План-конспект открытой непрерывной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками старшей группы по теме «Испекли мы колобку друзей»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Васильева Ольга Павловна

План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками

старшей группы «Испекли мы колобку друзей»

Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

  Задачи:

 

1.Формировать у детей умения определять свойства муки и соли, используя простейшие приемы экспериментальной деятельности. («Познавательное развитие»)

2. Формировать простейшие приемы исследовательской деятельности. («Познавательное развитие»)

3.Совершенствовать умение детей делать выводы по результатам исследовательской деятельности. («Познавательное развитие»)

4. Формировать умение детей готовить тесто для лепки, познакомить с тестом как с художественным материалом. («Художественно-эстетическое развитие»)

5.Развивать связную речь, умение высказывать свое мнение, используя в речи сложноподчиненные предложения. («Речевое развитие»)

6.Развивать логическое мышление, тактильные ощущения. («Познавательное развитие»)

7.Воспитывать у детей аккуратность при выполнении эксперимента, навыки самообслуживания. («Социально-коммуникативное развитие»)                                              

  Методы и приёмы

практические: физминутка, лепка, опыты;

наглядные: показ, рассматривание;

словесные: вопросы, беседа, диалог с Колобком.

                                   Материалы и оборудование:

Демонстрационный: настольная ширма из кукольного театра, игрушка Колобок, демонстрационные карточки - модели, изображающие агрегатные состояния веществ, соленое тесто;

Раздаточный: одноразовые тарелочки с мукой и солью, емкости с водой, емкости для замешивания теста, пластмассовые ложечки, крышки с черным дном для рассматривания веществ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр имени В.Н.Татищева» с. Челно-Вершины муниципального района  Челно-Вершинский Самарской области

Структурное подразделение «Детский сад Ромашка»

План-конспект открытой непрерывной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками

старшей группы по теме «Испекли мы колобку друзей»

                                                                                       Воспитатель первой квалификационной категории

                                                                        Васильева О.П.

2019-2020 учебный год

План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками

старшей группы «Испекли мы колобку друзей»

Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

  Задачи: 

1.Формировать у детей умения определять свойства муки и соли, используя простейшие приемы экспериментальной деятельности. («Познавательное развитие»)

2. Формировать простейшие приемы исследовательской деятельности. («Познавательное развитие»)

3.Совершенствовать умение детей делать выводы по результатам исследовательской деятельности. («Познавательное развитие»)

4. Формировать умение детей готовить тесто для лепки, познакомить с тестом как с художественным материалом. («Художественно-эстетическое развитие»)

5.Развивать связную речь, умение высказывать свое мнение, используя в речи сложноподчиненные предложения. («Речевое развитие»)

6.Развивать логическое мышление, тактильные ощущения. («Познавательное развитие»)

7.Воспитывать у детей аккуратность при выполнении эксперимента, навыки самообслуживания. («Социально-коммуникативное развитие»)                                              

  Методы и приёмы

практические: физминутка, лепка, опыты;

наглядные: показ, рассматривание;

словесные: вопросы, беседа, диалог с Колобком.

                                   Материалы и оборудование:

Демонстрационный: настольная ширма из кукольного театра, игрушка Колобок, демонстрационные карточки - модели, изображающие агрегатные состояния веществ, соленое тесто;

Раздаточный: одноразовые тарелочки с мукой и солью, емкости с водой, емкости для замешивания теста, пластмассовые ложечки, крышки с черным дном для рассматривания веществ.

Формы организации совместной деятельности  

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка

Познавательно-исследовательская

Рассуждения, исследование, опыты.

Коммуникативная

Рассказ воспитателя, беседа, вопросы, элементы театральной деятельности.

     Игровая

Игровая ситуация «Кто я?»


Логика образовательной деятельности.
 

Этап занятия

Задачи

( с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя стоят полукругом

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный этап.

Игровая ситуация «Кто я?»

На столе педагога за ширмой спрятана игрушка Колобок.

Голос из -за ширмы:

Говорят, я - круглобокий,

Говорят, без рук, без ног я,

И что от всех я убегаю,

Кто же я такой? Не знаю!

Воспитатель спрашивает, как вы думаете, кто там спрятался за ширмой?

Колобок здоровается с детьми, благодарит детей за то, что назвали его имя! Колобок говорит, что теперь знает, что он- Колобок. Только все равно не понятно: какой я, откуда я взялся. Предлагает рассказать. Колобок задает вопросы:

- где я живу?

- почему я от всех убегаю?

- почему се хотят меня съесть?

- почему я вкусный?

- кто меня делал таким?

- из чего меня сделали?

Дети стоят около воспитателя на ковре, отвечают на вопросы. Здороваются с колобком, отвечают на его вопросы.

Деятельностный этап.

Развивать связную речь, умение высказывать свое мнение, используя в речи сложноподчиненные предложения.

Беседа.

Развита связная речь, умеют высказывать свое мнение, используя в речи сложноподчиненные предложения.

 Воспитатель предлагает вспомнить, как в сказке появился Колобок.

Спрашивает, что нужно, чтобы испечь настоящий Колобок? Где мы будем печь Колобок?

Воспитатель говорит, что так, как у нас нет настоящей печки, мы положим в тесто побольше соли, и тогда ы сможем высушить наши колобки на батарее.

Воспитатель предлагает детям познакомиться со свойствами соли и муки, и попробовать самим сделать тесто для колобка.

Дети сидят на стульчиках на ковре, отвечают на вопросы. В ходе беседы дети вместе с воспитателем выясняют, что для приготовления теста нужны мука, соль, вода.

Формировать умения определять свойства муки и соли, используя простейшие приемы экспериментальной деятельности. Закреплять умения детей делать выводы по результатам исследовательской деятельности.

Экспериментальная деятельность. Решение проблемы «Как сделать настоящий Колобок?»

Умеют определять свойства муки и соли, используя простейшие приемы экспериментальной деятельности. Умеют делать выводы по результатам исследовательской деятельности.

Эксперимент № 1.

  «Определите на ощупь, где соль, а где мука?»

Действия:

- опустите пальчики в тарелочки с мукой и солью;

- потрите содержимое между пальцами, что вы ощущаете?

Эксперимент № 2.

 «Рассматривание частиц соли»

Действия:

- возьмите из тарелочки на кончике ложки немного соли;

- рассыпьте ее на крышечку с черным дном;

- рассмотрите крупинки;

- попробуйте ложкой раздавить крупинки;

Эксперимент № 3. 

«Рассматривание частиц муки»

Действия:

- возьмите из тарелочки на кончике ложки немного муки;

- рассыпьте ее на крышечку с черным дном;

- рассмотрите крупинки;

- постарайтесь ложкой раздавить крупинку;

Эксперимент № 4.

«Какого вкуса мука и соль»

Действия:

-возьмите из тарелочки ложкой немного муки;

- осторожно, кончиком языка попробуйте ее;

- тоже самое проделайте с солью;

Дети проходят за столы, выполняют действия. Вывод: Мука на ощупь мягкая, а соль более жесткая.

Вывод: Соль состоит из крупинок, которые нельзя раздавить ложкой. Соль - твердое вещество.

Вывод: Мука тоже состоит из крупинок, но они меньше по размеру, и из тоже нельзя раздавить ложкой. Мука - твердое вещество.

Вывод: Соль по вкусу - соленая, а мука - безвкусная, пресная.

Снять усталость.

Физминутка «Маленькие человечки»

Снята усталость.

Умеют использовать простейшие приемы исследовательской деятельности.

Воспитатель объясняет детям правила игры: «Вещества вокруг нас состоят из маленьких частиц. Если частички крепко держатся за руки, как человечки на этой карточке, то такие вещества называются твердыми (показывает карточку)

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-111775-1454829324.jpg

Предлагает показать «твердое вещество – соль»: возьмитесь крепко за руки. Спрашивает, легко ваши руки разъединить? Условие игры: если я буду называть твердое вещество, вы дружно беретесь за руки. Частицы в жидком веществе не очень крепко держатся друг за друга, вот так, как человечки на этой карточке (показывает карточку)

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-111775-1454829628.jpg

Предлагает показать жидкое вещество - воду. Встаньте рядом и коснитесь друг друга локтями. Легко ли разорвать вашу цепь? Условие игры: если я буду называть жидкое вещество, вы встанете и коснетесь друг друга локтями. И наконец, есть вокруг нас газообразные вещества. Мы их практически не видим, но можем ощущать по запаху. Частички газообразных веществ вообще не соприкасаются друг с другом, они свободно движутся в разных направлениях. Как человечки на этой карточке (показывает карточку)

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-111775-1454830052.jpg

Частички двигаются так, как вы бегаете врассыпную. Предлагает показать газообразное вещество- воздух: побегать в разных направлениях. Условие игры: если я буду называть газообразное вещество, вы будете двигаться в разных направлениях.

(воспитатель называет разные вещества)

Дети на ковре «моделируют» с помощью движений: сахар, вода, воздух, молоко, камень, дым, песок, сок, туман, дерево и т. д.

Формировать простейшие приемы исследовательской деятельности.

Экспериментальная деятельность «Приготовление теста для лепки»

Воспитатель с детьми, обобщая знания, полученные в ходе эксперимента, определяют, что для приготовления теста нам нужна мука, вода и немного соли. Говорит, что тогда наш Колобок будет съедобным, но его нужно обязательно испечь! Где мы это будем делать? (у нас нет такой возможности). Воспитатель показывает детям хлебобулочное изделие, сделанное из соленого теста. Рассказывает, что изделие сделано из теста, в которое положили много соли. Из этого теста можно слепить что угодно. Его не нужно печь, нужно только положить в теплое место. Когда изделие высохнет, его можно покрасить красками и использовать для игры. Говорит, что есть его, конечно, нельзя! Спрашивает, почему? Хотите я научу вас делать такое тесто? Говорит, что из него они смогут слепить не только Колобок, но и все, что захотят.

Эксперимент № 5. 

«Приготовление соленого теста»

Действия:

- возьмите три ложки муки и высыпьте ее в емкость для приготовления теста;

- добавьте шесть ложек соли;

- перемешайте полученную смесь;

- постепенно, понемногу добавляйте в полученную смесь воду;

- добавляйте воду о тех пор, пока смесь не станет вязкой (это и есть соленое тесто)

Дети сидят на своих местах, отвечают на вопросы. Делают вывод: Чтобы получить соленое тесто нужно взять соль, муку и воду.

Формировать умение детей готовить тесто для лепки, познакомить с тестом как с художественным материалом.

Лепка колобка из приготовленного теста

Умеют готовить тесто для лепки, познакомились с тестом как с художественным материалом.

Воспитатель предлагает детям достать ложкой полученное тесто на клеенку. Ручки (ладошки) опустить в тарелочку с мукой, взять комок теста и скатать колобок.

Дети сидят за столами.Самостоятельная деятельность детей. По окончании выполнения работы ребята выкладывают колобки на крышечки и показывают их игрушечному Колобку.

Заключительная часть

Воспитатель благодарит детей, предлагает поделиться своими впечатлениями. Колобок говорит, что как здорово получилось! Спрашивает, можно ему попробовать? Говорит, что жаль, что нельзя! А с другой стороны - Лисе тоже такой Колобок не понравится! И тогда с вашими колобками можно играть в другую сказку! Только их надо сделать сказочными, а то они у вас какие - то бледные!

Воспитатель говорит Колобку, чтобы он не переживал! Когда наши колобки подсохнут, мы разрисуем их красками, и они станут сказочными!

Задает вопросы:

- какие вещества нужны для приготовления теста

- назовите твердые вещества, которые мы использовали для приготовления теста?

- какие жидкие вещества помогли нам сделать тесто?

Воспитатель хвалит Колобка и детей.

Дети высказывают свое мнение, отвечают на вопросы. Дети вместе с Колобком отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непрерывной – образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности математической направленности на игровой основе для детей старшего дошкольного возраста «На День рождения к осли

В ходе образовательной ситуации в игровой форме дети осваивают порядковый счёт, счёт двойками, выполняют задания на развитие внимания, логического мышления с использованием интерактивной компьютерной ...

Конспект открытой непрерывной образовательной деятельности в области художественно – эстетическое развитие в старшей группе по теме: «Мы учимся быть актерами».

На занятии воспитатель поддерживет стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности. Побуждает самостоятел...

Конспект открытой непрерывной образовательной деятельности в области художественно – эстетическое развитие в старшей группе по теме: «Мы учимся быть актерами».

На занятии воспитатель поддерживет стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности. Побуждает самостоятел...

Конспект непрерывной образовательной деятельности ОО: «Познавательно-исследовательская деятельность» Тема: «Королевство красок» (старшая группа)

Предтавляю, Вашему вниманию очень интересное занятие для детей старшего возраста по рисованию. Это занятие помогает раскрыть художественные навыки детей, закрепить основные цвета радуги, повышает наст...

Непрерывная (непосредственно) образовательная деятельность по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками среднего возраста с использованием образовательного конструктора «ФАНКЛАСТИК» по теме «Родник»

Непрерывная (непосредственно) образовательная деятельность по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками среднего возраста с использованием образовательного конструктора «ФАНКЛ...