ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
материал по окружающему миру

Лутфуллина Алия Ахнафовна

Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки, у крошечной лужицы. И мы с вами помогаем детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

 Приглашаю вас поговорить о проблемах, которые возникают в процессе экологического воспитания детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Цель:  закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста; уточнение зависимости экологического воспитания от познавательного и речевого развития детей; сплочение коллектива; установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде дошкольного учреждения.

Задачи:

- уточнение знаний педагогов по теме познавательного и речевого развития дошкольников и их значения для экологического воспитания детей;

- создание в коллективе обстановки творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми по экологическому воспитанию;

-  развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы;

- контроль за соблюдением педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

Правила игры:

- уметь слушать других;

- вырабатывать общее решение вопроса;

- принимать активное участие в игре;

- не оспаривать оценку жюри;

- соблюдать культуру речи и тактичность;

- придерживаться регламента.

Организация игры.

Педагоги разделены на 2 команды.  Каждая команда сидит за своим столом  На столах лежат колокольчики. Если команда готова ответить на вопрос, она подает сигнал колокольчиком. Если ответ неверный, право ответа переходит к другой команде. Команды имеют право дополнять ответы соперников, вступать в спор после ответа. Окончательное решение о правильности ответа принимает жюри.

Оборудование: плакаты,  интерактивный экран, картины с пейзажами, музыкальные записи со звуками природы, колокольчики, фотографии с детским экспериментированием, оборудование для экспериментирования, выставка детских книг о природе, животных, фишки красного и синего цвета.

Вступительное слово.

Ведущий. Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки, у крошечной лужицы. И мы с вами помогаем детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

Сегодня я приглашаю вас поговорить о проблемах, которые возникают в процессе экологического воспитания детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку взрослый мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Как донести до детей основы экологических знаний? Как сформировать интерес и бережное отношение к природе в ходе познавательного и речевого развития? Об этом мы говорим сегодня  на педагогическом совете, и этой теме посвящена наша деловая игра. За вашими плечами, уважаемые педагоги, опыт, позволяющий высказывать свои суждения по обсуждаемым вопросам.

Разминка.

Чтоб игру скорей начать,

Надо нам мозги  размять,

Не руками, и не скалкой –

Знаниями и смекалкой.

Ведущий. Отвечайте на вопросы быстро, кто знает ответ – подает знак колокольчиком.

Самый лучший пернатый певец России? (соловей)

Самый музыкальный цветок? (колокольчик)

Самая красивая птица в мире? (павлин)

Какой водой нужно поливать комнатные растения? (теплой, отстоянной, дождевой)

Назовите лучшее время для пересадки растений? (осень, весна)

Какое животное всегда при деньгах? (поросенок, у него всегда есть пятачок)

Круглый, овальный или квадратный цветник? (клумба)

Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)

Автор программы «Экологическое воспитание дошкольника» (С. Н. Николаева)

Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы. (наблюдение)

Сколько надо взять букв «а», чтобы получить птицу. (сорока)

Относительно новое название опытов в природе. (экспериментирование)

Они окрашивают и отображают эмоциональную и поэтическую сторону знакомства с природой. (стихи)

Она же и туристская, и экологическая. (тропа)

Какую лекарственную траву и слепой знает? (крапива)

Какая ягода заменяет лимон? (клюква)

Книга, в которую заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных. (Красная)

Задание № 1. Вопросы по теме игры.

Учим мы любить природу

Наших маленьких детей,

Открываем им мы дверцу

В мир растений, птиц, зверей…

Познаем и наблюдаем,

Книжки разные читаем

О зверушках и цветах,

О родных полях, лесах…

Ведущий. Итак,  командам надо ответить на вопросы.

1. Что означает термин «Экология»?

Термин “экология” введен немецким биологом Э.Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова “экойс”, “экус” – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.

2 .Проблемы экологии в мире, стране, городе?

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего поколения. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почв от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в стране и нашем городе.

3. Что же такое экологическое воспитание?

– Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых. Цель экологического воспитания:  формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

4. Определите задачи экологического воспитания.

– Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.

– Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.

– Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.

5. Что такое экологические знания?

– Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания и т.д.

6. Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные,  эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.

Задание № 2. Экспериментирование.

Показать мы можем детям

Опыт и эксперимент

Про огонь, металл и воду

Всё узнаем мы в момент!

Ведущий. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира.

Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Работа в лаборатории способствует развитию у дошкольников интереса к исследовательской деятельности, формированию естественнонаучного мировоззрения. Превращаясь в «ученых», дети проводят опыты, эксперименты, наблюдения.

Задания командам:

Один из участников команды вытягивает задание (а или б), затем вся команда выполняет его в течение 5 минут.

а) по фото определить тему, по которой проводится опыт, и сформулировать цель его проведения.

б) с помощью подготовленного оборудования и материалов провести опыт, назвав так же тему и цель.

Минута отдыха «Это интересно знать».

- Яблоки гораздо более эффективно бодрят людей по утрам, чем кофеин.

- Зеленый чай содержит на 50% больше витамина С, чем обычный черный.

- Чихнуть с открытыми глазами невозможно.

- Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7–8 лет.

- От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет.

Ведущий. В природе много интересного. Развивать, «подогревать» интерес к изучению природы, природных явлений необходимо для экологического воспитания. Поэтому сейчас мы проводим викторину.

Задание № 3. Викторина «Рекорды живой   природы».

1. Самая крупная из птиц, быстро бегает, но не летает.

1) пингвин

2) страус +

3) беркут

4) дрофа

2. Самое крупное сухопутное животное.

1) бегемот

2) горилла

3) слон +

4) носорог

3. Самое большое морское млекопитающие.

1) морж

2) дельфин

3) морской лев

4) Синий кит +

4. Самое северное дерево (кустарник) в мире, его ветки могут достигать 5 м в длину

1) ива арктическая +

2) ель

3) сосна

4) лиственница

5. Самое высокое дерево

1) ель

2) береза

3) секвойя +

4) пихта

6. Самое быстрорастущее растение

1) бамбук +

2) банан

3) эвкалипт

4) баобаб

7. Самое раскидистое дерево-

1) баобаб

2) баньян +

3) дуб

4) каштан

8. Самая большая кошка

1) тигр

2) лев +

3) леопард

4) пума

9.  Самое высокое животное

1) окапи

2) слон

3) лось

4) жираф +

Переменка. Ритмическая гимнастика.

Ведущий.  На занятиях по ознакомлению с природой уместно будет провести физкультминутки на тему изображения животных или природных явлений. Вот пример такой физкультминутки.

 «Медвежата»

Медвежата  в  чаще жили,  головой они крутили.

Вот так, вот так, головой они крутили.   (вращение головой)

Медвежата мед искали,  дружно дерево качали.

Вот так, вот так – дружно дерево качали.  (вытянуть руки вперед перед грудью, пальцы в замок, повороты туловища вправо-влево)

А из речки воду пили.

Вот так, вот так, а из речки воду пили.    (руки за спиной, наклоны вперед)

А потом они плясали, выше ноги поднимали.

Вот так, вот так, выше ноги поднимали   (поднимаем колени высоко, маршируем)  Задание № 4. «Найди и покажи».

Ведущий. Одной команде предлагается конверт с «портретами» 20 птиц, среди которых надо найти соловья. Другой команде предлагается конверт с «портретами» 20 животных, среди которых надо найти горностая.

Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.

Задание № 5. «Реклама».

Ведущий. Каждая команда получает картинку с изображением птицы: дятел, синица, кукушка, воробей. Нужно придумать рассказ  —  рекламу о каждой птице. Чья реклама буде самой убедительной, достоверной, эмоциональной, тот и победит.

Примеры:

СИНИЦА: голова у меня в чёрной шапочке, на шее и на груди длинный чёрный галстучек; спинка, крылья и хвост — тёмные, а грудка ярко- жёлтая, будто я в жёлтый жилетик нарядился.

ВОРОБЕЙ: верх моей головки серенький, будто серенькая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые. А спинка и крылья потемнее: они коричневые, пёстренькие. Вверху, на крыльях - белая полоска. Под шейкой большое чёрное пятно, совсем как бант или широкий галстук. Ишь я какой франт!

ДЯТЕЛ: какой я нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке — ярко-красное пятно, а на чёрных крыльях — белые пятнышки и полоски. Весь я пёстрый. Вся моя жизнь связана с лесом. Не будь меня. Ваши леса выглядели бы иначе. Все дятлы — настоящие плотники. Мы извлекаем и уничтожаем очень опасных для леса насекомых (короедов, усачей). Долбим лишь заражённые вредителями деревья.

Задание № 7. «Ушки на макушке».

На внимательность вопросы.

Ты их слушай, не зевай!

Отвечать на них непросто,

Лишь подумав, отвечай!

Ведущий. Члены команд по очереди быстро заканчивают предложения и отвечают на вопросы.

- Иглы колкие торчат прямо с детства у ……. (ежат)

- В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там …… (ёрш)

- Через горы и леса в край родной летит …..… (птица)

- Устают, наверно, скулы грызть орехи у …………  (белки)

- Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый ………….. (петух)

- Звонко цокают подковы на копытах у ……………  (коня)

- Кукарекает спросонок милый, добрый  …………..  (петух)

- Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно,  это …………..  (белка)

- Кто взлетит с цветка вот-вот? Разноцветный ……………..  (бабочка)

- Нарушая утром тишь, распевает в роще  …………… (соловей)

- В речке я люблю резвиться, в стайке плавать, ведь я ……………. (рыба)

- Ква-ква-ква - какая песня! Что быть может интересней,

- Что быть может веселей? А поет вам?  …………………  (лягушка)

- Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на две ноги? (ответ: 3 кг)

- Под каким деревом сидит заяц, когда идет дождь? (ответ: под мокрым)

- Как далеко в лес может забежать заяц? (ответ: до середины. Дальше он уже выбегает из леса)

- Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, потом 3 сливы. - Сколько деревьев зацвело? (ответ: в январе деревья не цветут)

- Куда идет цыпленок, переходя дорогу? (ответ: на другую сторону дороги)

- Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? (ответ: многие сразу говорят, что ночью. Все гораздо проще: когда дверь открыта)

Заключительное задание.

Ведущий. Занимаясь экологическим воспитанием, мы должны с вами научить наших детей любить и ценить природу. Природа не должна рассматриваться только с утилитарной точки зрения. Прежде всего, необходимо показать детям ее уникальность, красоту и универсальность (природа – среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем – объект человеческого потребления). Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то дает, а потому что она самоценна!

Давайте подведем итоги. Перед вами на столе фишки красного и синего цвета.  Возьмите их в руки, и будете класть на стол фишку красного цвета, если по данному пункту достигнут положительный результат, если этого ещё нет – синего.  У вас может мало оказаться на столе красных фишек, потому что ваши воспитанники ещё маленькие, и им рано владеть этими экологическими знаниями или навыками. Ничего! Всё ещё впереди! Итак:

- Дети моей группы знают, какую пользу оказывают птицы в природе.

- Я детям доказала взаимосвязь всего живого, они знают, что нет вредных живых существ.

- Наблюдения за живым в природе проводятся постоянно, при этом у детей развивается мыслительная деятельность

- Наблюдения за объектами природы я связываю с занятиями по рисованию, развитию речи, лепке, конструированию.

- Уход за цветами в группе осуществляют дети.

- Использую нестандартные приемы, включение детей в трудовую деятельность на участке.

- Всю зиму имеются кормушки на участке.

- Летом собирали корм для птиц.

- На моем участке есть скворечник.

- Дети бережно относятся к насекомым.

- В группе есть библиотечка книг о природе.

- Дети знают стихи на тему бережного отношения ко всему живому.

- В группе оформляю наглядную агитацию для родителей по эклогическому воспитанию.

- Составляю с детьми экологические сказки.

Подсчитайте количество красных фишек. Все, что еще не успели сделать, что не удалось сделать, отметьте, постарайтесь воплотить это в жизнь, продолжая экологическое воспитание своих подопечных.

Итог.

Жюри подводит итоги игры, называется команда-победительница.

Ведущий. Наша игра подходит к концу. Давайте встанем в круг. Протяните руки вперед, почувствуйте себя теплым солнечным лучиком. А  теперь соедините руки с руками тех, кто стоит рядом  –  и почувствуйте себя солнышком. Никогда не забывайте, что мы все взаимосвязаны одним добрым и хорошим делом – воспитанием у наших детей любви к природе. Помните наш девиз «Вместе  мы – сила!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов дошкольного отделения «Физическое развитие и воспитание культуры здоровья»

Деловая игра для педагогов дошкольного отделения«Физическое развитие и воспитание культуры здоровья» Цель: систематизировать знания педагогов по вопросам физического воспитания детей  и форм...

Деловая игра для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников»

Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- расширить представления педагогов о различн...

Деловая игра для педагогов ДОУ по речевому развитию посредством квест-технологии "Успех каждого"

Данный материал могут использовать заместители, старшие воспитатели для формирования готовности педагогов к применению образовательной деятельности квест-технологии в условиях реализации ФГОС ДО...

Методические рекомендации для педагогов "Экологическая тропа как средство познавательного и речевого развития дошкольников"

В методических рекомендациях рассматривается:значение экологической тропы;методические рекомендации по организации экологической тропы;формы работы с детьми на экологической тропе.К методическим реком...

«Речевое развитие дошкольников посредством экологического воспитания».

На современном этапе развития речь и мышлени является одной из основных задач воспитания дошкольников. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет ...

Деловая игра для педагогов по теме «Речевое развитие дошкольников»

Деловая игра направлена на повышение профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей в осуществлении задач речевого развития детей дошкольного возраста.Цель: повышение уровня ...