Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Кузьминых Светлана Ивановна

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, так как считают их произведения устаревшими и неинтересными.
Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность произведений  С. Я. Маршака.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.ya_.marshak.docx34.61 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака

детей старшего дошкольного возраста»

 

                                                             

Кузьминых Светлана Ивановна                                                                                                                                                                               воспитатель,

                                  СП  «Детский сад «Белочка» ГБОУ СОШ с. Курумоч

«Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет.

 Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет.»

Пожелания друзьям С. Я. Маршак.

Название проекта: «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака»

Вид проекта:

  • По направленности:  информационно - творческий. 
  • По количеству участников: групповой.
  • По продолжительности: краткосрочный.

Длительность работы над проектом: 1 неделя (07.02 -11.02.2022г).

Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

В этом году исполняется 135 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака.

Самуил Маршак является известным советским поэтом и автором многочисленных книг для детей. Уже более семи десятков лет первыми стихами, с которыми знакомятся малыши, являются стихи С. Я. Маршака. С них начинается изучение красоты и удивительного разнообразия окружающего мира при помощи легкого и доступного детям языка поэзии.
Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какие только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание

Актуальность проекта: 

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность произведений  С. Я. Маршака.

Цель проекта: Познакомить детей старшей группы с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака. Прививать интерес и любовь к книге, чтению.

Задачи:

  • Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
  • Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака.
  • Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир…
  • Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
  • Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов…
  • Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы. Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.
  • Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
  • Приобщить родителей к семейному чтению литературы.

Гипотеза – педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Ожидаемые результаты:

Оснащение развивающей среды в группе:

  • Библиотека произведений С. Я. Маршака.
  • Оформление книг, альбома рисунков по произведениям С. Я. Маршака
  • Создание развивающих игр
  • Театрализованные игры

2.Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.

3. Активное участие родителей в реализации проекта.

4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.

5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.

6. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.

7. Развитие интереса к литературе, творчеству с. Я. Маршака.

8. Популяризация семейного чтения.

9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.

10. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

План реализации проекта:

Подготовительный этап:

• Составление паспорта проекта.

• Подбор детской художественной литературы для чтения детям (произведений

• С. Я. Маршака) .

• Подготовка презентаций.

• Подготовка атрибутов к подвижным играм.

• Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.

• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Практический этап:

Реализация проекта: «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака»

 НОД:

1.Познавательное развитие: «Знакомство с творчеством С.Я. Маршака»

2.Рисование: «Усатый полосатый»

3.Лепка «Детки в клетке»

4. Аппликация: «Поезд»

5.Конструирование «Вокзал» из напольного конструктора «Лего»
6. Развитие речи:
«Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель» 
Заучивание стихотворения «Где обедал воробей?»

Образовательная область

Формы организации

образовательной деятельности

«Познавательное развитие»

  • Беседы: «Детский  поэт С. Я. Маршак»,
    «Друг детей С.Я. Маршак»,
    «Волшебный мир сказок»,

 «Как писались сказки».

  • Рассматривание альбома: «Веселые сказки Маршака С.Я.»
  • Просмотр презентации «Детские годы С. Я. Маршака».
  • Просмотр мультфильмов по произведениям С. Я. Маршака;

             «Вот какой рассеянный»

«Двенадцать месяцев»

  • Д/ и «Собери сказку», «Хорошо – плохо», «Оцени поступок»
  • Д/у «Скажи наоборот», «Угадай из какой сказки персонаж»
  • Математическая игра по мотивам произведений С. Я. Маршака;

- «Убери лишнее»;

- «Назови последовательность» («Где обедал воробей?»);

  •  игры со счётными палочками – выкладывание вокзала («Вот какой рассеянный»);
  •  игра «Посчитай-ка» («Веселый счет»)
  • Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака.

«Социально – коммуникативное развитие»

  • Д/и «Загадки и отгадки», «Найди пару» «Сложи картинку», «Четвёртый лишний»
  •  Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» по стихотворению «Детки в клетке»
  •  Развитие умения использовать в сюжетно-ролевой игре постройки собственного конструирования «Зоопарк»
  • Инсценировка стихотворения «Вот какой рассеянный»
  • Приобщение к элементарным общепринятым нормам
  •  Воспитание любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»
  •  Закреплять знания о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»
  •  Воспитания правил поведения и безопасности в общественных местах, например, в транспорте
  •  Развитие умения распределять роли в театрализованной игре «Зоопарк»

«Художественно –эстетическое развитие»

  • Рисование по произведению «Детки в клетке», «Радуга»
  •  Аппликация «Перчатки» - по стихотворению «Перчатки»
  • Лепка  - по стихотворениям «Детки в клетке», «Усатый полосатый».

«Речевое развитие»

  • Чтение сказок

- «Багаж»

- «Сказка о глупом мышонке»

- «Где обедал воробей?»

- «Вот какой рассеянный»

- «Двенадцать месяцев»

- «Круглый год»

- «Детки в клетке»

- «Ванька-встанька»

- «Усатый полосатый»

- «Рассказ о неизвестном герое»

  •  Беседы по прочитанным сказкам.
  •  Заучивание стихотворения «Где обедал воробей?»

«Физическое развитие»

  • Участие в физкультурном досуге по мотивам сказки «Кошкин дом»
  •  Воспитание опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом
  • Воспитание потребности в соблюдении режима по стихотворению «Ванька-Встанька»

Итоговый этап:

  • Ознакомление родителей с результатами проведённой недели.
  •  Выставка рисунков по произведениям Маршака
  •  Выставка книжек – самоделок по произведениям С. Я. Маршака
  • Литературная викторина «Путешествие по произведениям С. Я. Маршака».

Результаты проекта:

Практическая значимость:

- обобщение знаний у детей о С. Я. Маршаке и его произведениях

- развитие умение отгадывать загадки

- развитие артистических способностей детей

- воспитание интереса к родной литературе, к творчеству С. Я. Маршака

Вывод:

За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями поэта.

Дети разучили несколько новых понравившихся стихотворений из сборников С. Я. Маршака «Круглый год» и «Детки в клетке».

Очень весело прошел у нас физкультурный досуг с подвижными играми “Рассказ о неизвестном герое”; “Пожар”; “Кошкин дом”; “Жил на свете слоненок”. Было очень интересно.

Также познавательной оказалась сюжетно-ролевая игра «Вокзал». В первой половине дня дети из больших строительных блоков создавали здание вокзала, потом в ход пошли стулья, мягкий конструктор. Очень пригодились для этой постройки иллюстрации в книжках С. Я. Маршака, т. к. у современных детей мало собственных познаний о вокзале, поездах и поездках на поезде. Во второй половине дня игра получила сюжетно-ролевое направление. Развитие сюжета началось по стихотворению «Багаж». По ходу игры распределялись роли, раздавались атрибуты и костюмы. Дети много узнали из жизни вокзала: о пассажирских и товарных поездах, о правилах поведения в транспорте.

         В беседе о правилах поведения на дорогах нам очень помогло                              

         стихотворение «Мяч».

А формирование элементарных математических представлений очень раскрасило использование стихов «Веселый счет».

Интересно прошла театрализованная игра «Зоопарк». Эта тема детям хорошо знакома, но благодаря стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?», дети узнали новых животных, выучили стихи, а также потренировались образовывать множественное число названий детенышей в разных падежах. В заключении дети создали из пластилина свой зоопарк.

Дети закрепили умение рисовать иллюстрации к стихотворению, соблюдая цветовую гамму и последовательность, в итоге получилась книга.

Интересно прошла викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака с использованием слайд-шоу.

Выдвинутые ранее нами гипотезы подтвердились, организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствует развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Список  литературы:

1. Маршак С.Я., Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. - М.:
Художественная литература, 1968. - С. 5-15.

2. Владимирова Л.А. «Поэзию я полюбил очень рано…» : [сценарий путешествия по Стране Маршака для детей 7-9 лет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2007 . - № 9. - С. 4 - 8.

3. Зархи С. Б. «Я думал, чувствовал, я жил…» : [сценарий литературного вечера о Маршаке для старшеклассников] // Читаем, учимся, играем. - 2007. - № 8. - С. 11 - 21.

4. Киселёва Т. Это имя помнят и ребята, и взрослые : [из опыта работы библиотеки по популяризации творчества С.Я. Маршака] // Библиотека. - 2002. - № 10. - С. 42 - 44.

5. Миронова М. Чайнворд по стихотворениям С. Маршака // Жили-были. - 1996. - № 9. - С. 7.

6. Светлова Г. Что такое стихи? : [конспекты занятий по произведений С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 6. - С. 101 - 104.

7. Сорокина Н. В гостях у сказки : [театрализованная игра по сказкам С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5. - С. 133 - 136.

8. Тикунова Е. «Мальчик из села Поповки» : [беседа по стихотворению С. Я. Маршака о войне] / Е. Тикунова. У войны не детское лицо // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 3.

9. Чурилова Э. Двенадцать месяцев : [пьеса по сказке С.Я. Маршака в варианте, доступном для дошкольников] // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. - С. 99 - 110.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИТЕРАТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ С. Я. МАРШАКА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Тема проекта:«Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей среднего дошкольного  возраста»Актуальность проектаСовременные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писат...

Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»

Цель проекта:Познакомить детей старшей группы с творчеством советского детского поэта С. Я. МаршакаЗадачи проекта:·         Познакомить детей с биографие...

Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать вос...

проект «Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века.Данный проект доказывает а...

Проект "Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста"

Очень важно приобщать детей к литературе своего народа, поскольку обращение к своему  отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, умение видеть красоту р...