"Экопомощники" исследовательский проект дошкольников
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Наталья Владимировна Кокорина

Актуальность: Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру» и к окружающим людям.  Содержание работы по экологическому воспитанию – это формирование осознанно-правильного отношения к природным объектам и явлениям, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве [С.Н. Николаева Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – с.5].

Сформировать осознанно-правильное отношения к природным объектам в дошкольном возрасте невозможно без специально созданных условий. 

Мы живём в отдалённом северном посёлке, климатическая зона тундра. Основной труд людей села это оленеводство и рыболовство. По моим наблюдениям многие объекты живой природы (животные, птицы, рыбы) дети наблюдают воочию и имеют о них представления.  Многие дети на выходные и праздники выезжают к родственникам в тундру, чтобы пожить в чуме, быть ближе к своим родовым корням. И та природа которая их окружает понятна детям. А как быть с миром растений? В суровом климате Заполярья для произрастания растений природные условия сложные.  Лето очень яркое, но короткое (не больше двух недель). Если в умеренной климатической зоне почти в каждой семье есть сад или приусадебный участок и у детей ненавязчиво формируется практический опыт от каких-либо действий с растением (например, весной помогают старшим родственникам сеять горох). В наших отдалённых северных посёлках таких условий для выращивания растений нет. В детском саду у нас проходит посадка «Огород на подоконнике», в нём дети получаю практический опыт выращивания растений из семян и способу ухода за ним. Отталкиваясь от тех знаний, которые есть у ребёнка (старшего дошкольника) мы придумали ещё один проект, который расширит представления у детей о растениях, строении растений и способах их выращивания. Это проект называется «Зелёный огород», и реализуется в нашем детском саду больше трёх лет.  Содержание работы в проекте «Зелёный огород» - это использование гидропонных устройств для выращивания растений. Из своего опыта работы над данным проектом заметила, что детей гидропонные устройства привлекают, им интересно взаимодействовать с ними. В установках растения растут достаточно быстро, дети визуально, почти ежедневно, отмечают изменения, произошедшие с растениями.  Но чтобы знания были логичны, последовательны и был придуман краткосрочный, детско-родительский проект «Экопомощники». Кратковременный проект «Экопомощники» предваряет и направляет в последующую деятельность над долгосрочным проектом «Зелёный огород».

Новизна проекта «Экопомощники» - это привлечение и объединение родителей и детей в поиске и обработке необычной информации.

Постановка проблемы: получение предварительных знаний о гидропонных устройствах, знаний о природных объектах которые в нём используются для предстоящей деятельности в более крупном проекте «Зелёный сад». 

Цель проекта: в исследовательской деятельности формировать у старших дошкольников умение находить эффективную информацию и делиться с ней со сверстниками.

Задачи проекта:

  • собирать и анализировать информацию о гидропонной установке «Домашний сад» (сравнить функционал устройства «Домашний сад» с грядкой на огороде);
  • устанавливать причинно-следственные связи между природными объектами (откуда появился перлит и почему его можно использовать в гидропонной установке, а не землю и песок);
  • воспитывать умение делать самостоятельные выводы и делиться информацией со сверстниками.

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Новопортовский детский сад «Теремок»  

Исследовательский проект дошкольников

номинация «Экология»,

возрастная категория детей

от 6 до 7 лет,

срок реализации 2 недели

                                         

Кокорина Наталья Владимировна

                                                  учитель-логопед МБДОУ Новопортовский детский сад «Теремок»

с. Новый Порт

2022 г.

Актуальность: Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру» и к окружающим людям.  Содержание работы по экологическому воспитанию – это формирование осознанно-правильного отношения к природным объектам и явлениям, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве [С.Н. Николаева Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – с.5].

Сформировать осознанно-правильное отношения к природным объектам в дошкольном возрасте невозможно без специально созданных условий.  

Мы живём в отдалённом северном посёлке, климатическая зона тундра. Основной труд людей села это оленеводство и рыболовство. По моим наблюдениям многие объекты живой природы (животные, птицы, рыбы) дети наблюдают воочию и имеют о них представления.  Многие дети на выходные и праздники выезжают к родственникам в тундру, чтобы пожить в чуме, быть ближе к своим родовым корням. И та природа которая их окружает понятна детям. А как быть с миром растений? В суровом климате Заполярья для произрастания растений природные условия сложные.  Лето очень яркое, но короткое (не больше двух недель). Если в умеренной климатической зоне почти в каждой семье есть сад или приусадебный участок и у детей ненавязчиво формируется практический опыт от каких-либо действий с растением (например, весной помогают старшим родственникам сеять горох). В наших отдалённых северных посёлках таких условий для выращивания растений нет. В детском саду у нас проходит посадка «Огород на подоконнике», в нём дети получаю практический опыт выращивания растений из семян и способу ухода за ним. Отталкиваясь от тех знаний, которые есть у ребёнка (старшего дошкольника) мы придумали ещё один проект, который расширит представления у детей о растениях, строении растений и способах их выращивания. Это проект называется «Зелёный огород», и реализуется в нашем детском саду больше трёх лет.  Содержание работы в проекте «Зелёный огород» - это использование гидропонных устройств для выращивания растений. Из своего опыта работы над данным проектом заметила, что детей гидропонные устройства привлекают, им интересно взаимодействовать с ними. В установках растения растут достаточно быстро, дети визуально, почти ежедневно, отмечают изменения, произошедшие с растениями.  Но чтобы знания были логичны, последовательны и был придуман краткосрочный, детско-родительский проект «Экопомощники». Кратковременный проект «Экопомощники» предваряет и направляет в последующую деятельность над долгосрочным проектом «Зелёный огород».

Новизна проекта «Экопомощники» - это привлечение и объединение родителей и детей в поиске и обработке необычной информации.

Постановка проблемы: получение предварительных знаний о гидропонных устройствах, знаний о природных объектах которые в нём используются для предстоящей деятельности в более крупном проекте «Зелёный сад».  

Цель проекта: в исследовательской деятельности формировать у старших дошкольников умение находить эффективную информацию и делиться с ней со сверстниками.

Задачи проекта:

  • собирать и анализировать информацию о гидропонной установке «Домашний сад» (сравнить функционал устройства «Домашний сад» с грядкой на огороде);
  • устанавливать причинно-следственные связи между природными объектами (откуда появился перлит и почему его можно использовать в гидропонной установке, а не землю и песок);
  • воспитывать умение делать самостоятельные выводы и делиться информацией со сверстниками.

Методы и приёмы работы: метод работы с дошкольниками – проектная деятельность.  

Ожидаемые результаты: последовательное изложение нового материала поможет детям уловить взаимосвязь между природными объектами, которые используются в гидропонной установке «Домашний сад», что в свою очередь поможет перейти к следующему этапу работы над проектом «Зелёный огород».

Этапы работы:

1. Предварительный этап:

Цель: установить какой информацией владеют родители и дети;

Мероприятие: в совместной беседе с детьми и родителями были заданы вопросы: «Знают ли они о способах выращивания растений в гидропонных установках?», «Какие материалы в них используется?». Из беседы стало понятно, что родители о гидропонике имеют сведения либо смотрели по телевизору, либо видели, как выращивают растения с применением гидропонных устройств в детском саду, либо читали и просматривали фотографии на сайте детсада. Дети (участвующие в проекте) не имели представлений.

Руководитель проекта консультирует родителей по поиску материала, вместе определяем источники информации, из которых можно получить сведения.

Срок: 1 день.

Ответственные: Кокорина Н.В., руководитель проекта

2. Основной этап:

Цель: определить с родителями и детьми в каком направлении они будут вести свои работы.

Мероприятия: Родители   предложили разделиться по направлениям поиска ответов на вопросы, а через условное время встретиться и обменяться каждый своей информацией.

 У каждой пары (родитель и ребёнок) были вопросы для изучения.

 Вопросы парам:

1. Проанализировать что такое гидропонная установка «Домашний сад» сравнивая её с огородом приусадебного участка (отметить чем похожи).

2. Откуда появился перлит?

3. Почему в гидропонных установках используется именно перлит, а не земля и песок?

Родители определились со способами решения проблемы выбрав вопрос, на который будут искать ответ.  

Таким образом: выбор родителей определил содержание работы над частью проекта. Содержание проекта это: сбор информации о гидропонной системе «Домашний сад»; проведение опытов почему в установке используется перлит, а не земля и песок; поиск информации откуда появился перлит?

 Каждая пара должна была зафиксировать свой ответ удобным им способом. Срок: 5 дней

Ответственные: родители участников проекта «Экопомощники» Яптик В.А., Бесшерстая Е.В., Дедова И.Н.

3. Заключительный этап:

Цель: поделиться собранной информацией между собой и со сверстниками из группы.

Мероприятия: обмен информацией между детьми. Доклад выступающих. Продумать вместе с детьми логику изложения материала для сверстников, договориться об очерёдности выступления. Помогаю выступающим проводить доклад для   подготовительной группы с использованием:

  • макета вулкана;
  • стенда, в котором сравнили грядку с огорода и гидропонную установку «Домашний сад»;
  • подготавливаю оборудование для демонстрации опытов. Опыты смотреть в приложении №1.
  • Объясняю детям подготовительной группы способ получения из вулканической породы минерального вещества - перлит. Смотреть в приложении №1.

Срок: 1 день

Ответственные: докладчики Дедов Александр, Яптик Тимофей, Бесшерстая Варвара. Руководитель проекта Кокорина Н.В.

Результат работы: защита проекта видео-выступлением для городского конкурса проектов «Юный исследователь» город Омск. Выступление прилагается, ссылка в заявке на участие. Презентация работы над проектом. Ссылка указана в заявке.

Приложение №1

 «Почему в гидропонной установке используют перлит, а не песок или землю?»

Опыт №1 «Что легче?»

Цель: отметить свойства перлита – лёгкость.

Оборудование: 3 прозрачных стаканчика, песок, земля, перлит, мерная ложка, вода.

Проведение опыта: налить в прозрачные стаканчики воду и насыпать в них землю, перлит, песок. Обратить внимание: что тяжёлое она опустилось на дно, лёгкий материал плавает на поверхности, не тонет.

Вывод: значит перлит лёгкий, потому что в нём много воздуха.

Опыт №2 «Какой из предложенных материалов будет держаться в горшочках с прорезями?»

Цель: обратить внимание что округлая форма перлита помогает ему удерживаться в горшочке.

Оборудование: 3 горшочка (из гидропонного устройства) с прорезями, песок, земля, перлит, мерная ложка, поднос.

Проведение опыта: поочерёдно в горшочки с прорезями мерной ложкой насыпать песок, землю, перлит. Обращать внимание, что происходит с материалами?

Вывод: перлит округлой формы, похож на камешки поэтому лучше других предложенных материалов держится в горшочке с прорезями.

Опыт №3 «Какой из предложенных материалов лучше удерживает воду?»

Цель: обратить внимание детей на свойство перлита удерживать воду, впитывать её.

Оборудование: 3 прозрачных стаканчика, песок, земля, перлит, мерная ложка, вода.

Проведение опыта: намочить песок, землю и перлит в небольшом количестве воды и поставить в тёплое место. Через некоторое время проверить и обратить внимание, что произошло с материалами?

Вывод: перлит лучше всех удерживает воду. не даёт ей испаряться.

Приложение №2

Разъяснительная беседа «Как получают перлит?»

Цель: объяснение детям одного из свойств вулканической породы при нагревании вспучиваться, становиться лёгким.

Ход беседы:

Вспомните, мы смотрели видеофильм «Чевостик: про вулканы» ссылка на видео  https://www.youtube.com/watch?v=aEchaVYEXoY и что вы запомнили? Извержение вулкана – это очень мощный природный катаклизм. Всегда извержение вулкана сопровождается чем? Чем опасен вулкан? Как называется профессия тех людей, которые изучают вулкан? Как может человек себя обезопасить, если он вдруг оказался рядом с действующим вулканом?  Но мы с вами говорим о том, что человек получает и пользу от вулкана.  Вулкан извергается, из него вытекает, выплёскивается или выбрасывается что? А какая эта может быть польза от лавы? Правильно, в процессе извержения вытекает из вулкана раскалённая лава, которая и опасна для всего живого и несёт в себе пользу. Ведь в лаве много минералов, которые лежат в толще Земли. Лава тащит за собой эти минеральные вещества на поверхность земли. Лава, в которой есть минеральные вещества остывает и превращается в вулканическую породу. В вулканической породе много минеральных веществ, а это очень полезно для растений. Ребёнку витамины полезны, почему? Вот и растениям очень полезны минеральные вещества, оно от минеральных веществ лучше растёт. Но как добыть из вулканической породы полезные минералы? Вулканическую породу человек собирает, отвозит на предприятие и дробит, она становится мелкой, как крупа. Человек давно подметил, что если нагреть мелкие кусочки вулканической породы, то она вспучивается, становится белой, лёгкой так получается перлит. И в ней остаются полезные минералы для растений.  А может вспомнить из вас одно лакомство, которое любят дети и взрослые? Оно в жёлтых зёрнах и сначала твёрдое, а когда его разогреешь в микроволновке оно вспучится и превратится в круглый шарик. Что это? Его ещё насыпают в большие стаканчики? Правильно, это попкорн. Вот и получение перлита из твёрдой вулканической породы похоже на получение попкорна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ: ДОШКОЛЬНИКАМ О БЕЗОПАСНОСТИ

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожно...

Проект "Дошкольник в мире шахмат"

Проект «Дошкольник  в мире шахмат»Цель проекта: Создание  условий для развития личностного и интеллектуального развития, формирования  общей культуры посредством обучения иг...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДОШКОЛЬНИК БЕЛОГОРЬЯ»

Современная система дошкольного образования ориентирована на полноценное развитие личности каждого ребенка. Нынешние жизненные темпы требуют формирования социально активной личности. Постоянно повышаю...

Проект для районного конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Почемучка – 2020» Тема: «Почему молоко белое, если корова ест зеленую траву.»

Проект для районного конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Почемучка – 2020» Тема: «Почему молоко белое, если корова ест зеленую траву.»...