Если накатать много снежных комков, то.

Игра «Волшебные картинки» (Аналогии, ассоциации)

Включить негромкую приятную музыку, лучше небольшие отрывки или саундтреки на 1-2 минуты. Под эту музыку предложить детям рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Можно закрыть глаза. Когда музыка закончится, нужно посмотреть на свой рисунок и найти в нем знакомые образы - предметы, образы животных, людей и т.д. Предложите раскрасить и дорисовать необходимые части.

Игра  «Друдлы»

Друдлы - задачи-головоломки, в которых нужно домыслить: что изображено на картинке. Каждый друдл имеет множество ответов. Лучший ответ тот, который мало кому приходит в голову, но как только его озвучат - он оказывается очевидным. Самые первые и простые друдлы - геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Чем старше ребенок, тем сложнее могут быть изображенные линии и фигуры.

4.Рефлексия.

Воспитатель: Что мы с вами делали сегодня? (Собирали снежинки.) А как мы это делали? Для чего мы это делали? (Чтобы рассмотреть их и убедиться в том, что снежинки бываю разные.)

5.Итоговый. Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Воспитатель предлагает детям высыпать все снежинки на серебристый столик и рассмотреть: сгруппировать по размеру, по форме, по количеству  звеньев и т.д. Вместе с детьми придумывают, по какому признаку еще можно сгруппировать снежинки, выясняют, есть ли одинаковые?  Можно также предложить детям посчитать снежинки, составить из них пары, красивый узор, изготовить панно и др.

Детям предлагается на выбор способ изготовить свою снежинку: вылепить, вырезать, нарисовать, смастерить из бумаги или других изобразительных материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по социально- личностному развитию в подготовительной к школе группе"Мы дружные ребята"

Методическая разработа непосредственно образовательной деятельности по социально- личностному развитию направлена на формирование социальных навыков ребёнка, представлений о нормах и правилах общения ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использование элементов ТРИЗ-технологии для детей подготовительной к школе группы на тему «Времена года»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использование элементов ТРИЗ-технологии для детей подготовительной к школе группы на тему «Времена года», а также презентаци...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе по теме: «Путешествие в морские глубины»

Технологическая карта организованной образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе по теме: «Путешествие в морские глубины»...

Разработка конспектов образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе

Аппликация  с  использованием  нетрадиционных  техник  способствует  развитию творчества  у  старших  дошкольников. Разработан цикл  интегрированной...

Педагогическое мероприятие с детьми подготовительной к школе группы на тему "Время года -зима"

Педагогическое мероприятие с детьми подготовительной к школе группы на тему "Время года-зима". Образовательная область Познавательное развитие Ознакомление с природой...